Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.07.2016 N Ф10-2182/2016 по делу N А09-13851/2015
Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа об устранении нарушения обязательных требований стандартов раскрытия информации.
Обстоятельства: Спорным предписанием обществу необходимо предоставить информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с пунктами Стандартов раскрытия информации.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку возложение на общество обязанности по раскрытию информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации является незаконным, так как общество не осуществляет продажу потребителям тепловой энергии и не является теплоснабжающей организацией, для которой возможно установление тарифов на тепловую энергию, подлежащих государственному регулированию.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Брянской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2016 г. в„– Ф10-2182/2016

Дело в„– А09-13851/2015

Резолютивная часть объявлена 12.07.2016
Полный текст постановления изготовлен 19.07.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Панченко С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Регион ТРЦ" (ОГРН 1113256002826, ИНН 3250522220, пр-т. Ленина, 67, г. Брянск, Брянская область, 241050) - Введенской И.А. (дов. от 30.10.2015),
от Управления государственного регулирования тарифов Брянской области (ОГРН 1063250035530, ИНН 3250068984, ул. Горького, д. 58, г. Брянск, 241050) - Батрака В.Ф. (дов. от 05.10.2015 в„– 04-05/2039),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу Управления государственного регулирования тарифов Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 26.01.2016 (судья Халепо В.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 (судьи Заикина Н.В., Мордасов Е.В., Стаханова В.Н.) по делу в„– А09-13851/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Регион ТРЦ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Управления государственного регулирования тарифов Брянской области (далее - Управление, уполномоченный орган) от 27.10.2015 в„– 060-30/ТЭ/2015 об устранении нарушения обязательных требований стандартов раскрытия информации.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 26.01.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016, предписание Управления от 27.10.2015 в„– 060-30/ТЭ/2015 признано недействительным.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять по настоящему делу новое решение об отказе в удовлетворении требования общества.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей общества и Управления, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как установлено судами, подтверждено материалами дела, в ходе систематического наблюдения и анализа информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими теплоснабжение, Управлением установлено нарушение со стороны общества требований пункта 28 Стандартов раскрытия информации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 в„– 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования" (далее - Стандарты раскрытия информации), выразившееся в нераскрытии в течение 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении цен (тарифов) на очередной расчетный период регулирования (не позднее 20.01.2015) информации, предусмотренной пунктами 16, 24 и 25 Стандартов.
По результатам контрольных мероприятий Управление 27.10.2015 в адрес ООО "Регион ТРЦ" направило предписание от 27.10.2015 в„– 060-30/ТЭ/2015, согласно которому обществу необходимо в срок до 10 ноября 2015 года (включительно) представить информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с пунктами 16, 24, 25 Стандартов раскрытия информации.
Не согласившись с предписанием от 27.10.2015 в„– 060-30/ТЭ/2015, ООО "Регион ТРЦ" оспорило ненормативный правовой акт в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленное обществом требование, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что возложение на общество обязанности по раскрытию информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации является незаконным, поскольку ООО "Регион ТРЦ" не осуществляет продажу потребителям тепловой энергии и не является теплоснабжающей организацией, для которой возможно установление тарифов на тепловую энергию, подлежащих государственному регулированию.
При этом суды первой и апелляционной инстанций обоснованно определили характер деятельности общества с учетом понятий и терминов, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон в„– 190-ФЗ).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Законом в„– 190-ФЗ.
Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора. Закон определяет потребителя тепловой энергии как лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (пункт 9 статьи 2, пункт 1 статьи 15 Закона в„– 190-ФЗ).
Теплоснабжающая организация определяется как организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющую на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (пункт 11 статьи 2, пункт 2 статьи 13 Закона в„– 190-ФЗ).
