Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.08.2016 N Ф10-2659/2016 по делу N А84-2884/2015
Требование: О признании незаконным отказа органа внутренних дел в перерегистрации транспортного средства.
Обстоятельства: Орган внутренних дел отказал в регистрации на основании правил регистрации автомоторных средств.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку для регистрации транспортного средства необходимо применить нормы законодательства о государственной регистрации транспортных средств иностранного юридического лица.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Севастополя



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2016 г. в„– Ф10-2659/2016

Дело в„– А84-2884/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08.08.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 08.08.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Смолко С.И., Степина Л.В.
при участии в заседании:
от публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" (ул. Киевская, 8Е, г. Вишневое, Киево-Святошинский р-н, Киевская обл., 08132); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от филиала публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" (ул. Хрусталева, 44, г. Севастополь, 299040); - Ирхина М.Ю. - представителя по доверенности от 11.01.2016 в„– 10/0/2-16;
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю (ул. Пушкина, 10, г. Севастополь, 299011); не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Отдела государственной инспекции по безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю (ул. Промышленная, 1, г. Севастополь, 299040); не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Севастопольской таможни (ОГРН 1147745418423, ИНН 7730705052, пл. Нахимова, 5а, г. Севастополь, 299011); не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 18.03.2016 (судья Архипенко А.М.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2016 (судьи Градова О.Г., Омельченко В.А., Привалова А.В.) по делу в„– А84-2884/2015,

установил:

публичное акционерное общество "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным отказа Отдела государственной инспекции по безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю (далее - Отдел) от 21.11.2015 в перерегистрации транспортного средства.
Решением суда от 18.03.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.05.2016, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Общества, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, публичное акционерное общество "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" зарегистрировано по законодательству Украины, имеющее по законодательству Украины филиал публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в г. Севастополь (далее - Филиал).
18.03.2015 внесена запись об аккредитации на территории Российской Федерации за номером (НЗА) 10150003699 сроком до 31.12.2019 филиала публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в г. Севастополь, расположенном в Российской Федерации, Республика Крым, г. Севастополь, ул. Хрусталева, д. 44, о чем выдано соответствующее свидетельство.
Согласно пунктам 1.3, 1.4 Положения о Филиале он является обособленным подразделением общества и не является юридическим лицом, действует от имени Общества.
05.11.2015 Филиал обратился с заявлением в Отдел перерегистрировать автомобиль ГАЗ-3307.
Приложив к нему следующие документы:
- выданное 25 апреля 2012 года Севастопольским МРЭО свидетельство о регистрации транспортного средства - марки ГАЗ, модели 3307, типа автоподъемник-С, с регистрационным в„– СН5714АА, 2004 года выпуска, зарегистрированного за публичным акционерным обществом "Энергетическая компания "Севастопольэнерго",
- диагностическая карта,
- страховой полис,
- доверенность на получение документов о перерегистрации автоподъемника ГАЗ 3307.
21.11.2015 Отдел отказал Филиалу в перерегистрации вышеуказанного автотранспортного средства на основании п. 24.2 "Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 в„– 1001 (далее - Правила в„– 1001).
Посчитав отказ незаконным, Общество оспорило его в суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования суд, правомерно исходил из следующего.
Часть 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года в„– 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон в„– 196-ФЗ) устанавливает, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года в„– 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление в„– 938), пунктом 4 Правил в„– 1001 установлено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
При этом, пункт 4 Постановления в„– 938, пункты 7, 8 Правил в„– 1001, пункт 15 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД Российской Федерации от 7 августа 2013 года в„– 605 (далее - Административный регламент), пункт 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказами МВД России в„– 496, Минпромэнерго России в„– 192, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 года в„– 134 (ред. от 11 ноября 2015 года, далее - Положение) предусматривают, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, производится на основании паспортов транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Пункт 22 Административного регламента предусматривает, что основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
Положение о паспортах ТС регулирует вопросы компетенции оформления паспортов на ТС. Так, согласно пункту 7 этого Положения подразделения Госавтоинспекции выдают паспорта в отношении транспортных средств:
1) изготовленных организациями-изготовителями до 1 июля 1993 года или ввозимые в Российскую Федерацию до 1 июля 1997 года, при предъявлении их для регистрации,
2) зарегистрированных в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке,
3) отнесенные к единичным транспортным средствам, изготовленным в Российской Федерации или выпускаемым в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу при наличии выданного на них Свидетельства.
В иных случаях паспорта на транспортные средства выдаются иными уполномоченными лицами и органами. В частности, организациями-изготовителями, таможенными органами, уполномоченными ФТС России.
В связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов Правительство Российской Федерации 27 апреля 2015 года издало Постановление в„– 399 "О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя" (далее - Постановление в„– 399), которое действует с дополнениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2015 года в„– 1171.
В соответствии с пунктом 3 Постановления в„– 399 собственники транспортных средств из числа юридических лиц, зарегистрированных на территории Республики Крым в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 года, обязаны до 1 апреля 2016 года заменить в установленном порядке регистрационные документы и государственные регистрационные знаки, выданные на транспортные средства до 18 марта 2014 года в соответствии с законодательством Украины.
Подпункт "а" пункта 1 Постановления в„– 399 предусматривает, что до 1 января 2018 года регистрация транспортных средств, находящихся во владении юридических лиц, зарегистрированных на территории Республики Крым в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 года, не имеющих документов, подтверждающих их право собственности на транспортные средства, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации без выдачи паспортов транспортных средств на основании:
документов, подтверждающих государственную регистрацию в качестве российского юридического лица;
регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, выданных на транспортные средства в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 года;
документов, подтверждающих полномочия заявителя на владение транспортным средством и (или) представление интересов собственника транспортного средства (доверенность, договор лизинга либо иной договор), оформленных в соответствии с законодательством Украины и действовавших на 18 марта 2014 года;
страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Как следует из установленных обстоятельств, собственником транспортного средства, зарегистрированного на территории города Севастополя в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 года, является юридическое лицо, не являющееся российским юридическим лицом.
В связи с чем, нормы Постановления в„– 399 на возникшие между заявителем и органом государственной регистрации транспортных средств применению не подлежат.
Тот факт, что это иностранное юридическое лицо имеет с 18 марта 2015 года аккредитованное в Российской Федерации (город Севастополь) Филиал не влияет на разрешение заявленных требований и применение норм законодательства, регулирующего государственную регистрацию транспортных средств российских юридических лиц, так как аккредитованный филиал иностранного юридического лица не является зарегистрированным российским юридическим лицом, имеющим право заменить в установленном порядке регистрационные документы и государственные регистрационные знаки на ранее зарегистрированные транспортные средства по законодательству Украины.
Пункты 24.2 и 28 Правил в„– 1001 устанавливают, что регистрация транспортных средств иностранных юридических лиц производится по месту нахождения филиалов, являющихся обособленными подразделениями иностранных юридических лиц, на срок действия документов, подтверждающих аккредитацию филиала на территории Российской Федерации, после их таможенного оформления в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил с выдачей свидетельств о регистрации транспортных средств и регистрационных знаков на срок пребывания транспортных средств на территории Российской Федерации, указанный в документах, выданных таможенными органами Российской Федерации.
Таким образом, для государственной регистрации спорного транспортного средства необходимо применять нормы законодательства о государственной регистрации транспортных средств иностранного юридического лица.
Такой вывод согласуется с позицией, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2016 в„– АКПИ15-1430, апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2016 в„– АПЛ16-143.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 18.03.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2016 по делу в„– А84-2884/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА

Судьи
С.И.СМОЛКО
Л.В.СТЕПИНА


------------------------------------------------------------------