Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.09.2016 N Ф10-3135/2016 по делу N А09-7676/2015
Требование: О признании недействительными пунктов предписания органа местного самоуправления.
Обстоятельства: Обществу выдано предписание об устранении нарушений, выявленных в результате осуществления муниципального жилищного контроля, которым предписано: 1) произвести перерасчет задолженности за коммунальные услуги по квартире, 2) заключить договор со специализированной организацией на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов.
Решение: 1) В удовлетворении требования отказано, поскольку в спорный период квартира не была оборудована приборами учета; 2) Требование удовлетворено, поскольку общество, выполняя обязанности по содержанию общего имущества, не обеспечило сбор и вывоз отходов в спорный период.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Брянской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2016 г. в„– Ф10-3135/2016

Дело в„– А09-7676/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Николаевой Н.Н.
судей Степиной Л.В., Бессоновой Е.В.
при участии:
от товарищества собственников жилья "БЕЖИЦКАЯ 1/4" (ул. Бежицкая, д. 1, корп. 4, г. Брянск, ОГРН 1133256006058, ИНН 3257003810) - председателя правления Бакасовой Н.Н. протокол от 01.04.2015;
от Брянской городской администрации (проспект Ленина, д. 35, г. Брянск, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Спецавтопредприятие" (пр. Ст.Димитрова, д. 65, г. Брянск, 241050, ОГРН 1093254005580, ИНН 1093254005580) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Герасина Л.Р. (ул. Бежицкая, д. 1, корп. 4, кв. 170, г. Брянск, 241007) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Герасиной Ю.И. (ул. Бежицкая, д. 1, корп. 4, кв. 170, г. Брянск, 241007) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Гарбуз Е.К. (ул. Бежицкая, д. 1, корп. 4, кв. 176, г. Брянск, 241007) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Егоренко В.М. (ул. Бежицкая, д. 1, корп. 4, кв. 182, г. Брянск, 241007) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Гордеевой И.Н. (ул. Бежицкая, д. 1, корп. 4, кв. 194, г. Брянск, 241007) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Низяева В.С. (ул. Бежицкая, д. 1, корп. 4, кв. 194, г. Брянск, 241007) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Низяева Е.В. (ул. Бежицкая, д. 1, корп. 4, кв. 194, г. Брянск, 241007) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Бежицкая 1/4" на решение Арбитражного суда Брянской области от 11.12.2015 (судья Черняков А.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2016 (судьи Еремичева Н.В., Заикина Н.В., Стаханова В.Н.) по делу в„– А09-7676/2015,

установил:

