Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14.07.2016 N Ф10-2013/2016 по делу N А83-1184/2015
Требование: О признании недействительным и отмене представления органа финансового надзора.
Обстоятельства: В ходе проверки деятельности предприятия установлены нарушения законодательства и иных НПА, в том числе недополучены финансовые ресурсы, неправомерно произведены расходы, другие финансовые нарушения. По итогам проверки предприятию выдано представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт превышения органом финансового надзора своих полномочий при проведении проверки установлен. Выдача спорного представления произведена с нарушением закона.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2016 г. в„– Ф10-2013/2016

Дело в„– А83-1184/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 7 июля 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.
судей Николаевой Н.Н., Шелудяева В.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алешиной М.А.
при участии в заседании:
от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" (ОГРН 1149102012620, Кирова ул., д. 28, г. Керчь, Республика Крым, 298312) в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Ялтинский торговый порт" (Рузвельта ул., д. 5, г. Ялта, Республика Крым, 298600): Ольховского М.Э. - представителя по доверенности от 18.11.2015 в„– 103;
от Службы финансового надзора Республики Крым (ОГРН 1149102017536, бульвар Ленина, д. 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295006): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 (судьи Привалова А.В., Карев А.Ю., Полынкина Н.А.) по делу в„– А83-1184/2015,

установил:

Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Ялтинский торговый порт" (далее по тексту - заявитель, предприятие или Ялтинский торговый порт) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным и отмене представления Службы финансового надзора Республики Крым (далее также - Крымфиннадзор, финансовый орган) от 27.03.2015 в„– 13-14/972 (далее также - представление).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 04.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 решение суда первой инстанции отменено, заявленное требование удовлетворено. Суд взыскал также со Службы финансового надзора Республики Крым в пользу предприятия судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
В кассационной жалобе Служба финансового надзора Республики Крым, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов, содержащихся в постановлении апелляционного суда, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить постановление апелляционной инстанции от 17.03.2016 и оставить в силе решение суда от 04.08.2015.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Представитель предприятия в судебном заседании возражал против доводов жалобы, находя состоявшийся судебный акт законным и обоснованным.
Кассационная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителя Службы финансового надзора Республики Крым, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
С учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа проверяет законность обжалуемого судебного акта в части вывода об отсутствии полномочий у финансового органа для проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия и в силу этого неправомерности указанной проверки.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителя предприятия, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Судами двух инстанций установлено и из материалов дела следует, что специалистами Службы финансового надзора Республики Крым проведена внеплановая проверка финансово-хозяйственной деятельности филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Ялтинский торговый порт" за период с 26.03.2014 по 30.11.2014, результаты которой отражены в акте от 20.02.2015 в„– 13-21/01.
В ходе проверки установлены нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов на общую сумму 9249056,68 рублей, в том числе недополучено финансовых ресурсов на сумму 6421071,00 руб., неправомерно произведены расходы на сумму 478396,68 руб., другие финансовые нарушения на сумму 2349589,00 руб.
По итогам проверки предприятию выдано представление от 27.03.2015 в„– 13-14/972 об устранении выявленных нарушений действующего законодательства до 15.06.2015.
Ялтинский торговый порт не согласился с представлением и обжаловал его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт Службы финансового надзора Республики Крым соответствует закону, является обоснованным, принят уполномоченным органом в пределах представленных ему полномочий по контролю и надзору в финансовой сфере.
Апелляционный суд не согласился с выводами Арбитражного суда Республики Крым, указав на неправомерность проведения данной проверки финансовым органом по причине отсутствия соответствующих полномочий.
При этом суд апелляционной инстанции правильно исходил из следующего.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Положению о Службе финансового надзора Республики Крым (в редакции, действовавший в момент проведения проверки), утвержденному Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 в„– 170 (далее - Положение в„– 170), Служба финансового надзора Республики Крым (Крымфиннадзор) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, органом внутреннего государственного финансового контроля Республики Крым; осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в сфере закупок товаров, работ и услуг, в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за использованием региональным оператором средств бюджета Республики Крым, а также по иному контролю согласно поручениям Главы Республики Крым.
Одной из основных задач Крымфиннадзора, в том числе, является обеспечение соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Крым и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (пункт 2.1 Положения в„– 170).
В разделе 3 Положения в„– 170 указаны функции и полномочия Службы Финансового надзора, в том числе полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений.
Следовательно, к проверкам, осуществляемым Крымфиннадзором, применимы нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации: полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 19.08.2014 в„– 285 утвержден Порядок осуществления Службой финансового надзора Республики Крым полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю (далее - Порядок в„– 285).
Согласно пункту 4 Порядка в„– 285 (в редакции, действовавшей до 11.03.2015) объектами контрольных мероприятий являются:
объекты государственного финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Крым, - при реализации Службой полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений;
заказчики, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, с нормативными правовыми актами Республики Крым в сфере закупок, - при реализации Службой полномочий, закрепленных за органами внутреннего государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, нормативными правовыми актами Республики Крым в сфере закупок;
застройщики - получатели денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", нормативными правовыми актами Республики Крым;
региональные операторы - получатели средств бюджета Республики Крым в качестве поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта.
Из пункта 10 Порядка в„– 285 следует, что внеплановые контрольные мероприятия проводятся, в том числе, по поручению Главы Республики Крым, Председателя Совета министров Республики Крым.
Учитывая изложенное, апелляционный суд правильно указал, что в период проведения проверки с 26.03.2014 по 30.11.2014 полномочия Службы финансового надзора Республики Крым заключались в проведении контрольных мероприятий по проверке соблюдения законодательства Российской Федерации и Республики Крым, регулирующего бюджетные правоотношения.
Из акта проверки от 20.02.2015, составленного Службой финансового надзора Республики Крым по результатам проверки, усматривается, что настоящая проверка проведена на основании поручения Главы Республики Крым, Председателя Совета министров Республики Крым от 18.12.2014 в„– 01-62/3586 и касалась финансово-хозяйственной деятельности филиала предприятия за период с 26.03.2014 по 30.11.2014 по вопросам, не связанным с бюджетным финансированием. В описательной части акта проверки указано, что бюджетные средства в проверяемом периоде субъекту контроля не поступали, следовательно Служба финансового надзора Республики Крым не могла контролировать расход средств бюджета Республики Крым как главный их распорядитель.
Вместе с тем из Положения в„– 170 в редакции, действовавшей до 11.03.2015, не следует, что Служба финансового контроля наделена полномочиями по проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, созданных (основанных) в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым по иным вопросам, не связанным с проверкой соблюдения бюджетного законодательства.
При таком положении дел апелляционный суд пришел к правильному выводу о превышении Службой финансового надзора Республики Крым своих полномочий при проведении указанной выше проверки, ввиду чего выдача спорного представления произведена с нарушением закона, и правомерно признал недействительным и отменил представление Службы финансового надзора Республики Крым от 27.03.2015 в„– 13-14/972.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, применены судом апелляционной инстанции правильно, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения постановления апелляционного суда.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 по делу в„– А83-1184/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.В.БЕССОНОВА

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ


------------------------------------------------------------------