Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23.09.2016 N Ф10-3438/2016 по делу N А14-11301/2014
Требование: О признании незаконным отказа пенсионного органа в удовлетворении заявлений общества об уточнении платежа по платежному документу.
Обстоятельства: Общество ссылается на наличие ошибки в платежных документах. Пенсионный орган отказал в уточнении платежа со ссылкой на то, что зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного государственного внебюджетного фонда в счет предстоящих платежей в бюджет другого государственного внебюджетного фонда не допускается.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку оснований для отказа в удовлетворении заявления общества у пенсионного органа не имелось.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Воронежской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2016 г. в„– Ф10-3438/2016

Дело в„– А14-11301/2014

дело рассмотрено 19.09.2016
постановление изготовлено в полном объеме 23.09.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.
при участии в заседании:
от заявителя - ООО "ТД "Лазурит", Калининградская обл., г. Гурьевск, ОГРН 1073917000068 не явились
от заинтересованного лица - ГУ - УПФР по Новоусманскому району Воронежской области, Новая Усмань Воронежской области, ОГРН 1023600934037 не явились
от третьего лица - Управления Федерального казначейства по Воронежской области, г. Воронеж не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоусманскому району Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2015 (судья Есакова М.С.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2016 (судьи Ольшанская Н.А., Скрынников В.А., Михайлова Т.Л.) по делу в„– А14-11301/2014,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Лазурит" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоусманскому району Воронежской области (далее - УПФР, Управление), изложенного в письме от 22.08.2014 в„– 05-73/6390, в удовлетворении заявлений общества от 15.08.2014 в„– 1.1 - 88/6184; в„– 1.1 - 88/6185, в„– 1.1. - 88/6186, в„– 1.1. - 88/6187, в„– 1.1. - 88/6188, в„– 1.1. - 88/6189 об уточнении платежа по платежному документу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Воронежской области.
Решением суда от 30.12.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.06.2016 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УПФР просит состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Управление Федерального казначейства по Воронежской области ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, общество является страхователем и плательщиком страховых взносов, которое обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда.
Обществом была произведена оплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за май - июль 2014 года в сумме 8 482 460,57 руб. В платежных поручениях в„– 3777 от 10.06.2014, в„– 4474 от 09.07.2014, в„– 5553 от 11.07.2014, в„– 5287 от 11.08.2014, в„– 5288 от 11.08.2014, в„– 5289 от 12.08.2014 общество указало в качестве назначения платежа "страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный Фонд РФ", но при указании КБК допустило ошибку. Вместо КБК 392102 02020 06 1000 160 для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование указан КБК 392102 02101 08 1011 160 для страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Обнаружив ошибку, 15.08.2014 общество обратилось в Управление с заявлениями в„– в„– 1.1 - 88/6184, 1.1 - 88/6185, 1.1. - 88/6186, 1.1. - 88/6187, 1.1. - 88/6188, 1.1. - 88/6189 об уточнении платежа по вышеуказанным платежным документам и просьбой отнести платежи по ним на КБК 392 1 02 02020 06 1000 160.
Письмом от 22.08.2014 Управление со ссылкой на подпункт 1 пункта 5 статьи 18 и пункт 21 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ) отказало в удовлетворении заявлений общества, ссылаясь на то, что зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного государственного внебюджетного фонда в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, погашения недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в бюджет другого государственного внебюджетного фонда не допускается.
19 августа 2014 г. Управление направило в адрес общества требование от 19.08.2014 в„– 04601440120907 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в сумме 5 147 014,81 руб. и пени в сумме 67 515,07 руб.
Не согласившись с отказом Управления в уточнении платежей, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дали им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришли к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 3 Закона в„– 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и ФФОМС, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Частью 8 статьи 18 Закона в„– 212-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней, штрафов, не повлекшей их неперечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов.
Порядок уточнения платежа при неверном указании КБК Законом в„– 212-ФЗ не установлен.
Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принятие решения об уточнении платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства входят в функции администратора доходов бюджета.
В силу Закона в„– 212-ФЗ администратором страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование является Пенсионный фонд, в связи с чем именно он обладает полномочиями по уточнению платежа в связи с неправильным кодом КБК.
Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31.12.2009 в„– 373р территориальным органам ПФР, подведомственным отделениям ПФР предписано выполнять полномочия администраторов доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования по страховым взносам на обязательное пенсионное обеспечение и страховым взносам на обязательное медицинское обеспечение, включая принятие решения о зачете (уточнении) платежей.
В силу подпункта 4 пункта 6 статьи 18 Закона в„– 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Таким образом, только в случае непоступления в соответствующий государственный внебюджетный фонд на соответствующий счет Федерального казначейства перечисленной денежной суммы вследствие неправильного указания в платежном поручении кода бюджетной классификации можно сделать вывод о неисполнении плательщиком его обязанности по уплате страховых взносов.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 40 БК РФ доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
Как установлено судами и следует из материалов дела, перечисленные обществом суммы страховых взносов, поступили на указанный в платежных поручениях единый счет Федерального казначейства, на котором учитываются средства, предназначенные как Пенсионному фонду, так и ФФОМС, следовательно, поступили в бюджетную систему Российской Федерации и не могут признаваться недоимкой.
В спорной ситуации ошибка в КБК не может быть признана основанием для непризнания исполненной обязанности общества по уплате страховых взносов, поскольку, несмотря на неверное указание в платежном документе КБК, денежные средства поступили на единый счет Пенсионного фонда в Федеральном казначействе, которое выполняет функции единого администратора поступлений. При правильном указании в платежном документе назначения платежа, счета администратора и его наименования сам по себе факт неправильного указания разряда КБК, обозначающего бюджет ФФОМС вместо Пенсионного фонда РФ, не свидетельствует о непоступлении платежа единому администратору, платеж в любом случае поступил Управлению, которое не только могло определить назначение платежа, но и в силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации имело возможность самостоятельно распределить поступившую сумму между бюджетами соответствующих внебюджетных фондов.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу о том, что у Управления отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявлений общества об уточнении платежа по платежным документам и по праву удовлетворил заявленные требования.
Оснований для отмены оспариваемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2016 по делу в„– А14-11301/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.

Председательствующий судья
С.И.СМОЛКО

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА


------------------------------------------------------------------