Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.07.2016 N Ф10-2341/2016 по делу N А83-1610/2015
Требование: О признании незаконными действий службы финансового надзора по составлению акта и направлению представления, признании представления недействительным.
Обстоятельства: Служба финансового надзора выявила нарушения в финансово-хозяйственной деятельности государственного предприятия: 1) не приняты меры к переоформлению договоров аренды, не взыскана плата за переданное в аренду имущество, 2) выплата командировочных расходов при нахождении работников в командировке в пределах одного дня является незаконной.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку 1) предприятие не является стороной договоров аренды, 2) выплата командировочных расходов осуществлялась предприятием за счет собственных денежных средств.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2016 г. в„– Ф10-2341/2016

Дело в„– А83-1610/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12.07.2016
Полный текст постановления изготовлен 19.07.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Шелудяева В.Н.
Судей Бессоновой Е.В., Стрегелевой Г.А.
при участии в заседании:
от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" (ул. Кирова, д. 28, г. Керчь, Республика Крым, 298312) в лице филиала ГУП РК "Крымские морские порты" - "Керченский рыбный порт" (ул. Свердлова, д. 49, г. Керчь, Республика Крым, 298320) - Павленко М.Н. - представитель (доверенность в„– 7 от 12.01.2016, сроком до 31.12.2016);
от Службы финансового надзора Республики Крым (бульвар Ленина, д. 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295006) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (ул. Севастопольская, д. 17, г. Симферополь, Республика Крым, 295015) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
при ведении протокола судебного заседания в суде кассационной инстанции помощником судьи Кузиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 (судьи Градова О.Г., Горошко Н.П., Омельченко В.А.) по делу в„– А83-1610/2015,

установил:

Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты" (далее - ГУП РК "Крымские морские порты") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Службе финансового надзора Республики Крым (далее - Служба финансового надзора) о признании незаконными действий по составлению акта и направлению представления, а также о признании недействительным представления от 31.03.2015 в„– 09-14/1024.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 решение суда от 21.09.2015 отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, Служба финансового надзора Республики Крым просит отменить обжалуемое постановление суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя ГУП РК "Крымские морские порты", явившегося в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Как установлено судом, на основании поручения Главы Республики Крым и Председателя Совета министров Республики Крым от 18.12.2014 в„– 01-62/3586 специалистами Службы финансового надзора Республики Крым в период с 22.12.2014 по 30.01.2015 была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" - "Керченский рыбный порт" за период деятельности с 26.03.2014 по 30.11.2014. По результатам проведенной проверки был составлен акт от 19.02.2015 в„– 09-21/02, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
Для устранения выявленных нарушений в адрес предприятия Службой финансового надзора направлено соответствующее представление от 31.03.2015 в„– 09-14/1024.
Не согласившись с указанным актом, ГУП РК "Крымские морские порты" обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии закону оспариваемого представления Службы финансового контроля Республики Крым от 31.03.2015 в„– 09-14/1024 и ненарушении оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение суда первой инстанции было отменено и принят новый судебный акт, которым заявленные требования ГУП РК "Крымские морские порты" удовлетворены.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции в связи со следующим.
В соответствии со статьей 13 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" бюджетное законодательство Российской Федерации применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
До 1 января 2015 года бюджетные правоотношения, за исключением правоотношений по составлению проектов бюджета Республики Крым, бюджета города федерального значения Севастополя и местных бюджетов на 2015 год, их рассмотрению и утверждению, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В соответствии со статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся:
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
Согласно статье 269.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при санкционировании операций являются:
контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;
контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета;
контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, содержащемся в предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками.
В соответствии с Положением о Службе финансового надзора Республики Крым (в редакции, действовавший на момент проведения проверки), утвержденном Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 в„– 170, Служба финансового надзора Республики Крым (Крымфиннадзор) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, органом внутреннего государственного финансового контроля Республики Крым; осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в сфере закупок товаров, работ и услуг, в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за использованием региональным оператором средств бюджета Республики Крым, а также по иному контролю согласно поручениям Главы Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 19.08.2014 в„– 285 утвержден Порядок осуществления Службой финансового надзора Республики Крым полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю (далее - Порядок в„– 285).
Согласно пункту 4 Порядка в„– 285 (в редакции, действовавшей до 11.03.2015) объектами контрольных мероприятий являются:
объекты государственного финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Крым, - при реализации Службой полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений;
заказчики, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, с нормативными правовыми актами Республики Крым в сфере закупок, - при реализации Службой полномочий, закрепленных за органами внутреннего государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, нормативными правовыми актами Республики Крым в сфере закупок;
застройщики - получатели денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", нормативными правовыми актами Республики Крым;
региональные операторы - получатели средств бюджета Республики Крым в качестве поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта.
Как указано выше, предметом спорной проверки, проведенной Службой финансового надзора Республики Крым, являлась финансово-хозяйственная деятельность ГУП РК "Крымские морские порты".
По результатам проверки специалистами Службы финансового надзора квалифицированы в качестве бюджетных нарушений следующие действия (бездействие) ГУП РК "Крымские морские порты".
Между ГП "Керченский рыбный порт" и Компанией "Coven Management" был заключен контракт 20.05.2007 в„– 11/07 на передачу в бербоут чартер (фрахт) плавобункеровщика "Таманский".
По мнению проверяющих, после регистрации ГУП РК "Крымские морские порты" в качестве юридического лица (18.06.2014) последнее обязано было принять меры к переоформлению и перерегистрации вышеуказанного контракта, а также принять меры к взысканию платы за переданный в фрахт плавобункеровщик.
В связи с указанным, орган финансового надзора пришел к выводу о недополучении по вине ГУП РК "Крымские морские порты" дохода в сумме 4 051 590,22 руб.
Признавая выводы Службы финансового надзора в этой части ошибочными, суд апелляционной инстанции обоснованно учитывал следующее.
Материалы проверки не содержат сведений, свидетельствующих о том, что контракт 20.05.2007 в„– 11/07 на период проведения проверки являлся действующим и ГУП РК "Крымские морские порты" является стороной данного контракта.
Изложенные обстоятельства исключают какую-либо ответственность ГУП РК "Крымские морские порты" за неисполнение обязательств по вышеуказанному контракту.
Как следует из материалов дела, между Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым (арендодатель) с одной стороны и хозяйствующими субъектами (арендаторами) с другой стороны были заключены следующие договоры аренды недвижимого имущества:
- от 28.10.2013 в„– 1471 (с ООО "Торговый дом Гермес Ойл");
- от 25.04.2012 в„– 1326 (с ООО "Украинская компания "Краймория");
- от 17.09.2013 в„– 1455 (с ЧАО "АЕГаз-Терминал");
- от 30.04.2013 в„– 1417 (с ООО "Фирма "Трал").
По мнению проверяющих, с момента регистрации ГУП РК "Крымские морские порты" в качестве юридического лица, последнее обязано было принять меры к взысканию с вышеперечисленных лиц арендной платы за владение и пользование арендованным государственным имуществом.
На момент проверки задолженность арендаторов составляла 90 159 руб..
Признавая выводы Службы финансового надзора в этой части ошибочными, суд обоснованно исходил из того, что органом надзора не были представлены доказательства, свидетельствующие о вступлении ГУП РК "Крымские морские порты" в качестве стороны (арендодателя) по вышеперечисленным договорам.
Как следует из материалов дела, между Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым (арендодатель) с одной стороны и хозяйствующими субъектами (арендаторами) с другой стороны были заключены следующие договоры аренды недвижимого имущества:
- от 07.09.2009 в„– 892 (с ООО "Фирма "Трал");
- от 29.03.2013 в„– 1408 (с ООО "ТЕС-Терминал");
- от 25.03.2013 в„– 1406 (с ООО "ТЕС-Терминал");
- от 21.11.2013 в„– 1477 (с ООО "ТЕС-Терминал");
- от 20.04.2012 в„– 1321 (с Иностранным предприятием "СЖС Украина");
- от 15.12.2011 в„– 1277 (с ООО "ТЕС-Терминал").
По мнению проверяющих, ГУП РК "Крымские морские порты" не приняло мер к перерегистрации и переоформлению вышеперечисленных договоров аренды, а также не приняло мер к взысканию с арендаторов платы за пользование арендованным государственным имуществом.
Задолженность по арендной плате на момент проведения проверки составила 55 096,89 руб..
Оспариваемым представлением ГУП РК "Крымские морские порты" предложено принять меры к взысканию с вышеперечисленных арендаторов задолженности по арендной плате.
Признавая представление органа надзора в этой части недействительным, суд обоснованно исходил из того, что ГУП РК "Крымские морские порты" не является стороной по вышеперечисленным сделкам, а поэтому у заявителя отсутствуют полномочия по взысканию долга.
Как следует из акта проверки, Служба финансового надзора признала незаконными действия ГУП РК "Крымские морские порты", связанные с выплатой работникам предприятия командировочных расходов на сумму 32 900 руб. при нахождении последних в командировке в пределах одного рабочего дня.
Признавая выводы проверяющих в этой части ошибочными, арбитражный суд обоснованно учитывал следующее.
Выплата командировочных расходов осуществлялась за счет собственных денежных средств предприятия.
В ходе судебного разбирательства органом финансового надзора не были представлены суду доказательства, свидетельствующие о том, что спорные выплаты (оплата однодневных командировок) ГУП РК "Крымские морские порты" осуществляло за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что факты выплат ГУП РК "Крымские морские порты" денежных средств своим работникам не относятся к бюджетным правоотношениям.
Учитывая изложенное, Служба финансового надзора Республики Крым не была наделена полномочиями по проверке хозяйственной деятельности унитарных предприятий, а поэтому по результатам такой проверки орган финансового надзора не вправе направлять представления таким хозяйствующим субъектам об устранении выявленных нарушений, не связанных с бюджетными правоотношениями.
При таких обстоятельствах спора суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований ГУП РК "Крымские морские порты".
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда апелляционной инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 по делу в„– А83-1610/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА


------------------------------------------------------------------