Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20.07.2016 N Ф10-1839/2016 по делу N А64-7721/2014
Требование: Об обязании образовать земельный участок под зданием детского сада путем раздела земельного участка, обязании передать в муниципальную собственность земельный участок.
Обстоятельства: Муниципальное образование ссылается на то, что отказ или уклонение в совершении действий, направленных на передачу земельного участка в муниципальную собственность нарушают права муниципального образования.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку право муниципальной собственности на здание детского сада зарегистрировано, кем-либо не оспорено, недействительным либо отсутствующим не признано. Дополнительно: Не допускается передача объекта недвижимого имущества без передачи прав на земельный участок, занятый такой недвижимостью.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тамбовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2016 г. в„– Ф10-1839/2016

Дело в„– А64-7721/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13.07.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 20.07.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Гладышевой Е.В.
судей Бутченко Ю.В., Солодовой Л.В.
при участии в заседании:
от истца:
Муниципальное образование городского округа - город Тамбов в лице администрации города Тамбова не явились, извещены надлежащим образом
от ответчика:
Министерство обороны Российской Федерации представитель Марушкин С.Н. по доверенности от 21.01.2015 в„– 212/2/130 сроком действия по 19.01.2017
от третьих лиц:
Федеральное государственное казенное учреждение "Централизованное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России представитель Марушкин С.Н. по доверенности от 12.07.2016 в„– 141/1/7/2742 сроком действия по 19.01.2017
Федеральное казенное учреждение "Объединенное Стратегическое Командование Западного военного округа", г. Санкт-Петербург в лице войсковой части в„– 61460, г. Тамбов не явились, извещены надлежащим образом
Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны РФ, Федерального государственного казенного учреждения "Централизованное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.12.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2016 по делу в„– А64-7721/2014,

установил:

