Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.07.2016 N Ф10-2418/2016 по делу N А83-5011/2015
Обстоятельства: Определением отказано в принятии обеспечительных мер по делу о признании права собственности на центральный рынок - в виде запрета регистрирующему органу осуществлять государственную регистрацию перехода права собственности, а также государственную регистрацию обременений на центральный рынок, поскольку на момент рассмотрения заявления о принятии обеспечительных мер, указанные в нем меры не могли обеспечить фактическую реализацию целей обеспечительных мер.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2016 г. в„– Ф10-2418/2016

Дело в„– А83-5011/2015

Резолютивная часть постановления изготовлена 13.07.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.07.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сорокиной И.В.
судей Солодовой Л.В., Гладышевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Масенковой О.А.
при участии в заседании:
от истца
Сакского районного потребительского общества Катунин Д.П. - представитель (дов. б/н от 07.10.2015, сроком до 31.12.2016)
от ответчиков
Субъекта Российской Федерации Республики Крым в лице Совета Министров Республики Крым Няньчук Е.Н. - представитель (дов. в„– 1/01-48/5304 от 09.11.2015, сроком на 3 года)
Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымская торговая компания" Представитель не явился, извещен надлежаще
Муниципального образования городской округ Саки Республики Крым в лице Администрации города Саки Республики Крым Представитель не явился, извещен надлежаще
от третьих лиц
Министерства промышленной политики Республики Крым Представитель не явился, извещен надлежаще
Государственного совета Республики Крым Кутепова Т.А. - представитель (дов. в„– 28-50/185 от 02.06.2016, сроком на 3 года)
Муниципального унитарного предприятия "Сакское торговое производственное объединение" города Саки Республики Крым Представитель не явился, извещен надлежаще
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым кассационную жалобу Сакского районного потребительского общества, г. Саки Республика Крым, на определение Арбитражного суда Республики Крым от 11.02.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 по делу в„– А83-5011/2015,

установил:

