Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16.02.2016 N Ф10-5223/2015 по делу N А48-1058/2015
Требование: О признании недействительными решений пенсионного органа.
Обстоятельства: Пенсионный орган начислил недоимку по страховым взносам, пени, штраф в связи с неправомерным невключением плательщиком в базу для начисления страховых взносов сумм выплат за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку выплаты за дополнительные дни носят характер государственной поддержки, направлены на компенсацию потерь заработка и не подлежат обложению страховыми взносами.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Орловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2016 г. в„– Ф10-5223/2015

Дело в„– А48-1058/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2016
Полный текст постановления изготовлен 16.02.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шелудяева В.Н.
судей Бессоновой Е.В., Степиной Л.В.
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "Корпорация "ГРИНН" (Кромское шоссе, д. 4, г. Орел, 302042, ИНН 4629045050, ОГРН 1024600949185) Дворниковой М.В. - представитель (доверенность в„– 570-юр от 07.09.2015, сроком до 31.12.2017);
- от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (ул. Комсомольская, д. 108, г. Орел, 302026, ИНН 5752031036, ОГРН 1035752001680) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 15.07.2015 (судья Клименко Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 (судьи Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А., Осипова М.Б.) по делу в„– А48-1058/2015,

установил:

закрытое акционерное общество "Корпорация "ГРИНН" (далее - ЗАО "Корпорация "ГРИНН", общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее - Управление Пенсионного фонда, Управление) о признании недействительными решений от 27.11.2014:
- в„– 06702114 РВ 0000173 в части наложения штрафа в сумме 6 261,49 руб. и начисления пени по состоянию на 31.12.2013 в сумме 742,91 руб., предложения уплатить недоимку в сумме 31 307,45 руб., пени и штраф;
- в„– 196 в части применения штрафа в сумме 8 471,44 руб. и предложения уплатить указанную сумму штрафа (с учетом уточнения требований).
Решением арбитражного суда от 15.07.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, Управление просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя общества, явившегося в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судом, Управлением Пенсионного фонда проведена выездная проверка ЗАО "Корпорация "ГРИНН" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период деятельности общества с 01.01.2011 по 31.12.2013. По результатам проверки составлен акт от 16.10.2014 в„– 067 021 14 АВ 0000383, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
По материалам проверки заместителем начальника Управления вынесено решение от 27.11.2014 в„– 067 021 14 РВ 0000173, которым ЗАО "Корпорация ГРИНН" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ), в виде штрафа в общей сумме 6 261,49 руб., в том числе: за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - в сумме 5 097,64 руб., за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование - в сумме 1 163,85 руб., а также обществу были начислены пени по состоянию на 31.12.2013 за неуплату страховых взносов к установленным срокам на обязательное пенсионное страхование - в сумме 661,63 руб.; на обязательное медицинское страхование - в сумме 81,28 руб. Этим же решением плательщику страховых взносов предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 25 488,24 руб., на обязательное медицинское страхование - 5 819,21 руб., а всего - 31 307,45 руб.
Кроме того, Управлением было принято решение от 27.11.2014 в„– 196, которым ЗАО "Корпорация ГРИНН" привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 в„– 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в сумме 8 770,97 руб., обществу предложено уплатить указанную финансовую санкцию в добровольном порядке, а также представить корректирующие формы индивидуальных сведений на застрахованных лиц.
Не согласившись с указанными решениями Управления Пенсионного фонда, ЗАО "Корпорация ГРИНН" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона в„– 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона в„– 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона в„– 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Как следует из материалов дела, одним из оснований для доначисления обществу спорной недоимки по страховым взносам послужил вывод Управления о неправомерном невключении плательщиком страховых взносов в базу для исчисления страховых взносов сумм выплат за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами.
Признавая выводы Управления Пенсионного фонда в этой части ошибочными, суд обоснованно исходил из следующего.
Спорные выплаты производились страхователем на основании статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации, в силу которой оплата каждого дополнительного выходного дня для ухода за детьми-инвалидами производится в размере среднего заработка в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 в„– 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании пункта 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 213-ФЗ) с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Межбюджетный трансферт из федерального бюджета является источником доходов Фонда социального страхования Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 08.12.2010 в„– 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов"). Фонд социального страхования Российской Федерации является главным администратором данного вида дохода бюджета Фонда (п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 указанного Федерального закона Фонд социального страхования Российской Федерации вправе осуществлять обеспечение расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 в„– 213-ФЗ на выплаты пособий по оплате четырех дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами, производимые непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о том, что выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Вторым основанием для доначисления Управлением Пенсионного фонда страховых взносов и применения штрафных санкций послужил факт невключения обществом в облагаемую базу выплат, произведенных в размере среднего заработка, лицам, проходившим военные сборы.