товарищество собственников жилья "Бежицкая 1/4" (далее по тексту - ТСЖ "Бежицкая 1/4") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1 и 4 предписания Брянской городской администрации (далее - администрация) от 29.05.2015 в„– 82/2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Спецавтопредприятие", Герасина Ю.И., Герасин Л.Р., Гарбуз Е.К., Егоренко В.М., Гордеева И.Н., Низяев В.С., Низяев Е.В.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 11.12.2015 требования удовлетворены частично. Предписание отдела муниципального контроля Брянской городской администрации от 29.05.2015 в„– 82/2015 признано недействительным в части требований об осуществлении перерасчета задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 01.05.2013 по 29.05.2015 по квартирам: в„– 176, 182, 194 дома в„– 1 корпус в„– 4 по ул. Бежицкой в г. Брянске. В части признания недействительным пункта 4 предписания от 29.05.2015 в„– 82/2015 в полном объеме, а также пункта 1 - в части квартиры по адресу: Брянск, ул. Бежицкая, д. 1, корпус 4, 170, отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТСЖ "Бежицкая 1/4" просит решение и постановление суда в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным пункта 4 предписания отдела муниципального контроля Брянской городской администрации от 29.05.2015 в„– 82/2015, а также пункта 1 - в части квартиры по адресу: Брянск, ул. Бежицкая, д. 1, корпус 4, 170 отменить, как принятые в нарушение норм материального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Участвующие в деле лица представителей в судебное заседание не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Поскольку в кассационном порядке обжалуется часть судебных актов, суд кассационной инстанции осуществляет проверку их законности и обоснованности в названной части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная коллегия считает, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 29.05.2015 года должностным лицом отдела муниципального контроля Брянской городской администрации осуществлен муниципальный жилищный контроль в отношении ТСЖ "Бежицкая 1/4".
В результате проверки установлено нарушение ТСЖ "Бежицкая 1/4" пунктов 56.1, 57, 58 "Правил предоставления коммунальных услуг...", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года в„– 354, выразившихся в начислении платы за коммунальные услуги для жилых помещений, не оборудованных приборами учета, исходя из количества фактически проживающих лиц, установленного ТСЖ на основании актов об установлении количества проживающих (в том числе временно), в том числе по квартире в„– 170 дома в„– 1 кор. 4 по ул. Бежицкой г. Брянска на основании акта от 04.12.2013 в отношении двух потребителей: Герасиной Ю.И., Герасина Л.Р. с 01.05.2013 по 04.12.2013). В качестве второго нарушения зафиксировано отсутствие договора на утилизацию (захоронение) ТБО с организацией, обладающей лицензией на осуществление (предоставление) указанного вида услуг.
Составлен акт проверки от 29.05.2015 в„– 82/2015 и 29.05.2015 ТСЖ "Бежицкая 1/4" выдано предписание в„– 82/2015 об устранении нарушений, выявленных в результате осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Брянска, которым в срок до 15.05.2015 в том числе предписано: произвести перерасчет платы, задолженности за коммунальные услуги по квартире в„– 170 дома в„– 1 кор. 4 по ул. Бежицкой в соответствии с действующим законодательством (пункт 1); организовать работу по заключению договора с организацией, осуществляющей обезвреживание и размещение отходов на основании лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (пункт 4).
Несогласие ТСЖ "Бежицкая 1/4" с пунктами 1 и 4 предписания послужило основанием для обращения в суд.
Суды, отказывая в удовлетворении требования ТСЖ "Бежицкая 1/4" в части признания незаконным предписания относительно перерасчета платы за коммунальные услуги по квартире в„– 170, обоснованно руководствовались следующим.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354), при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения в„– 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения в„– 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
Подпунктом "е1" пункта 32 предусмотрено право исполнителя, предоставляющего коммунальную услугу, определять количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан.
Судами установлено, что в спорный период (с 01.05.2013 по 29.05.2015) квартира 170 не была оборудована приборами учета коммунальных ресурсов.
Вместе с тем, суды обоснованно указали, что акты, на которые ссылается ТСЖ "Бежицкая 1/4" не могут являться единственным основанием доначисления собственнику вышеуказанного жилого помещения (квартиры) соответствующей платы за коммунальные услуги, по следующим основаниям.
Пунктом 56(1) Правил в„– 354 предусмотрено, что в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю).
Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется, в соответствии с пунктом 58 Правил в„– 354, на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанная норма Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, действовавшей в период принятия Правил в„– 354, предусматривала административную ответственность за проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.
Соответственно, протокол по делу об административном правонарушении, составленный по указанной статье, в смысле, придаваемом Правилами в„– 354, является доказательством факта действительного проживания не зарегистрированных в жилом помещении граждан.
