Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.07.2016 N Ф10-2474/2016 по делу N А09-10871/2015
Требование: О признании недействительными постановлений органа местного самоуправления.
Обстоятельства: Оспариваемыми постановлениями были внесены изменения в постановление о передаче земельного участка в собственность заявителя в части цены выкупа в земельного участок, исходя из текущей кадастровой стоимости данного земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку оспариваемыми постановлениями орган местного самоуправления вмешивается в гражданско-правовые отношения между иными лицами и фактически способствует расторжению договора купли-продажи, что не входит в его полномочия.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Брянской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2016 г. в„– Ф10-2474/2016

Дело в„– А09-10871/2015

Резолютивная часть объявлена 11.07.2016
Полный текст постановления изготовлен 13.07.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Панченко С.Ю.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Брянск-Синтез" (ОГРН 1033265002198, ИНН 3232030106, ул. Авиационная, 26-129, г. Брянск, 241037) - Пахомовой Е.В. (дов. от 08.07.2016),
от Администрации Климовского района Брянской области (ОГРН 1023201322528, ИНН 3216002920, пл. Ленина, 1, п.г.т. Климово, Климовский район, Брянская область, 243040) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Климовского района (ул. Брянская, д. 43, пгт. Климово, Климовский район, Брянская область, 243040) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от открытого акционерного общества "Экстра-шов" (ИНН 3216000390, ул. Калинина, 17, пгт Климово, 243040) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "Центр промышленной безопасности и технической инвентаризации "Единое окно" (ул. Камозина, 27-33, г. Брянск, 241012) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "БрянскГипроЗем" (ОГРН 1023242735577, ИНН 3234031352, пр-т Ст. Димитрова, 55в, г. Брянск, 241033) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Климовского района Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 22.12.2015 (судья Кулинич Е.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 (судьи Тучкова О.Г., Рыжова Е.В., Тимашкова Е.Н.) по делу в„– А09-10871/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Брянск-Синтез" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительными постановлений администрации Климовского района Брянской области (далее - Администрация) от 02.06.2015 в„– 253 "О внесении изменений в постановление администрации Климовского района от 15.10.2012 в„– 910 "О передаче земельного участка в собственность ООО "Брянск - Синтез" (в редакции постановления администрации Климовского района от 25.12.2014 в„– 588) и от 17.08.2015 в„– 338 "Об отмене постановления администрации Климовского района от 15.10.2012 в„– 910 "О передаче земельного участка в собственность ООО "Брянск - Синтез".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Климовского района (далее - Комитет), ОАО "Экстра-шов", ООО "Центр промышленной безопасности и технической инвентаризации "Единое окно" и ООО "БрянскГипроЗем".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 22.12.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, указывая, что судом первой и апелляционной инстанции нарушены и неправильно применены нормы материального права.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ООО "Брянск-Синтез" принадлежит на праве собственности производственная база общей площадью 1813,6 кв. м, расположенная по адресу: Брянская область, Климовский район, п.г.т. Климово, ул. Калинина, д. 15, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 28.03.2001 серия 32 БР 073130.
По результатам рассмотрения заявления общества от 28.09.2012 на основании статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Брянской области от 04.03.2010 в„– 11-З "О внесении изменений в Закон Брянской области "О цене земли на территории Брянской области при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках" Администрацией принято постановление от 15.10.2012 в„– 910, в соответствии с которым по соглашению сторон расторгался договор аренды земельного участка с кадастровым номером 32:12:0010809:126 из земель населенных пунктов для производственных целей, расположенного по адресу: Брянская область, пгт. Климово, ул. Калинина, уч.15, и данный земельный участок передавался в собственность ООО "Брянск-Синтез" за плату по цене в размере десяти земельных налогов.
23 октября 2012 года на основании постановления Администрации от 23.10.2012 в„– 76 между Комитетом (Продавец) и ООО "Брянск-Синтез" заключен договор купли-продажи земельного участка в„– 76.
Согласно п. 1.1. договора обществу передавался в собственность земельный участок площадью 9610 кв. м с кадастровым номером 32:12:0010809:126, расположенный по адресу: Брянская область, пгт. Климово, ул. Калинина, 15.
В соответствии с пунктом 2.1. договора продажная цена земельного участка была определена в размере 214 783 руб. 50 коп.
Оплата стоимости земельного участка произведена обществом платежным поручением от 18.10.2012 в„– 687 в полном размере.
Земельный участок передан покупателю по акту приема-передачи от 23.10.2012.
Письмом от 16.11.2012 в„– 325 Комитет сообщил обществу о том, что при проведении кадастровых работ земельного участка 32:12:0010809:126 не был выделен земельный участок площадью 247 кв. м под зданием котельной, принадлежащей ООО "Экстра-шов" на праве собственности, в связи с чем, Комитетом направлено заявление в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области о снятии с кадастрового учета данного земельного участка.
4 декабря 2012 года земельный участок с кадастровым номером 32:12:0010809:126 был снят с учета (аннулирован) и сведения о нем были исключены из государственного кадастра недвижимости.
