Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14.07.2016 N Ф10-2366/2016 по делу N А64-5200/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Обществу доначислен земельный налог в связи с необоснованным применением налоговой ставки в размере 0,3% по кадастровой стоимости земельных участков, поскольку земельный налог в отношении спорных земельных участков должен быть исчислен по налоговой ставке в размере 1,5%.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт наличия у общества правовых оснований для применения ставки 0,3% в отношении части земельных участков установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тамбовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2016 г. в„– Ф10-2366/2016

Дело в„– А64-5200/2015

Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Радюгиной Е.А.
Судей Егорова Е.И., Чаусовой Е.Н.
При участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тамола" (392030, г. Тамбов, проезд Энергетиков, д. 30, ОГРН 1106829006129, ИНН 6829068957) Балакиной Д.А. - представителя (дов. от 29.09.2015 б/н, пост.)
от инспекции ФНС России по г. Тамбову (392020, г. Тамбов, ул. Пролетарская, д. 252/2, ОГРН 1046882321903, ИНН 6829001173) Черенкова В.И. - представителя (дов. от 15.02.2016 в„– 05-23/003108, пост.)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции ФНС России по г. Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.01.2016 (судья Малина Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 (судьи Ольшанская Н.А., Скрынников В.А., Осипова М.Б.) по делу в„– А64-5200/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тамола" (далее - ООО "УК "Тамола", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции ФНС России по г. Тамбову (далее - инспекция, налоговый орган) от 14.05.2015 в„– 13-34/95 в части доначисления земельного налога в сумме 149 537 руб. (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.01.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права, а также ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной проверки представленной обществом 08.10.2014 уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, составлен акт проверки от 16.01.2015 в„– 13-34/4802 и принято решение от 14.05.2015 в„– 13-34/95 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 221 398 руб.
Основанием для принятия решения, послужил вывод инспекции о необоснованном применении ООО "УК "Тамола" налоговой ставки в размере 0,3% по кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0208002:142 и 68:29:0208002:131, поскольку, по мнению инспекции, земельный налог в отношении спорных земельных участков должен быть исчислен по налоговой ставке в размере 1,5%.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области от 17.07.2015 в„– 05-11/44 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Частично не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования суды, руководствуясь статьями 390 - 394, 396 НК РФ, статьями 1, 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пришли к выводу об обоснованности применения обществом ставки 0,3% при исчислении земельного налога, поскольку спорные земельные участки фактически заняты инженерной инфраструктурой жилищно-коммунального комплекса.
Выводы судов являются правильными, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам материального права.
Согласно пункту 1 статьи 390 и пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По земельным участкам, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок (пункт 2 статьи 391 Кодекса).
При этом налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Из статьи 394 НК РФ следует, что исчисление налога производится по налоговым ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать предельные налоговые ставки, установленные названной статьей.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 394 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды и состав территориальных зон земель в Российской Федерации установлены в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в соответствии с которой в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
При этом в состав территориальных зон одного вида могут включаться зоны другого вида. Правом определения функционального назначения территориальных зон и изменения их вида, в соответствии с пунктом 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, наделены органы местного самоуправления.
Статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации делит виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, устанавливаемые применительно к каждой территориальной зоне.
В соответствии с положениями части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 в„– 74 "Об установлении земельного налога на территории города Тамбова" (в редакции, действовавшей на 2013 год) ставка земельного налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости устанавливается, в том числе, в отношении земельных участков, занятых объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или представленных для жилищного строительства, за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных предоставленных для жилищного строительства. Ставка земельного налога в отношении прочих земельных участков была установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости.
Судами установлено, материалами дела подтверждено и налоговым органом не оспаривается, что обществом по договорам купли-продажи от 24.11.2011 в„– 1 и от 25.05.2012 в„– 4 приобретены по адресу: г. Тамбов, проезд Энергетиков, 30:
- объект недвижимости - канализация общей площадью 1527,75 кв. м,
- здание общей площадью 95,6 кв. м,
- часть гаража в„– 2 для автомобилей общей площадью 16,2 кв. м,
- земельный участок под КНС (канализационная насосная станция) с кадастровым номером 68:29:0208002:139 общей площадью 28117 кв. м,
- объект недвижимости - артезианская скважина с водонапорной башней общей площадью 1,7 кв. м,
- здание общей площадью 131,2 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 68:29:0208002:131 общей площадью 245 кв. м,
- объект недвижимости - сооружение электрический кабель протяженностью 3155 кв. м.
После межевания земельный участок с кадастровым номером 68:29:0208002:139 был разделен на два земельных участка с номерами 68:29:0208002:142 и 68:29:0208002:143.
На соответствующие объекты недвижимости обществом получены свидетельства о праве собственности, в том числе, на артезианскую скважину с водонапорной башней (свидетельство 68-АБ 396936 от 14.12.11), на здание площадью 95,6 кв. м, инв. номер 129/Д/01, лит. Д (свидетельство 68-АБ 396938 от 1412.11), на канализацию протяженностью 1527,75 кв. м (свидетельство 68-АБ 396937 от 14.12.11), на электрический кабель (свидетельство 68-АБ 492461от 13.07.12).
На земельном участке с кадастровым номером 68:29:0208002:142 имеется канализационная насосная станция (здание лит Д площадью 95,6 кв. м) и канализации (протяженностью 1 527,5 кв. м лит V), артезианская скважина; на земельном участке с кадастровым номером 68:29:0208002:131 имеется сооружение: электрический кабель протяженностью 3155 кв. м.
Согласно письму директора филиала ОАО "Тамбовские коммунальные системы "Тамбовводоканал" от 31.01.2012 в„– 01-04/62 канализационная насосная станция и сети канализации, принадлежащие ООО УК "Тамола" на праве собственности (свидетельства серий 68-АБ 396937 и 68-АБ 396938), являются технологически связанными с системой канализации города и входят в состав инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Внешние кабельные сети, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 68:29:0208002:131 20.05.14 были переданы обществом в аренду ОАО "Тамбовская сетевая компания".
На основании заявления ООО УК "Тамола" 25.04.2014 филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208002:131 с "под комплекс производственных зданий" на "объекты технического и инженерного обеспечения предприятий, объекты инженерной инфраструктуры, необходимые для функционирования зоны".
В отношении земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208002:142, данное действие не произведено по причине отчуждения 16.05.2014 части участка. Оставшаяся после отчуждения часть земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208002:990 имеет категорию земель - земли населенных пунктов - "объекты технического и инженерного обеспечения предприятий, объекты инженерной инфраструктуры, необходимые для функционирования зоны", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68-АБ 815898 от 04.06.14 и кадастровым паспортом на данный земельный участок от 17.09.2015.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у общества правовых оснований для применения ставки 0,3% в отношении части земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0208002:142 и 68:29:0208002:139 применительно к площади участков, занятой объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и правомерно удовлетворил заявленные обществом требования, признав недействительным решение налогового органа в оспариваемой части.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняются.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.01.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 по делу в„– А64-5200/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции ФНС России по г. Тамбову - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА

Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
Е.Н.ЧАУСОВА


------------------------------------------------------------------