Муниципальное образование городской округ - город Тамбов в лице администрации города Тамбова обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, в котором просит образовать земельный участок площадью 3067 кв. м под зданием детского сада по адресу: г. Тамбов-6, улица комиссара Московского, военный городок 2, с видом разрешенного использования - "детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы" путем раздела земельного участка площадью 591698 кв. м с кадастровым номером 68:29:0304006:0130, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов-6, ул. комиссара Московского, военный городок 2, с сохранением земельного участка с кадастровым номером 68:29:0304006:0130 в измененных границах, согласно прилагаемому чертежу земельного участка, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, Тамбов-6, ул. комиссара Московского, военный городок 2, выполненному кадастровым инженером Соловьевой Л.В. 19.06.2014 г.; а также прекратить право Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок 3067 кв. м под зданием детского сада по адресу: г. Тамбов-6, улица комиссара Московского, военный городок 2 с видом разрешенного использования - "детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы"; признать право муниципальной собственности муниципального образования городской округ - город Тамбов на земельный участок площадью 3067 кв. м под зданием детского сада по адресу: г. Тамбов-6, улица комиссара Московского, военный городок 2 с видом разрешенного использования - "детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Определением арбитражного суда от 04.02.2015 г. произведена замена ненадлежащего ответчика - Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации надлежащим - Министерством обороны Российской Федерации; Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, уточнено наименование третьего лица - Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
В ходе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции истцом (в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнены заявленные требования, в связи с чем истец просит обязать Министерство обороны Российской Федерации образовать земельный участок площадью 3067 кв. м под зданием детского сада по адресу: г. Тамбов-6, улица комиссара Московского, военный городок 2, с видом разрешенного использования - "детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы" путем раздела земельного участка площадью 591698 кв. м с кадастровым номером 68:29:0304006:0130, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов-6, ул. комиссара Московского, военный городок 2, с сохранением земельного участка с кадастровым номером 68:29:0304006:0130 в измененных границах, согласно прилагаемому чертежу земельного участка, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, Тамбов-6, ул. комиссара Московского, военный городок 2, выполненному кадастровым инженером Соловьевой Л.В. 19.06.2014; обязать Министерство обороны Российской Федерации передать в муниципальную собственность муниципального образования городской округ - город Тамбов земельный участок площадью 3067 кв. м под зданием детского сада по адресу: г. Тамбов-6, улица комиссара Московского, военный городок 2 с видом разрешенного использования - "детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы"
Определением от 03.06.2015 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение "Объединенное Стратегической Командование Западного военного округа" г. Санкт-Петербург в лице войсковой части в„– 61460 г. Тамбов.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.12.2015 оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2016 исковые требования удовлетворены.
Министерство обороны РФ, Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России обратились в Арбитражный суд Центрального округа с кассационными жалобами на судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, в которых просят их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В судебном заседании суда округа заявители поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах, и просили суд их удовлетворить.
К судебному заседанию от Администрации города Тамбова поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы Министерства обороны РФ в отсутствие представителя администрации города Тамбова. В ходатайстве Администрация города Тамбова возражала против удовлетворения кассационной жалобы Министерства обороны РФ.
К судебному заседанию от командира войсковой части в„– 61460, г. Тамбов поступило ходатайство о рассмотрении кассационных жалоб в его отсутствие.
Представители Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, в заседание суда округа не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения не явившихся лиц о времени и месте судебного разбирательства, кассационная жалоба рассмотрена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие их представителей.
Суд, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб, возражений на них, заслушав представителя заявителей кассационных жалоб, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.03.2011 в„– 384 из оперативного управления государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тамбовское высшее военное авиационное училище радиоэлектроники (военный институт) Министерства обороны Российской Федерации изъято и передано в муниципальную собственность муниципального образования городской округ - город Тамбов недвижимое имущество - здание детского сада, литер: X, общей площадью 728 0 кв. м, расположенное по адресу: г. Тамбов-6, ул. Комиссара Московского, военный городок 2 (свидетельство о государственной регистрации права 68-АБ 558988 от 08.11.2012).
Переданное имущество расположено на земельном участке площадью 591698 кв. м с кадастровым номером 68:29:0304006:0130 по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов-6, ул. комиссара Московского, в/г в„– 2, с видом разрешенного использования - под комплекс зданий Тамбовского военного авиационного инженерного института, находящего в федеральной собственности.
Земельный участок под передаваемым в муниципальную собственность имуществом не был сформирован при передаче расположенного на нем объекта недвижимости в порядке Федерального закона от 08.12.2011 в„– 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При этом меры, обеспечивающие образование земельного участка, занятого переданным в муниципальную собственность объектом недвижимости, приняты не были; кадастровые работы в отношении такого участка не осуществлены, документы, необходимые для постановки земельного участка на государственный учет не оформлены.
Администрацией города Тамбова принято постановление от 25.07.2014 в„– 6124 об утверждении схемы расположения земельного участка под зданием детского сада по адресу: г. Тамбов-6, улица комиссара Московского, военный городок 2 на кадастровой карте города согласно приложению с видом разрешенного использования земельного участка площадью 3067 кв. м - "детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы".
Ссылаясь на то, что отказ или уклонение в совершении действий, направленных на передачу земельного участка в муниципальную собственность нарушают права муниципального образования, истец обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
Порядок безвозмездной передачи недвижимого военного имущества предусмотрен ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 122-ФЗ), а также Федеральным законом от 08.12.2011 в„– 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 423-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона в„– 423-ФЗ безвозмездной передаче в муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся: в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Судами верно указано, что *** смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 07.12.2006 в„– 542-О и от 02.11.2006 в„– 540-О, процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая необходимость поддержки местного бюджета на содержание передаваемого имущества, расходов, связанных с его передачей.