Сакское районное потребительское общество, г. Саки Республика Крым, обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к субъекту Российской Федерации Республике Крым в лице Совета Министров Республики Крым, Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымская торговая компания" о признании права собственности на центральный рынок, состоящий из тридцати одного строения, находящийся по адресу: г. Саки, ул. Советская 9/11/15.
При рассмотрении настоящего дела в суд первой инстанции от истца поступило ходатайство о принятии обеспечительных мер, в порядке ст. 41 АПК РФ, в виде запрета Государственному комитету по регистрации и кадастру Республики Крым осуществлять государственную регистрацию перехода права собственности, а также государственную регистрацию обременений на центральный рынок, состоящий из тридцати одного строения, находящийся по адресу: г. Саки, ул. Советская 9/11/15, а также запрета Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым совместно с администрациями муниципальных образований Республики Крым осуществлять необходимые мероприятия, связанные с передачей в муниципальную собственность имущества, указанного в приложении к распоряжению Совета Министров Республики Крым от 14.01.2016 в„– 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность".
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 11.02.2016 (судья Радвановская Ю.А.), оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 (судьи Остапова Е.А., Проценко А.И., Баукина Е.А.) в удовлетворении заявленного ходатайства о принятии обеспечительных мер отказано.
Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, Сакское районное потребительское общество обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении вышеуказанного ходатайства.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители ответчика - Субъекта Российской Федерации Республики Крым в лице Совета Министров Республики Крым и третьего лица - Государственного совета Республики Крым, считая доводы кассационной жалобы необоснованными, просили оставить жалобу без удовлетворения, а судебные акты - без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон, в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 в„– 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" арбитражный суд принимает меры, предусмотренные главой 8 АПК РФ, для обеспечения прав и интересов заявителя имущественного или неимущественного характера в целях предупреждения причинения материального либо нематериального вреда в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из п. 9 данного Постановления Пленума следует, что при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что согласно ч. 2 ст. 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества.
В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 90 АПК РФ. Арбитражный суд вправе применить обеспечительные меры при наличии обоих оснований, указанных в ч. 2 ст. 90 АПК РФ, если заявителем представлены доказательства их обоснованности.
В п. 10 названного Постановления Пленума также разъяснено, что в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 92 АПК РФ заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер.
При оценке доводов заявителя в соответствии с ч. 2 ст. 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, устанавливать: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Кроме того, рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными ч. 2 ст. 90 АПК РФ.
Согласно материалам дела, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании за ним права собственности на центральный рынок, состоящий из тридцати одного строения, находящийся по адресу: г. Саки, ул. Советская 9/11/15, ссылаясь при этом на наличие у него надлежащих доказательств возникновения и существования права собственности на указанное имущество, в то время как Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 в„– 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" посягает на правомочия Сакского районного потребительского общества как собственника спорного имущества.
В обоснование ходатайства о принятии обеспечительных мер истец ссылается на то, что органами власти Республики Крым предпринимаются действия, направленные на передачу титула собственника спорного имущества (либо передачу ограниченного вещного права - хозяйственного ведения или оперативного управления) иным третьим лицам, в частности, в соответствии с п. 4.4. распоряжения Совета Министров Республики Крым от 03.09.2014 в„– 890-р указанное в Приложении к данному Распоряжению имущество закреплено за ГУП РК "Крымская торговая компания" на праве хозяйственного ведения. Также Советом Министров Республики Крым на основании нормативно-правовых актов - вышеуказанного постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.01.2014 в„– 2085-6/14 и постановления Государственного Совета Республики Крым от 13.01.2016 в„– 954-1/16 "О даче согласия Совету Министров Республики Крым на передачу имущества в муниципальную собственность" было издано распоряжение от 14.01.2016 в„– 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность".
При этом, истец указывает на то, что регистрация перехода права собственности на спорное имущество повлечет необходимость для истца подачи дополнительных исков, а также приведет к невозможности разрешения настоящего спора по существу, поскольку на момент вынесения решения титул собственника на спорное имущество будет находиться у третьих лиц, не являющихся участниками спора, что исключает возможность удовлетворения исковых требований (требование будет рассматриваться по отношению к ненадлежащему ответчику), то есть общество будет лишено принадлежащего на праве собственности имущества, что причинит ему значительный ущерб.
В силу п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" доказывание наличия обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 90 АПК РФ, возложено на заявителя, который должен обосновать причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и представить доказательства, подтверждающие его доводы.
Между тем, заявителем не представлено в материалы дела доказательств совершения ответчиком либо иным лицом действий, направленных на регистрацию за собой в государственном реестре права на спорное имущество, аналогичного праву, о котором заявил истец.
Судами верно отмечено, что в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Республики Крым момент возникновения права собственности Республики Крым на имущество, включенное в Приложение к постановлению в„– 20856/14 Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 в„– 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", а также момент возникновения права муниципальной собственности на имущество, безвозмездно переданное в муниципальную собственность Республикой Крым, не связаны с актом государственной регистрации соответствующего права.
Согласно п. 1 ст. 2.1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 в„– 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 в„– 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
В силу п. 6 распоряжения Совета министров Республики Крым от 14.01.2016 в„– 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность" право муниципальной собственности на имущество, указанное в п. 1 настоящего распоряжения, возникает со дня утверждения акта приема-передачи.
Следовательно, государственная регистрация в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности Республики Крым и муниципальных образований на территории Республики Крым является актом признания и подтверждения уже возникшего права.
Согласно материалам дела, Республика Крым, от имени которой действует Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, передала по передаточному акту от 18.01.2016 Администрации города Саки Республики Крым следующие объекты недвижимости: Центральный рынок Сакского райпо, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Саки, ул. Советская 9/11/15; иное движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансах Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ "Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым", а также предприятий, учреждений, организаций, входящих в их структуру, ООО "Кооперативная торгово-логистическая сеть", расположенное на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым.
Таким образом, на момент рассмотрения судом первой инстанции заявления о принятии обеспечительных мер, указанные в нем меры не могли обеспечить фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными ч. 2 ст. 90 АПК РФ.
Кроме того, судами верно указано, что решение по спору о признании права собственности на недвижимость не предполагает принудительного исполнения.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступившие в законную силу судебные акты являются одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу п. 1 ст. 28 настоящего Закона отказать в регистрации права на недвижимое имущество, установленного решением суда, государственный регистратор вправе только по основаниям, указанным в абзацах 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав.
Из абз. 2 п. 6 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 в„– 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что судебный акт является самостоятельным основанием как для государственной регистрации права на недвижимое имущество, так и для погашения регистратором соответствующей записи.
Следовательно, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что создание государственного унитарного предприятия и принятие Советом Министров Республики Крым распоряжения от 03.03.2014 в„– 890-р, которым в том числе закреплено за указанным ГУП на отличном от права собственности праве спорное имущество, а также передача имущества другим лицам на ином вещном праве либо на основании обязательства, не может привести к невозможности исполнения решения суда в случае удовлетворения заявленных исковых требований - о признании права собственности на спорное имущество за истцом.
Более того, в материалах дела отсутствуют доказательства обращения ответчика и других лиц в регистрирующие органы для осуществления регистрации перехода прав на спорное имущество, равно как и надлежащие доказательства, свидетельствующие о том, что непринятие испрашиваемых обеспечительных мер исключит возможность исполнения решения суда либо затруднит его исполнение по заявленным истцом требованиям.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда по данному делу, а также причинить значительный ущерб заявителю и обоснованно отказали в удовлетворении заявленного ходатайства, в связи с недоказанностью истцом наличия хотя бы одного из оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 90 АПК РФ,
В связи с изложенным, выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными, требования процессуального закона соблюдены, основания, предусмотренные ст. 288 АПК РФ для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, отсутствуют, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, ст. 290 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

постановил:

определение Арбитражного суда Республики Крым от 11.02.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 по делу в„– А83-5011/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.

Председательствующий
И.В.СОРОКИНА

Судьи
Л.В.СОЛОДОВА
Е.В.ГЛАДЫШЕВА


------------------------------------------------------------------