Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.07.2016 N Ф10-2421/2016 по делу N А64-6306/2015
Требование: О взыскании задолженности по оплате медицинских услуг.
Обстоятельства: Медицинское учреждение ссылается на то, что военный комиссариат за счет средств федерального бюджета обязан оплатить оказанные лабораторно-диагностические исследования граждан в целях медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказательств оплаты оказанных медицинских услуг не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тамбовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2016 г. в„– Ф10-2421/2016

Дело в„– А64-6306/2015

Резолютивная часть постановления изготовлена 20.07.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.07.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шильненковой М.В.
судей Егоровой С.Г., Козелкина И.И.
при участии в заседании:
от истца: не явились, извещены надлежаще,
от ответчика: не явились, извещены надлежаще,
от третьего лица: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.11.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016 по делу в„– А64-6306/2015,

установил:

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Моршанская центральная районная больница" (далее - ТОГБУЗ "Моршанская ЦРБ") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области") о взыскании 472 820,50 руб. задолженности по оплате медицинских услуг, оказанных в связи с исполнением Закона о воинской обязанности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 30.11.2015 (судья Истомин А.В.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме. С ФКУ "Военный Комиссариат Тамбовской области" в пользу истца взыскано 472 820,50 руб. задолженности.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016 (судьи Письменный С.И., Кораблева Г.Н., Алферова Е.Е.) решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.11.2015 оставлено без изменения.
Ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых решении и постановлении обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.11.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016 отменить.
В представленных отзывах на кассационную жалобу ТОГБУЗ "Моршанская ЦРБ" и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Представители истца, ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства в картотеке арбитражных дел на официальном сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации", открытом для публичного пользования. ТОГБУЗ "Моршанская ЦРБ" и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Тамбовской области заявлены письменные ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия их представителей.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей истца, ответчика и третьего лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ТОГБУЗ "Моршанская ЦРБ" в период с ноября 2014 года по май 2015 года выполнило лабораторно-диагностические исследования граждан в целях медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет на общую сумму 472 820,50 руб. в отсутствие письменного договора на предоставление платных медицинских услуг с ответчиком.
В подтверждение фактического оказания услуг истцом в материалы дела представлены: акт об оказании услуг от 31.12.2014 в„– 652, подписанный ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области", акты об оказании услуг от 30.01.2015, от 28.02.2015, от 12.05.2015, подписанные истцом в одностороннем порядке; счета от 31.12.2014, от 30.01.2015, от 28.02.2015, от 12.05.2015; выписки из журналов регистрации пациентов; списки лиц, в отношении которых произведены лабораторные исследования по направлениям Военного Комиссариата; журнал ЭКГ и лабораторных испытаний; отчеты по количеству исследований.
Ссылаясь на то, что фактически оказанные истцом лабораторно-диагностические услуги не оплачены ответчиком в добровольном порядке, ТОГБУЗ "Моршанская ЦРБ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 779, ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
В силу п. 7 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 в„– 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон в„– 53-ФЗ) компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1, пп. "д" п. 2 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 в„– 1441, финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета. Обязательная подготовка граждан к военной службе включает, в том числе медицинское освидетельствование и медицинское обследование.
Порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона о воинской обязанности, определен Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 в„– 704 (далее - Правила в„– 704).
Из положений п. 2 Правил в„– 704 следует, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в том числе, с прохождением медицинского освидетельствования и медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу.
Компенсация таких расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации (п. 3 Правил в„– 704).
Согласно п. 4 Правил в„– 704 выплата компенсации за медицинское обследование граждан в связи с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона в„– 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру, в том числе при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы осуществляются военными комиссариатами.
Таким образом, исходя из системного анализа указанных положений законодательства, затраты, понесенные медицинскими учреждениями, в результате проведения медицинского освидетельствования граждан в связи с призывом их на воинскую службу, подлежат компенсации военными комиссариатами за счет средств федерального бюджета.
Факт оказания истцом услуг на общую сумму 472820,50 руб. по проведению лабораторных и диагностических исследований граждан, призываемых на военную службу, в отсутствие письменного договора с ответчиком, подтверждается материалами дела, в том числе: актом оказанных услуг от 31.12.2014, актом сверки взаимных расчетов сторон за период с 01.01.2015 по 31.05.2015, подписанными сторонами без разногласий. Акты оказанных услуг от 30.01.2015, от 28.02.2015, от 12.05.2015 ответчиком не подписаны в отсутствие каких-либо возражений со стороны ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" относительно объема, стоимости и качества оказанных услуг. При этом мотивированный отказ от подписания данных актов ответчиком не заявлялся.
Исходя из изложенного, учитывая отсутствие оплаты ответчиком фактически оказанных медицинских услуг, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для взыскания с ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" стоимости оказанных истцом услуг в указанном размере.
Законность и обоснованность выводов арбитражного суда подтверждается сложившейся судебной практикой (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 25.03.2016 в„– 308-ЭС16-1184, от 29.02.2016 в„– 310-ЭС15-20180, от 09.11.2015 в„– 307-ЭС15-13501).
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии лимитов бюджетных средств для оплаты спорных услуг получил надлежащую оценку арбитражного суда и правомерно отклонен, как не соответствующий требованиям действующего законодательства, прямо предусматривающего обязанность ответчика, исполняющего публичную функцию по обеспечению исполнения воинской обязанности, по компенсации расходов лечебного учреждения при оказании медицинских услуг в отношении контингента военкомата.
Иные доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки арбитражного суда, правомерно отклонены по мотивам, изложенным в принятых судебных актах, и по существу направлены на переоценку доказательств, положенных в основу оспариваемых решения и постановления, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых решения и постановления, не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.11.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016 по делу в„– А64-6306/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.

Председательствующий
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА

Судьи
С.Г.ЕГОРОВА
И.И.КОЗЕЛКИН


------------------------------------------------------------------