Положения ч. 11 ст. 154 Закона в„– 122-ФЗ закрепляют общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий и предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, т.е. при передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную.
Со ссылкой на ч. 1 ст. 3 Закона в„– 423-ФЗ, постановление Правительства РФ от 29.12.2008 в„– 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" судами установлено, что решение о передаче в муниципальную собственность здания детского сада, расположенного на спорном земельном участке, принято уполномоченным органом приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.03.2011 в„– 384.
Согласно ч. 8 ст. 3 Закона в„– 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности муниципального образования, которым передано такое имущество.
Право муниципальной собственности на здание детского сада зарегистрировано на основании указанного приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.03.2011 в„– 384 согласно свидетельству о государственной регистрации права 68-АБ 558988 от 08.11.2012.
Право муниципальной собственности на здание детского сада кем-либо не оспорено, недействительным либо отсутствующим не признано, равно как и сам приказ Министра обороны Российской Федерации от 26.03.2011 в„– 384.
В силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, закрепленного в пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), не допускается передача объекта недвижимого имущества без передачи прав на земельный участок, занятый такой недвижимостью.
В соответствии со ст. 273 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежащее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 19 ЗК РФ установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.1. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
В ходе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции судом была назначена экспертиза на предмет определения того, какая площадь земельного участка необходима для эксплуатации дошкольного учреждения - детский сад в„– 66 "Тополек" согласно Генплану, составленному проектно-архитектурной компанией "Архградо"; а также того, возможна ли эксплуатация дошкольного учреждения - детский сад в„– 66 "Тополек" в случае, если площадь земельного участка будет ограничиваться точками 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-1, согласно Генплану, составленному проектно-архитектурной компанией "Архградо", площадью 2 102 кв. м ранее фактически используемой.
Согласно экспертному заключению Федерального бюджетного учреждения Тамбовская лаборатория судебной экспертизы в„– 3033/4-3 от 02.11.2015 площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации дошкольного учреждения - детский сад в„– 66 "Тополек", согласно Генплану, составленному проектно-архитектурной компанией "Архградо", составляет 3067 кв. м. Формирование границ земельного участка по точкам на Генплане, составленном проектно-архитектурной компанией "Архградо", 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-1 площадью 2102 кв. м противоречит техническим требованиям п. 9.5 СП 118.13330.2011 (5), и п. 7.2 (1): не предусматривает возможность доступа собственника здания (детского сада) к одной из стен, необходимого для обслуживания и ремонта конструкций здания (необходимая ширина - 1,5 - 2,0 м; фактическая - 0 м); противоречит противопожарным требованиям пп. 8.1, 8.6, 8.8 СП 4.13130.2013(3): не обеспечивает необходимой возможности подъезда пожарных автомобилей со всех сторон зданиям (необходимая минимальная ширина - 8,5 м; фактическая - 0 м); приведет к ухудшению условий эвакуации из здания детского сада, поскольку существующие эвакуационные выходы из здания (с внутренней лестницы наружу; по наружной лестнице) будут осуществляться на территорию соседнего участка, принадлежащего ответчику. При указанных противоречиях безопасная эксплуатация дошкольного учреждения - детский сад в„– 66 "Тополек" технически не возможна.
Доводы кассационных жалоб о том, что ответчик и третьи лица не были привлечены к проведению экспертизы, не были уведомлены о ее проведении, не могут быть приняты.
Ходатайство о проведении экспертизы было заявлено истцом в судебном заседании 24.06.2015, при участии в заседании представителей ответчика и Федерального казенного учреждения "Объединенное Стратегической Командование Западного военного округа".
В определении от 24.06.2015 суд первой инстанции предложил лицам, участвующим в деле, представить отзыв на иск с учетом уточнения, отзыв на ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.
Лица, участвующие в деле, правами, предусмотренными статьей 82 АПК РФ не воспользовались.
Ходатайство истца разрешено в судебном заседании 08.07.2015, при участии в заседании представителей ответчика и Федерального казенного учреждения "Объединенное Стратегическое Командование Западного военного округа".
В соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Ответчиком, третьими лицами не заявлялось ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы с постановкой иных вопросов, касающихся площади земельного участка, необходимого для эксплуатации детского сада. Доказательств, подтверждающих нарушение прав ответчиков установлением заявленных истцом границ земельного участка, суду не представлено, иного допустимого варианта установления границ земельного участка, не нарушающего прав истца, ни ранее истцу, ни суду при рассмотрении иска не предлагалось.
Более того, обстоятельства, связанные с наличием инженерных сетей, проходящих в границах спорного домовладения, о чем указано в кассационной жалобе, ранее ответчиком, третьими лицами не заявлялись, не были предметом исследования нижестоящих судов (ст. 286 АПК РФ), и в любом случае не могут служить препятствием для реализации прав законного собственника объекта недвижимости по оформлению прав на земельный участок, на котором такой объект находится.
Также следует отметить, что вопреки утверждениям ответчика, из материалов дела следует, что с 2012 года истец официально неоднократно обращался к ответчику за установлением границ земельного участка и предоставлением его в муниципальную собственность.
С учетом приведенных норм федерального законодательства и выводов судебной экспертизы, достаточных оснований для переоценки выводов судов двух инстанций об удовлетворении иска об образовании земельного участка площадью 3067 кв. м под зданием детского сада, суд округа не усматривает.
Обжалуя принятые по делу судебные акты заявители жалоб ссылаются на то, что спорный земельный участок находится в исключительной федеральной собственности, в связи с чем не мог быть передан муниципальному образованию, а нужды истца могли быть обеспечены и установлением сервитута.
Названные доводы по существу направлены на оспаривание решения уполномоченного органа, послужившего основанием передачи военного имущества в муниципальную собственность, противоречат приведенным ранее нормам земельного законодательства.
Иных доводов, основанных на соответствующих доказательствах и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты кассационные жалобы не содержат.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.12.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2016 по делу в„– А64-7721/2014 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.

Председательствующий
Е.В.ГЛАДЫШЕВА

Судьи
Ю.В.БУТЧЕНКО
Л.В.СОЛОДОВА


------------------------------------------------------------------