ТСЖ "Бежицкая 1/4" не был соблюден указанный порядок фиксации проживания незарегистрированных жильцов. Тот факт, что указанные лица являлись собственниками жилого помещения, не является основанием доначисления платы, поскольку вышеназванные положения нормативных актов для доначисления платы ведут речь о фактически проживающих гражданах, вне зависимости от того, являются они собственниками или временными жильцами.
Иной порядок установления количества временно проживающих граждан в целях начисления потребителю платы за соответствующий вид коммунальной услуги действующим законодательством не предусмотрен.
Таким образом, суд правомерно отказал в удовлетворении требований о признании недействительным пункта 1 предписания от 29.05.2015 в„– 82/2015 о возложении на товарищество обязанности осуществить перерасчет платы за коммунальные услуги за период с 01.05.2013 по 04.12.2013 в отношении квартиры в„– 170 по адресу: Брянск, ул. Бежицкая, д. 1, корп. 4.
В указанной части кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Пунктом 4 оспариваемого предписания товариществу предписано в срок до 15.07.2015 организовать работу по заключению договора с организацией, осуществляющей обезвреживание и размещение отходов на основании лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Признавая обоснованным предписание в указанной части, суды двух инстанции не учел следующее.
На момент выдачи спорного предписания (15.05.2015) г. статья 154 ЖК РФ действовала в редакции, которая не предусматривала плату за обращение отходами, как вид платы, и не включала ее в состав платы за коммунальные услуги (пункт 4).
Состав такой составляющей платы за жилое помещение, как плата за содержание общего имущества, определялся следующими нормативными актами.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 в„– 491, содержание общего имущества включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 в„– 290 утвержден "Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме", пунктом 26 которого в обязанности организации, осуществляющей управление МКД вменены работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе посредством организации мест накопления бытовых отходов, сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передаче в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению таких отходов.
Таким образом, управляющая компания в указанный период, выполняя обязанности по содержанию общего имущества, согласно структуре правоотношений по обращению с отходами в действовавший в рассматриваемый период правовом регулировании, должна была обеспечить сбор и вывоз отходов. Указанное она могла обеспечить любым способом, обеспечивающим исполнение этой обязанности - как путем заключения договора со специализированной организацией на вывоз мусора, так и с полигоном.
Суды не учли действие названных актов, не возлагающих на управляющую организацию обязанностей по заключению договора по обращению с отходами (указанный термин стал использоваться в последующем правовом регулировании), и ошибочно применили нормативные акты о формировании тарифа для населения на данную коммунальную услугу, не подлежащие применению, как не имеющие отношения к предмету спора.
Суды не учли, что в рассматриваемый период услуги по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов I - IV классов опасности рассматривались, как самостоятельные виды услуг и могли осуществляться отдельными специализированными организациями.
Суды установили наличие у ООО "Спецавтопредприятие" лицензии на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов I, II, III, IV классов опасности (лицензия от 03.02.2016 в„– 032-00087), что свидетельствует о заключении договора в целях вывоза ТБО с надлежащим лицом и является надлежащим исполнением обязанности, возложенной на управляющую компанию подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 в„– 491.
Тот факт, что в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1997 в„– 155, транспортные компании не приобретали право собственности на перевозимые отходы и являлись лишь исполнителями услуг по вывозу бытовых отходов, не влияет на спорный вопрос, наоборот, подтверждая, что названные функции они исполняли в рамках единого процесса по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов, в котором участвуют несколько субъектов.
При таких обстоятельствах к правильно установленным имеющим отношение к предмету спора обстоятельствам дела суды неправильно применили нормы материального права (статью 154 ЖК РФ и подпункта "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 в„– 491, что повлекло принятие неправильных (в названной части) судебных актов. В указанной части по результатам отмены судебных актов суд кассационной инстанции принимает новое решение, удовлетворяя соответствующее требование заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 11.12.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2016 по делу в„– А09-7676/2015 отменить в части отказа в признании недействительным пункта 4 предписания отдела муниципального контроля Брянской городской администрации от 29.05.2015 в„– 82/2015.
Признать недействительным пункт 4 названного предписания, как несоответствующий ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункту "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 в„– 491.
В остальной части решение Арбитражного суда Брянской области от 08.10.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.Н.НИКОЛАЕВА

Судьи
Л.В.СТЕПИНА
Е.В.БЕССОНОВА


------------------------------------------------------------------