Признавая оспариваемые решения в этой части недействительными, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В силу статьи 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 в„– 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон в„– 53-ФЗ), граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинская часть), оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути (п. 2 ст. 6 Закона в„– 53-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период).
Назначение и характер указанных выплат, произведенных работнику, свидетельствуют о том, что данные выплаты обусловлены трудовыми отношениями, связаны с трудовой деятельностью.
В перечне не подлежащих обложению страховыми взносами выплат, предусмотренном статьей 9 Закона в„– 212-ФЗ, выплаты среднего заработка за период прохождения военных сборов не значатся.
Поскольку факт неисчисления страховых взносов с выплат в виде суммы сохраненного среднего заработка в размере 11 991,40 руб., произведенных работникам Архипову В.В. и Шабаеву Е.С. за период прохождения ими военных сборов страхователем не оспаривается, то у фонда имелись основания для отражения данного факта в акте выездной проверки от 16.10.2014 в„– 067 021 14 АВ 0000383 и в решении по нему от 27.11.2014 в„– 067 021 14 РВ 0000173, а также для доначисления страховых взносов с данной суммы.
Между тем, предлагая страхователю произвести уплату страховых взносов по данному эпизоду, Управление неправомерно не учитывало следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28 Закона в„– 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно части 1 статьи 26 Закона в„– 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В силу части 3 статьи 26 Закона в„– 212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта в письменной форме или в форме электронного документа. В случае обнаружения факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате страховых взносов, по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам (пункт 4 статьи 26 Закона в„– 212-ФЗ).
В материалах рассматриваемого дела имеются акты сверок расчетов уплаты страховых взносов между Управлением Пенсионного фонда и ЗАО "Корпорация "ГРИНН", а также платежные поручения, из которых следует, что по состоянию на 30.11.2013 и на 31.12.2013 переплата по страховым взносам превышала суммы доначисленных страховых взносов с выплат, произведенных в пользу лиц, проходивших военные сборы.
Таким образом, поскольку на лицевом счете общества в проверяемый период и на момент вынесения решения имелась переплата, обязанность общества по уплате доначисленных сумм страховых взносов считается исполненной.
Согласно статье 25 Закона в„– 212-ФЗ пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 2 статьи 25 Закона в„– 212-ФЗ).
Частью 3 статьи 25 Закона в„– 212-ФЗ предусмотрено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
Учитывая, что на дату уплаты доначисленных сумм страховых взносов у плательщика по лицевому счету значилась переплата, превышающая доначисленные страховые взносы, основания для начисления пени у Управления Пенсионного фонда отсутствовали.
Изложенные обстоятельства также исключали возможность применения к обществу штрафных санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 47 Закона в„– 212-ФЗ.
Признавая недействительным решение органа пенсионного контроля от 27.11.2014 в„– 196, которым ЗАО "Корпорация ГРИНН" привлечено к ответственности по статье 17 Закона в„– 27-ФЗ за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 1 части 9 статьи 15 Закона в„– 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, страхователи представляют сведения о каждом работающем у них застрахованном лице, установленные Законом в„– 27-ФЗ.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 в„– 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) предусматривалось, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и(или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенные требования закона, ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 17 Закона в„– 27-ФЗ, применяется в случае представления сведений для целей индивидуального (персонифицированного) учета, не соответствующих бухгалтерским данным и расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленному самим плательщиком страховых взносов.
Как указано выше, к ЗАО "Корпорация ГРИНН" применен штраф, предусмотренный частью 3 статьи 17 Закона в„– 27-ФЗ, исчисленный с сумм страховых взносов, доначисленных по результатам проверки.
Изложенное исключало возможность применения к плательщику страховых взносов указанного штрафа.
При таких обстоятельствах спора обжалуемые судебные акты о признании недействительными оспариваемых решений Управления Пенсионного фонда судебная коллегия считает законными и обоснованными.
Доводы Управления, содержащиеся в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для переоценки выводов в этой части у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 15.07.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 по делу в„– А48-1058/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Л.В.СТЕПИНА


------------------------------------------------------------------