Исследовав и оценив представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы, суды установили, что общество не являлось теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения.
Согласно сведениям, представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.11.2015, основным видом деятельности общества является сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества.
В обоснование правомерности направления обществу предписания Управление ссылалось на наличие в собственности у заявителя автономной котельной, установление уполномоченным органом для потребителей ООО "Регион ТРЦ" тарифа на тепловую энергию, заявления общества от 30.04.2015 об установлении тарифа на тепловую энергию на 2016 - 2018 гг., также на наличие потребителей тепловой энергии - арендаторов торговых площадей ТРЦ "Аэропарк".
Судами установлено, подтверждено материалами дела, обществу на праве собственности принадлежит здание торгово-развлекательного центра (далее - ТРЦ), расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Объездная, д. 30, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.10.2013 32-АЖ в„– 400375.
Для теплоснабжения ТРЦ обществом используется пристроенная автономная котельная, эксплуатация которой осуществляется персоналом ООО "Регион ТРЦ" на основании разрешения на допуск в эксплуатацию котельной от 24.12.2013 в„– 201-Т-Б.
Помещения торгово-развлекательного центра предоставляются обществом в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на основании типовых договоров аренды.
В соответствии с указанными договорами аренды ежемесячная арендная плата состоит из трех частей: постоянная составляющая, переменная составляющая и эксплуатационные платежи.
Переменная составляющая арендной платы определяется сторонами ежемесячно и равняется стоимости фактически потребляемых коммунальных услуг в помещении арендатора означает платежи за коммунальные услуги: тепловая энергия, тепловая энергия горячей воды, водоснабжение, канализация, электроснабжение установок воздушного отопления и вентиляции, дератизация и вывоз ТБО.
Из условий договоров аренды также следует, что только в отношении платежей за потребленную электрическую энергию установлен принцип оплаты на основании показаний счетчика, установленного в помещении арендатора в соответствии с действующим тарифом, применяемым энергоснабжающей организацией.
Размер платы за прочие коммунальные услуги, включаемые в переменную составляющую арендной платы, в том числе и за потребленную тепловую энергию, определяется расчетным путем в виде процента от общей суммы, уплачиваемой арендодателем поставщику услуг за потребленные услуги, согласно тарифам, применяемым поставщиком, определяемого пропорционально площади арендуемого помещения.
Согласно условиям договоров аренды переменная составляющая арендной платы оплачивается арендатором на основании счета арендодателя.
Оценив условия договоров, суды пришли к выводу, что, осуществляя теплоснабжение, сдаваемых в аренду помещений ТРЦ, обществом не осуществляется продажа потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности) в том смысле, в каком это определено Законом в„– 190-ФЗ.
Договоры аренды, заключаемые обществом в качестве арендодателя, не содержат в себе каких-либо элементов договоров теплоснабжения. Обществом ни с арендаторами помещений, ни с иными лицами не заключались договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и (или) договоры теплоснабжения. Доказательств заключения ООО "Регион ТРЦ" таких договоров Управлением не представлено.
При таких обстоятельствах, суды, установив, что общество использует котельную, принадлежащую на праве собственности и тепловые сети, находящиеся в эксплуатации, только для выработки и передачи тепловой энергии для отопления, вентиляции и горячего водоснабжения потребителей тепла и горячей воды (арендаторов торговых площадей ТРЦ "Аэро парк"), при этом отпуск тепловой энергии сторонним (внешним) потребителям не производится, сделали правомерный вывод о том, что ООО "Регион ТРЦ" не относится к категории теплоснабжающей организации, осуществляющей деятельность, подлежащую государственному ценовому регулированию, а, следовательно, в рассматриваемом случае у уполномоченного органа отсутствовали правовые основания требовать соблюдение обществом Стандартов раскрытия информации.
Возражения уполномоченного органа, изложенные в кассационной жалобе, подробно изучены судами и отклонены, что нашло отражение в судебных актах. В материалах дела не содержится данных, указывающих на обоснованность доводов подателя жалобы.
Суд кассационной инстанции также отмечает, что установление для общества тарифа на тепловую энергию при отсутствии деятельности по продаже тепловой энергии и (или) теплоносителя, а также потребителей тепловой энергии, вырабатываемой автономной котельной, не свидетельствует о том, что общество приобрело статус теплоснабжающей организации.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 26.01.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 по делу в„– А09-13851/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.Ю.ПАНЧЕНКО


------------------------------------------------------------------