По заказу общества ООО "БрянскГипроЗем" было проведено межевание земельного участка площадью 9363 кв. м и 14.05.2013 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 32:12:0010809:129.
Также был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 32:12:010809:128 площадью 247 кв. м.
Указанные земельные участки были сформированы в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 32:12:0010809:126.
В связи с тем, что в результате указанных действий изменилась площадь и кадастровый номер земельного участка, переданного в собственность ООО "Брянск Синтез", общество обратилось в Комитет и Администрацию с предложением о заключении дополнительного соглашения к договору купли-продажи земельного участка от 23.10.2012 в„– 76.
Комитет (письмо от 08.09.2014 в„– 198) и Администрация (письмо от 19.11.2014 в„– 1447) посчитали невозможным заключить дополнительное соглашение к договору купли-продажи от 23.10.2012 в„– 76 в части изменения кадастрового номера и площади земельного участка, так как с 01.01.2013 на основании постановления Администрации от 30.11.2012 в„– 1122 увеличилась кадастровая стоимость земельных участков, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 32:12:0010809:129, которая существенно выше кадастровой стоимости аннулированного земельного участка с кадастровым номером 32:12:0010809:126.
25.12.2014 Администрацией принято постановление в„– 588 "О внесении изменений в постановление администрации Климовского района от 15.10.2012 в„– 910", согласно которому пункт 1 постановления в„– 910 излагался в новой редакции: "Расторгнуть по соглашению сторон договор аренды земельного участка от 09.10.2012 в„– 23 и передать за плату в собственность ООО "Брянск-Синтез" земельный участок, расположенный по адресу Брянская область, пгт. Климово, ул. Калинина, уч. 15 с кадастровым номером 32:12:0010809:129, площадью 9363 кв. м из земель населенных пунктов для производственных целей", пункт 2 постановления в„– 910 исключен.
При этом пунктом 3 постановления в„– 588 установлено, что цена выкупа вышеуказанного земельного участка рассчитывается в соответствии с действующим законодательством РФ, исходя из текущей кадастровой стоимости данного земельного участка.
ООО "Брянск-Синтез" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным пункта 3 постановления Администрации от 25.12.2014 в„– 588.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 15.06.2015 по делу в„– А09-3036/2015, пункт 3 постановления Администрации от 25.12.2014 в„– 588 признан недействительным, поскольку оспариваемый пункт постановления не устанавливает выкупную цену нового земельного участка, а направлен на изменение в административном порядке условий договора купли-продажи земельного участка от 23.10.2012 в„– 76, что в силу статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается.
02.06.2015 Администрацией принято постановление в„– 253 "О внесении изменений в постановление администрации Климовского района от 15.10.2012 в„– 910 (в редакции постановления от 25.12.2014 в„– 588)", которым пункт 3 изложен в следующей редакции: "Цена выкупа вышеуказанного земельного участка рассчитывается в соответствии с действующим законодательством РФ, исходя из текущей кадастровой стоимости данного земельного участка".
На основании решения суда от 15.06.2015 по делу в„– А09-3036/2015, выписки из ЕГРП от 12.08.2015, статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием государственной регистрации договора купли-продажи земельного участка от 23.10.2012 в„– 76 Администрацией принято постановление от 17.08.2015 в„– 338 об отмене постановления от 15.10.2012 в„– 910 "О передаче земельного участка в собственность ООО "Брянск-Синтез".
Полагая, что постановления Администрации в„– 253 и в„– 338 не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы общества, ООО "Брянск-Синтез" обратилось в арбитражный суд.
Признавая недействительными оспоренные постановления органа местного самоуправления, суды пришли к выводу, что указанными ненормативными правовыми актами Администрация вмешивается в гражданско-правовые отношения между иными лицами и фактически способствует расторжению договора купли-продажи, что не входит в ее полномочия.
Коллегия судей округа соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент спорных правоотношений, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 этой же статьи предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 этой же статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления общества от 28.09.2012 Администрацией принято постановление от 15.10.2012 в„– 910 "О передаче земельного участка в собственность ООО "Брянск-Синтез", на основании которого 23.10.2012 между Комитетом (Продавец) и ООО "Брянск-Синтез" заключен договор купли-продажи земельного участка в„– 76.
В связи с изменением предмета договора купли-продажи в„– 76, Администрация постановлением от 02.06.2015 в„– 253 внесла изменения в пункт 3 постановления от 15.10.2012 в„– 910 "О передаче земельного участка в собственность ООО "Брянск-Синтез" (в редакции постановления от 25.12.2014 в„– 588), изменив определение цены выкупа вышеуказанного земельного участка.
Однако, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 15.06.2015 по делу в„– А09-3036/2015 пункт 3 постановления от 25.12.2014 в„– 588 признан недействительным, при этом суд указал, что оспариваемый пункт постановления не устанавливает выкупную цену нового земельного участка, а направлен на изменение в административном порядке условий договора купли-продажи земельного участка от 23.10.2012 в„– 76, что в силу статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При вынесении решения по делу в„– А09-3036/2015 арбитражный суд пришел к выводу, что договор купли-продажи от 23.10.2012 в„– 76 действует в части передачи ООО "Брянск-Синтез" в собственность земельного участка площадью 9363 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, пгт. Климово, ул. Калинина, 15 с кадастровым номером 32:12:0010809:129.
