Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.12.2016 N Ф10-5022/2016 по делу N А83-734/2016
Требование: О взыскании задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам.
Обстоятельства: Служба финансового надзора ссылается на наличие у общества налоговой задолженности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что предъявленная ко взысканию сумма является задолженностью перед бюджетом, не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2016 г. по делу в„– А83-734/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Панченко С.Ю.
судей Егорова Е.И., Радюгиной Е.А.
при участии в заседании от:
Службы финансового надзора Республики Крым (295006, Республика Крым, г. Симферополь, Бульвар Ленина, д. 5/7, ОГРН 1149102017536, ИНН 9102012153) представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом;
управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (295006, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Александра Невского, д. 29, ОГРН 1147746357153, ИНН 7707830457) представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом;
межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 4 по Республике Крым (298112, Республика Крым, г. Феодосия, ул. Крымская, 82-В,) представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом;
общества с ограниченной ответственностью "Осман" (298000, Республика Крым, г. Судак, ул. Номан Челеби Джехан, 2,, ОГРН 1149102117119, ИНН 9108009598) представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение арбитражного суда Республики Крым от 11.07.2016 (судья Шильнова Е.Н.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2016 (судьи Горошко Н.П., Градова О.Г., Карев А.Ю.) по делу в„– А83-734/2016,

установил:

Служба финансового надзора Республики Крым (далее - Служба финнадзора, заявитель) обратилась в арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью "Осман" (далее - ООО "Осман", общество) о взыскании суммы задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам в размере 57 376 руб. 39 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 11.07.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2016, в удовлетворении требований Службы финансового надзора Республики Крым отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, считая, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, не выяснены все обстоятельства по делу, неполно исследованы доказательства, Служба финансового надзора Республики Крым обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, суд неверно истолковал положения Порядка в„– 254, где пунктом 9 предусмотрено, что Служба финнадзора на основании реестра, полученного от Налоговой службы, определяет единое сальдо по каждому налогоплательщику и в случае его отрицательного значения - выставляет ко взысканию эту сумму как задолженность общества перед бюджетом. Кроме того, заявитель считает, что суд и не принял все должные меры по истребованию у налоговых органов всех документов, подтверждающих образование задолженности у общества.
Заявитель считает, что суд необоснованно принял в качестве доказательства отсутствия задолженности по налогам у общества представленные инспекцией декларации с самостоятельно задекларированным обществом налогом. Между тем, как считает заявитель жалобы, эти декларации как раз свидетельствуют об обратном, подтверждая тем самым, что задолженность по налогам у общества имелась и доказательства ее уплаты он не представил.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым и общество письменные отзывы не представили, своего представителей в судебное заседание не направили.
Налоговая инспекция в письменных пояснениях к жалобе указала, что переданные в Службу финнадзора реестры налогоплательщиков формировались на основании карточек их лицевых счетов, которые велись в переходный период Феодосийской ОНИ Налоговой службы Республики Крым, прекратившей свое существование с 31.12.2014 в связи с ликвидацией в соответствии с Указом главы Республики от 16.06.2014 в„– 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. МИФНС России в„– 4 по Республике Крым правопреемником ликвидированной Феодосийской ОНИ не является и функции администрирования налогов (сборов), уплачиваемых обществом в переходный период на территории Республики Крым до внесения их в ЕГРЮЛ, не исполняла, в связи с чем не имеет возможности предоставить расчет (расшифровку) суммы задолженности, включенной в реестр.
Инспекция поддержала доводы заявителя жалобы относительно того, что сумма задолженности, включенная в реестр, в соответствии с пунктами 9 и 10 Порядка считается задолженностью и подлежит взысканию с налогоплательщика. Кроме того, указала, что суду были переданы все имеющиеся у инспекции документы (декларации, расчеты) о начислении налогов ООО "Осман", переданные на хранение Феодосийской ОНИ, при этом электронные базы не передавались.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и письменного отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.Законом Республики Крым от 29.12.2014 в„– 56-ЗРК "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" (далее - Закон Республики Крым в„– 56-ЗРК), установлены особенности урегулирования задолженности по налогам и сборам, а также излишне уплаченных сумм налогов и сборов (переплата), образовавшихся по состоянию на 01.01.2015 года у налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Крым.
Во исполнение названного закона Постановлением Совета Министров Республики Крым от 12.05.2015 в„– 254 утвержден Порядок зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года (далее - Порядок), пунктами 9, 10 которого установлено, что Служба финансового надзора Республики Крым, являющаяся с 01.01.2015 уполномоченным органом на взыскание с 01.01.2015 задолженности по налогам и сборам и обязательным платежам, образовавшейся в переходный период, на основании реестров, полученных от Налоговой службы Республики Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (как держателя информации) в соответствии с Законом Республики Крым в„– 56-ЗРК/2014 по каждому отдельному налогоплательщику определяет единое сальдо расчетов с бюджетом Республики Крым путем суммирования общей суммы задолженности и общей суммы переплаты, а также сумм перечисленных налогоплательщиком самостоятельно в период с 1 января 2015 года до даты определения сальдо. В случае, если единое сальдо расчетов с бюджетом по налогоплательщику имеет отрицательное значение, такое сальдо является задолженностью перед бюджетом и подлежит взысканию.
Не позднее четырнадцати рабочих дней со дня определения единого сальдо расчетов с бюджетом Служба финансового надзора Республики Крым направляет налогоплательщику предписание по форме согласно приложению к настоящему Порядку о возмещении в бюджет Республики Крым задолженности, образовавшейся в переходный период, с указанием срока возмещения в течение двадцати рабочих дней и реквизитов платежа.
В случае неисполнения налогоплательщиком предписания в указанные сроки Служба финансового надзора Республики Крым обращается в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой задолженности (пункт 11 Порядка).
Как установлено судом, Феодосийской объединенной налоговой инспекцией Налоговой службы Республики Крым был передан Службе финнадзора реестр в разрезе налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 1 января 2015 года (далее по тексту - реестр), согласно которому за обществом "Осман" числится задолженность перед бюджетом Республики Крым в размере 57 376 руб. 39 коп.
В связи с указанным обстоятельством в адрес должника было направлено предписание от 21.05.2015 в„– 05-14/2314 о необходимости в течение 20 рабочих дней возместить сумму задолженности в бюджет Республики Крым, которые обществом исполнены не были, что стало причиной обращения службы в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами по делу доказательства и руководствуясь частями 4 и 6 статьи 215 АПК Российской Федерации, исходя из фактических обстоятельств дела, пришел к выводу о том, что ни заявителем, ни налоговыми органами не представлено доказательств, в том числе первичных документов, подтверждающих то, что заявленная к взысканию сумма является задолженностью по налогам, сборам, обязательным платежам, образовавшейся в переходный период.
Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам материального права.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возложена на заявителя.
Обращаясь с заявленными требованиями и настаивая на наличии у налогоплательщика задолженности перед бюджетом Республики Крым в общей сумме 57 376 руб. 39 коп., Служба финнадзора в обоснование требований ссылалась на единственное имеющееся доказательство - Реестр налогоплательщиков, переданный Управлением с указанием общих сумм задолженности и переплаты, без указания видов налогов и сборов и обязательных платежей, а также без предоставления службе расчетов и документов (налоговые декларации, отчетности, карточки лицевого счета, налоговое дело должника), на основании которых сумма задолженности была включена в реестр.
Общество в письменных возражениях на заявленные требования указало, что доказательств, подтверждающих расчет предъявляемой ему суммы задолженности налоговыми органами не представлен и, соответственно, заявителем не доказан факт ее наличия.
Кроме того, как установил суд, у территориальных органов Федеральной налоговой службы Российской Федерации отсутствуют полномочия и возможности для внесения изменений в реестры сумм задолженности и переплат, а также предоставления находившейся в налоговых инспекциях Налоговой службы Республики Крым детальной информации о задолженности (переплате) по налогам, сборам и обязательным платежам.
Письмом межрайонная ИФНС России в„– 4 по Республике Крым сообщила, что не представляется возможным расшифровать сумму задолженности, подлежащую взысканию, а также предоставить расчет суммы, включенной в реестр налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 1 января 2015 года, иной первичной документации, подтверждающей налоговое обязательство общества за период с 18.03.2014 по 31.12.2014, кроме копии налоговых деклараций единого налога юридического лица за третий квартал 2014 года и за период октябрь - ноябрь 2014 года, предоставить невозможно.
Таким образом, в нарушение требований части 4 статьи 215 АПК РФ, надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что заявленная ко взысканию сумма является задолженностью ООО "Осман" перед бюджетом, образовавшейся в переходный период, ни налоговой инспекцией, ни Управлением Федеральной налоговой службы России по Республике Крым не представлено, как и не представлен расчет этой суммы задолженности, не указано, какой конкретно вид налога, сбора или обязательного платежа просит взыскать заявитель. Основания включения в реестр 57 376 руб. 39 коп. в качестве задолженности общества перед бюджетом Республики Крым заинтересованными лицами указаны не были.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что требование Службы финнадзора является необоснованным и не подлежащим удовлетворению, в связи с чем основания для отмены кассационной инстанцией оспариваемых судебных актов отсутствуют.
Материалами дела подтверждено, что судом в полном объеме исследованы позиции сторон по делу и доказательства, представленные в их обоснование, которым дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании Службой финансового надзора закона и не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, а сводятся к переоценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, что в силу прямого указания статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 11.07.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2016 по делу в„– А83-734/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные ст. ст. 291.1 и 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.Ю.ПАНЧЕНКО

Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
Е.А.РАДЮГИНА


------------------------------------------------------------------