Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.07.2016 N Ф10-2270/2016 по делу N А14-11891/2015
Требование: Об отмене постановления судебного пристава о взыскании исполнительного сбора.
Обстоятельства: Налогоплательщик ссылается на отсутствие у него задолженности ввиду наличия переплаты по единому сельскохозяйственному налогу.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку судом не установлено, имелись ли у налогоплательщика излишне уплаченные суммы налогов, имелись ли правовые основания для возбуждения исполнительного производства, не установлено состава правонарушения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Воронежской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2016 г. в„– Ф10-2270/2016

Дело в„– А14-11891/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21.07.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.07.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Егорова Е.И.
судей Ермакова М.Н., Радюгиной Е.А.
При участии в заседании от:
общества с ограниченной ответственностью "Хлеб насущный" 396510, Воронежская обл., пос. Каменка, ул. Дружбы, д. 4 (ОГРН 1113652000770, ИНН 36110073265) представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом;
Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области 394006, г. Воронеж, ул. Краснознаменная, д. 2 представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом;
судебного пристава-исполнителя ОСП по Лискинскому и Каменскому районам УФССП России по Воронежской области Дикаревой Д.А. 397909, Воронежская обл., г. Лиски, ул. Свободы, д. 1а представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
Межрайонной ИФНС России в„– 14 по Воронежской области 397909, Воронежская обл., г. Лиски, ул. Советская, д. 2 представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлена надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хлеб насущный" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.02.2016 (судья Симонова И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2016 (судьи: Протасов А.И., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу в„– А14-11891/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Хлеб насущный" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к УФССП России по Воронежской области о признании незаконным и отмене постановления от 22.07.2015 судебного пристава-исполнителя ОСП по Лискинскому и Каменскому районам УФССП России по Воронежской области Дикаревой Д.А. о взыскании исполнительного сбора в размере 10 000 руб.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Межрайонной ИФНС России в„– 14 по Воронежской области (далее - Инспекция).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2016 решение арбитражного суда области оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество указывает, что еще за 25 дней до 29.06.2015, даты возбуждения исполнительного производства (а именно - 04.06.2015) были перечислены в бюджет 16 920 руб. в качестве уплаты единого сельхозналога и пеней по нему. Поэтому у налогового органа, с учетом положений пункта 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, не было правовых оснований для вынесения, а тем более направления в службу судебных приставов постановления о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества должника, явившегося основанием для возбуждения исполнительного производства.
Просит отменить обжалуемые судебные акты.
В отзыве судебный пристав-исполнитель возражает доводам жалобы. Указывает, что 29.06.2015 на исполнение поступил исполнительный документ от Инспекции на общую сумму 16 092,68 руб. в отношении Общества и было возбуждено исполнительное производство. 14.07.2015 Общество получило данное постановление, в котором был установлен срок для добровольного исполнения требования. Доказательств подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, Обществом представлено не было, поэтому судебный пристав 22.07.2015 вынес постановление о взыскании исполнительского сбора.
29.07.2015 в службу судебных приставов от Общества поступили документы, свидетельствующие об уплате единого сельскохозяйственного налога и пеней по нему на общую сумму 16 920 руб. Поэтому судебный пристав делает вывод, что по состоянию на 22.07.2015 (на день вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора) остаток долга составлял 41,37 руб.
Просит оставить жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва, арбитражный суд округа полагает необходимым отменить принятые по делу решение и постановление арбитражных судов и направить дело на новое рассмотрение.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленного требования, суды указали следующее.
Согласно предоставленным суду первой инстанции платежным поручениям от 23.07.2015 в„– в„– 161, 162 остаток задолженности был списан со счета Общества в принудительном порядке 01.09.2015, то есть после вынесения приставом оспариваемого постановления.
Довод Общества об отсутствии задолженности, ввиду наличия переплаты по ЕСН (п/п в„– 66, 67 от 04.06.2015), не может служить основанием для признания постановления пристава незаконным.
В силу статей 21 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики наделены правом на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Однако Обществом не представлено доказательств произведенного зачета излишне уплаченного налога по ЕСН в счет недоимки по НДС и задолженности по пене.
Арбитражный суд округа полагает, что данный вывод сделан без учета и исследования ряда юридически значимых обстоятельств.
Пунктом 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 в„– 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Следовательно, судам необходимо было, не ограничиваясь установлением фактических обстоятельств на момент вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, дать оценку доводам Общества о том, что в случае исполнения налоговым органом обязанностей, установленных пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, не возникло бы необходимости направления в службу судебных приставов постановления Инспекции о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества должника, явившегося основанием для возбуждения исполнительного производства.
Согласно пункту 1 статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Пунктом 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налоговых органов сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, самостоятельно.
В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Пунктом 14 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Следовательно, судам необходимо было установить, имелась ли у налогоплательщика излишне уплаченные суммы налогов, пени, штрафов. Исполнил ли налоговый орган обязанности установленные пунктами 3 и 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом положений пункта 14 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. В случае выполнения налоговым органом обязанностей, установленных пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, имелись бы правовые основания для возбуждения исполнительного производства на дату его возбуждения, и правовые основания для принятия постановления о взыскании исполнительного сбора на дату его принятия.
Данные обстоятельства входят в предмет исследования факта наличия состава правонарушения, с целью определения его элементов.
Судами при разрешении спора не были установлены обстоятельства определяющие состав правонарушения, поэтому судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо установить юридически значимые обстоятельства, с учетом доводов лиц участвующих в деле, и разрешить спор по существу
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.02.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2016 по делу в„– А14-11891/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.И.ЕГОРОВ

Судьи
М.Н.ЕРМАКОВ
Е.А.РАДЮГИНА


------------------------------------------------------------------