Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.07.2016 N Ф10-2487/2016 по делу N А68-7691/2015
Требование: О признании незаконным и отмене решения фонда социального страхования о привлечении общества к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах.
Обстоятельства: Фонд социального страхования доначислил страховые взносы на компенсационные выплаты отдельным работникам в размере, эквивалентном стоимости молока, а также пени и штраф.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку фактическая занятость работников во вредных условиях и факт воздействия на них вредных факторов не подтверждены. Предоставление отдельным работникам молока и выплата компенсации взамен его стоимости не носит компенсационный характер.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тульской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2016 г. в„– Ф10-2487/2016

Дело в„– А68-7691/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Шелудяева В.Н., Бессоновой Е.В.
при участии в заседании:
от публичного акционерного общества "Тульский оружейный завод" (ОГРН 1027100507147, Советская ул., д. 1а, г. Тула, 300002): Хомяковой Е.Г. - представителя, действующей по доверенности от 29.06.2016 в„– 148-112/16;
от Государственного учреждения - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027100964945, Колетвинова ул., д. 6, г. Тула, 300041): Чудесновой В.Г. - представителя, действующей по доверенности от 11.01.2016 в„– Д-4; Копыловой И.И. - представителя, действующей по доверенности от 22.07.2016 в„– Д-71;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Тульский оружейный завод" на решение Арбитражного суда Тульской области от 28.12.2015 (судья Косоухова С.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 (судьи Мордасов Е.В., Еремичева Н.В., Стаханова В.Н.) по делу в„– А68-7691/2015,

установил:

Открытое акционерное общество "Тульский оружейный завод", наименование которого изменено на публичное акционерное общество "Тульский оружейный завод" (далее по тексту - заявитель или Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области к Государственному учреждению - Тульскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту также - Учреждение, Фонд, орган социального страхования) о признании незаконным и отмене решения от 24.07.2015 в„– 33 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления страховых взносов в сумме 30 806,41 руб. на компенсационные выплаты отдельным работникам в размере, эквивалентном стоимости молока, а также пеней и штрафа.
Решением Арбитражного суда Тульской суда от 28.12.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 28.12.2015, постановление от 11.04.2016 и принять новый судебный акт.
В отзыве Фонд просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Представитель Общества, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Представители Учреждения с кассационной жалобой не согласились, просили оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, выслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами норм права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судами фактических обстоятельств дела следует, Фонд провел выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Обществом в Фонд социального страхования Российской Федерации страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, которой установлено занижение страховых взносов в результате невключения в облагаемую базу компенсационных выплат отдельным работникам в размере, эквивалентном стоимости молока.
Упомянутое нарушение отражено в акте проверки от 30.06.2015 в„– 325н.
По результатам проверки Учреждением принято решение от 24.07.2015 в„– 33 о привлечении заявителя к ответственности на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 6181,28 руб., предложено уплатить 30 906,39 руб. недоимки по страховым взносам и 3 028,14 руб. пеней.
Общество, полагая, что решение Фонда от 24.07.2015 в„– 33 является незаконным в части доначисления страховых взносов на компенсационные выплаты отдельным работникам в размере, эквивалентном стоимости молока, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона в„– 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 настоящего Закона объектом обложения страховыми взносами для указанных плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона в„– 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 этого Закона, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона в„– 212-ФЗ.
Статьей 9 данного Закона определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе и выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.
В статье 222 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 в„– 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов" (далее также - Постановление в„– 168) устанавливает общий порядок определения норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов.
Согласно названному Постановлению работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов (абзац 3 пункта 1 Постановления в„– 168).
Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 в„– 45н. Этим же документом установлены Нормы и условия выдачи молока. Так, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем.
Согласно приложению в„– 3 к Приказу Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 в„– 45н к вредным производственным факторам, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или равноценных пищевых продуктов, относятся химических фактор, биологический фактор и физический фактор (ионизирующее излучение).
При отсутствии данных о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда или невыполнении работодателем вышеперечисленных требований сохраняется прежний порядок бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что по заключению аттестационной комиссии, представленных карт аттестации и протоколов оценки условий труда (приложение на 256 листах, листы 125 - 207), условия труда и рабочих мест, перечисленных в названном приложении, признаны безопасными - оптимальными или допустимыми, рабочие места имеют 2-ой класс вредности.
Однако Общество производило работникам, занятым на этом производстве, денежные выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока, при этом не включало их в базу для начисления страховых взносов.
Между тем, в соответствии с дополнениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 19.04.2010 в„– 245н в пункт 13 вышеназванных Норм и условий, основанием для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам является наличие результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном на момент вступления в силу данного Приказа порядке, которые подтверждают отсутствие предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов на рабочих местах или отсутствие превышения установленных нормативов по выявленным при проведении аттестации рабочих мест вредным производственным факторам, указанным в Перечне.
Согласно статье 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, компенсации работникам не устанавливаются.
Учитывая, что фактическая занятость работников во вредных условиях и факт воздействия на них вредных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, не подтверждены, суды пришли к правильному выводу о том, что предоставление отдельным работникам молока и выплата компенсации взамен его стоимости не носит компенсационный характер, следовательно, указанная выплата подлежит включению в базу для начисления страховых взносов в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона в„– 212-ФЗ.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы подателя жалобы были предметом рассмотрения апелляционного суда, получили надлежащую правовую оценку и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений судами норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 28.12.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 по делу в„– А68-7691/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
Е.В.БЕССОНОВА


------------------------------------------------------------------