Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.09.2016 N Ф10-3369/2016 по делу N А64-6274/2015
Требование: О признании недействительным распоряжения уполномоченного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым распоряжением уполномоченный орган внес изменения в распоряжение об условиях приватизации имущества, передаваемого обществу, в части установления начальной цены имущества и исключения земельных участков из перечня объектов, подлежащих приватизации.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт незаконности оспариваемого распоряжения установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тамбовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2016 г. в„– Ф10-3369/2016

Дело в„– А64-6274/2015

Резолютивная часть объявлена 21.09.2016
Полный текст постановления изготовлен 28.09.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от открытого акционерного общества "Российские ипподромы" (ОГРН 1127746402112, ИНН 7714873807, ул. Беговая, д. 22, к. 1, г. Москва, 125284) - Ивановой Т.В. (дов. от 31.12.2015),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176, ул. Московская, д. 65, г. Тамбов, 392000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Никольский переулок, д. 9, г. Москва, 109012) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.04.2016 (судья Малина Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016 (судьи Донцов П.В., Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А.) по делу в„– А64-6274/2015,

установил:

открытое акционерное общество "Росипподромы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее - ТУ Росимущества в Тамбовской области, теруправление) от 01.07.2015 в„– 214-р (с учетом уточненных требований).
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.04.2016, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016, распоряжение ТУ Росимущества в Тамбовской области от 01.07.2015 в„– 214-р признано недействительным.
В кассационной жалобе теруправление просит отменить решение и постановление судов, указывая на нарушение норм материального и процессуального права.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами, следует из материалов дела, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2011 в„– 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации" в результате преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Центральный Московский ипподром" создано ОАО "Росипподромы", 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности.
На основании подп. "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 в„– 1058 в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал общества "Росипподромы" внесено имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен, оставшееся после их ликвидации, в порядке оплаты размещаемых обществом "Росипподромы" дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2011 г. в„– 1876-р, принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 августа 2011 г. в„– 1058, были внесены изменения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011 - 2013 годы, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. в„– 2102-р, в части имущества, оставшегося после ликвидации федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен, указанных в приложении к настоящему распоряжению.
Распоряжение Правительства РФ от 22.01.2013 в„– 35-р "О внесении изменений в раздел II прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2011 - 2013 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 27.11.2010 в„– 2102-р", в перечень прогнозного плана включено имущество, оставшееся после ликвидации государственной заводской конюшни "Тамбовская" с ипподромом, в состав которого вошли, в том числе, три земельных участка с кадастровыми номерами 68:20:3413001:1, 68:20:4021001:1, 68:20:4030001:0003 (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования).
ТУ Росимущества в Тамбовской области во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 в„– 1058 и Прогнозного плана приватизации федерального имущества была проведена оценка имущества и вынесено распоряжение от 21.10.2013 в„– 374-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы", которым определен перечень недвижимого имущества, подлежащего передаче ОАО "Росипподромы".
В приложении в„– 1 к данному распоряжению поименованы три земельных участка с кадастровыми номерами: 68:20:3413001:1; 68:20:4021001:1; 68:20:4031001:0003.
Во исполнение подпунктов "а", "б" пункта 3 распоряжения от 21.10.2013 в„– 374-р на основании Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Указа Президента Российской Федерации 08.08.2011 N, Распоряжений Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 в„– 2102-р, 24.05.2012 в„– 840-р, от 26.10.2011 в„– 1876-р, Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 в„– 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", поручения Росимущества от 15.11.2012 в„– ЭА-11/51887 ОАО "Росипподромы" принято решение о дополнительном выпуске обыкновенных акций (решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг от 27.08.2015, государственный регистрационный номер 1-01-55520-Е-001Р), осуществлена государственная регистрация дополнительного выпуска обыкновенных акций общества.