В соответствии с положениями статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон. Статьи 450 и 451 ГК РФ предусматривают, что договор может быть изменен по соглашению сторон либо по требованию одной из сторон в судебном порядке. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Учитывая, что именно с момента подачи заявления между сторонами возникают правоотношения по выкупу земельного участка, и с этого момента у уполномоченного органа возникают соответствующие предусмотренные законом обязанности, выкупную цену земельного участка необходимо определять по состоянию на дату подачи такого заявления.
ООО "Брянск-Синтез" с заявлением о выкупе земельного участка обратилось в Администрацию 28.09.2012, следовательно, выкупная цена должна быть определена в порядке, предусмотренном законодательством, которое действовало в период подачи обществом заявления о приобретении в собственность земельного участка.
Изменение предмета договора купли-продажи от 23.10.2012 в„– 76, путем исключения из территории земельного участка с кадастровым номером 32:12:0010809:126, земельного участка под зданием котельной, принадлежащей ОАО "Экстра-шов", с уменьшением площади исходного земельного участка и присвоением нового кадастрового номера 32:12:0010809:129, при этом координаты внешних границ земельного участка общества остались прежними (письмо ООО "БрянскГипроЗем" от 02.12.2015 в„– 130), не может являться основанием для изменения выкупной цены, поскольку основополагающим для определения выкупной цены является момент подачи заявления.
Следовательно, в рассматриваемом случае у Администрации как лица, наделенного правомочием по распоряжению спорным земельным участком, отсутствовали основания для принятия постановления от 02.06.2015 в„– 253 ".
Частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.
Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление от 17.08.2015 в„– 338 "Об отмене постановления администрации Климовского района от 15.10.2012 в„– 910 "О передаче земельного участка в собственность ООО "Брянск - Синтез" принято Администрацией за пределами полномочий, предоставленных ей ст. 48 Закона в„– 131-ФЗ, не позволяющей органу местного самоуправления отменять муниципальные правовые акты, на основании которых уже возникли иные (в данном случае гражданско-правовые) отношения.
В результате принятия постановления от 17.08.2015 в„– 338 нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, заинтересованного на законных основаниях в приобретении земельного участка под производственной базой, принадлежащей ООО "Брянск - Синтез" на праве собственности.
Решение о предоставлении заявителю земельного участка в собственность Администрацией принято, орган местного самоуправления и общество заключили договор купли-продажи земельного участка. Земельный участок передан Комитетом (продавцом) обществу (покупателю) по акту приема-передачи.
Действующее законодательство не предусматривает регистрации договора купли-продажи земельного участка. Он вступил в силу с момента его подписания и передачи спорного земельного участка покупателю (обществу) продавцом (Комитетом) по акту приема-передачи.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление, представляющее собой отмену, односторонний отказ от заключения договора купли-продажи, реально нарушает права и законные интересы ООО "Брянск - Синтез" как стороны указанного договора в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод заявителя жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером 32:12:0010809:129 не мог выступать предметом договора купли-продажи от 23.10.2012 в„– 76, поскольку был сформирован и поставлен на кадастровый учет 14.05.2013, при этом Администрация не формировала земельный участок с кадастровым номером 32:12:0010809:126, не допускала кадастровых ошибок отклоняется коллегией судей округа, в силу следующего.
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Как следует из материалов дела, постановлениями Администрации от 09.04.2009 в„– 226 и от 17.12.2009 в„– 980 утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане пгт. Климово под подъездной дорогой и зданием котельной ОАО "Экстра-шов" на территории производственной базы ООО "Брянск-Синтез".
Согласно пункту 2 постановления от 17.12.2009 в„– 980 часть земельного участка площадью 9363 кв. м из общей площади 9610 кв. м была предоставлена в аренду ООО "Брянск-Синтез".
В связи с осуществлением кадастрового учета земельного участка, Администрацией принято постановление от 04.05.2012 в„– 376 "О подтверждении категории земель и разрешенного использования земельного участка общей площадью 9610 кв. м, расположенного по адресу: Климовский район, пгт. Климово, ул. Калинина, 15".
На основании утвержденной Администрацией схемы расположения земельного участка проведено межевание и поставлен на кадастровый учет земельный участок 32:12:0010809:126 площадью 9610 кв. м (дата внесения номера в ГКН 05.07.2012).
Таким образом, публичная обязанность по формированию земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства возложена законом на соответствующие уполномоченные органы, в данном случае на Администрацию.
Учитывая, что подготовка и утверждение проекта межевания территории зависит от воли органов, осуществляющих публичные полномочия, ООО "Брянск-Синтез" не может нести негативные последствия, связанные с допущенной ошибкой в процессе формирования земельного участка на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий обществу на праве собственности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 22.12.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 по делу в„– А09-10871/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.Ю.ПАНЧЕНКО


------------------------------------------------------------------