На основании поручения Росимущества от 24.06.2015 в„– ИА-03/25290 о внесении изменений в ранее изданные распоряжения об условиях приватизации федерального имущества путем исключения земельных участков согласно приложению (24 незастроенных земельных участков) ТУ Росимущества в Тамбовской области принято распоряжение от 01.07.2015 в„– 214-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в Тамбовской области от 21.10.2013 в„– 374-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" (далее - распоряжение в„– 214-р).
Распоряжением в„– 214-р внесены изменения в пункт 2 распоряжения теруправления от 21.10.2013 в„– 374-р и он изложен в следующей редакции: "установить начальную цену имущества, указанного в приложении к настоящему распоряжению считать в размере 518 362 (пятьсот восемнадцать тысяч триста шестьдесят два) рубля.", а также из приложения к распоряжению в„– 374-р исключен пункт 1, в котором были указаны земельные участки с кадастровыми номерами 68:20:3413001:1, 68:20:4021001:1, 68:20:4030001:0003, как объекты, подлежащие приватизации путем внесения в качестве вклада Российской Федерации в уставной капитал ОАО "Российские ипподромы".
ТУ Росимущества в Тамбовской области направило в адрес ОАО "Росипподромы" распоряжение в„– 214-р с приложением акта о внесении изменений в передаточный акт, из текста которого исключены земельные участки с кадастровыми номерами 68:20:3413001:1, 68:20:4021001:1, 68:20:4030001:0003 (письмом от 02.07.2015 в„– 3362-2.1).
Не согласившись распоряжением теруправления от 01.07.2015 в„– 214-р, общество обратилось в арбитражный суд.
Исходя из положений части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ, решение органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть признано арбитражным судом незаконным в том случае, если оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ и разъяснениями, приведенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Удовлетворяя заявленные требований, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о незаконности оспоренного обществом распоряжения теруправления, так как изменения в прогнозный план приватизации в отношения имущества ликвидированной государственной заводской конюшни "Тамбовская", переданного в уставный капитал заявителя, не вносились, процедура регистрации выпуска ценных бумаг, обеспеченных в том числе, спорным имуществом, начата обществом до внесения изменений в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ.
Соглашаясь с выводами судов, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон в„– 178-ФЗ) к компетенции Правительства Российской Федерации относится ежегодное утверждение прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, при этом порядок разработки прогнозного плана (программы) приватизации также определяется Правительством РФ (п. 2 ст. 8 Закона в„– 178-ФЗ).
Согласно пункту 18 Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 в„– 806, предложения об исключении федерального имущества из программы представляются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по формам, предусмотренным приложениями в„– 1 - 3, вместе с подлинниками писем, подписанных лицами, инициирующими исключение федерального имущества из программы (при их наличии).
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба рассматривают предложения об исключении федерального имущества из программы и в срок, не превышающий 10 дней со дня их получения, представляют в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом мотивированные позиции.
Предложения об исключении федерального имущества из программы в течение 10 дней со дня поступления (со дня проведения согласительных совещаний) Министерство экономического развития Российской Федерации направляет в Правительство Российской Федерации для доклада Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, координирующему работу федеральных органов исполнительной власти в сфере управления государственной собственностью.
В случае одобрения указанных предложений Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке соответствующий проект акта в Правительство Российской Федерации для его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации (п. 18 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 в„– 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
Таким образом, все изменения в перечень государственного имущества, планируемого к приватизации, могли быть внесены исключительно распоряжением Правительства Российской Федерации, принятым с соблюдением установленного выше порядка.
Из материалов дела не следует, что такой нормативный акт был принят.
Следовательно, распоряжение теруправления не основано на положениях законодательства о приватизации, нормативных актах, принимаемых Правительством РФ.
Исходя из полученного теруправлением поручения Росимущества, оспоренное распоряжение об уменьшении имущества, внесенного в уставный капитал ОАО "Росипподромы", основано только на внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации изменениях.
При этом в поручении указано о том, что незастроенные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть внесены в уставный капитал заявителя.
Однако, ни Росимущество, ни теруправление не учли, что спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования, особенности оборота которых регулируется Земельным Кодексам и Федеральным законом в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых решения и постановления судов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.04.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016 по делу в„– А64-6274/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------