По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.04.2016 N Ф10-1034/2016 по делу N А14-8074/2015
Требование: Об отмене решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган указал на наличие признаков нарушения закона о защите конкуренции в действиях управляющей компании, выразившихся в заключении и участии в соглашении, которое навязывает собственникам помещений в многоквартирных домах необоснованные условия о перечислении денежных средств за жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет расчетного центра.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку соглашение о порядке внесения платы за коммунальные услуги направлено на нарушение запретов, установленных антимонопольным законодательством.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Воронежской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2016 г. в„– Ф10-1034/2016
Дело в„– А14-8074/2015
Резолютивная часть постановления оглашена 25 апреля 2016 года,
в полном объеме постановление изготовлено 29 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.
судей Николаевой Н.Н., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П" (ОГРН 1033600011488, ИНН 3666092232, Туполева ул., д. 5П, оф. 3, г. Воронеж, 394028): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568, Карла Маркса ул., д. 55, г. Воронеж, 394000): Крамаренко С.В. - представителя по доверенности от 10.07.2015 в„– 04-16/3113; Михина С.В. - представителя по доверенности от 10.07.2015 в„– 04-16/3112; Попова В.Г. - представителя по доверенности от 07.04.2016 в„– 01-16/1462;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.10.2015 (судья Пименова Т.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 (судьи Миронцева Н.Д., Донцов П.В., Протасов А.И.) по делу в„– А14-8074/2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П" (далее - ООО "Стройтрест 2П", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - УФАС по Воронежской области, антимонопольный орган) об отмене решения от 07.05.2015 года по делу в„– 41-11К и предписания от 07.05.2015 года в„– 04-16/2011.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт. При этом Общество по-прежнему ссылается на отсутствие признаков ограничения конкуренции в действиях ООО "Стройтрест 2П".
Учитывая положения статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В судебное заседание представитель Общества не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 284 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области 27.01.2015 поступило заявление гражданина на действия ООО "Стройтрест 2П" и ООО РЦ "Город" о необоснованном заключении договора на осуществление расчета и сбора платежей с собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений, который противоречит требованиям антимонопольного законодательства и приводит к навязыванию условия перечисления платы за жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет ООО РЦ "Город".
В ходе рассмотрения указанного заявления УФАС по Воронежской области было установлено, что на основании протокола от 26.08.2008 б/н общего собрания собственников помещений Общество с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П" является управляющей компанией в многоквартирном доме в„– 31б по ул. Туполева г. Воронежа.
ООО "Стройтрест 2П" с представителем собственников помещений в многоквартирном доме в„– 31б по ул. Туполева г. Воронежа заключен договор управления многоквартирным домом от 01.09.2008, в соответствии с пунктом 3.1.11 которого ООО "Стройтрест 2П" обязуется проводить начисление, сбор, распределение и перерасчет платежей собственников за содержание и ремонт помещения, коммунальные и прочие услуги, в том числе с иными организациями. Пунктом 4.8 договора управления от 01.09.2008 установлено, что собственники вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги управляющей организации - ООО "Стройтрест 2П", на расчетный (лицевой) счет.
Одновременно материалами дела установлено, что между ООО "Стройтрест 2П" и ООО РЦ "Город" 01.12.2014 года заключен договор в„– 346, в соответствии с пунктом 1.1 которого ООО "Стройтрест 2П" поручает, а ООО РЦ "Город" обязуется выполнить автоматизированный учет расчетов с собственниками (нанимателями) жилых (нежилых) помещений за жилищно-коммунальные и другие услуги по единому платежному документу (ЕПД). При этом приложением в„– 2 к указанному договору установлены две формы платежного документа, направляемого ООО РЦ "Город" собственникам (нанимателям) жилых (нежилых) помещений: платежный документ с отдельным штрихкодом, платежный документ клиента без штрихкода.
На основании указанного договора ООО РЦ "Город" ежемесячно осуществляет доставку собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении у ООО "Стройтрест 2П", в том числе в многоквартирном доме в„– 31б по ул. Туполева г. Воронежа, платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
При оплате указанных платежных документов собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений денежные средства поступают на расчетный счет ООО РЦ "Город", а не на счет ООО "Стройтрест 2П".
По результатам рассмотрения заявления гражданина УФАС по Воронежской области в отношении ООО РЦ "Город" и ООО "Стройтрест 2П" возбуждено дело в„– 41-11К по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое приводит к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Стройтрест 2П", необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные данной управляющей организацией жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет ООО РЦ "Город", а 07.05.2015 по указанному делу было принято соответствующее решение исх. в„– 04-16/2008.
На основании данного решения ООО "Стройтрест 2П" и ООО РЦ "Город" выданы предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Не согласившись с данным решением и предписанием (в„– 04-16/2011), ООО "Стройтрест 2П" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Правомерно отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ, суды исходили из следующего.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, определены в Федеральном законе от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно пункту 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованное требование о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе, имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 данного Закона признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В соответствии с частью 15 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация вправе осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах определены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354).
Пунктом 67 Правил в„– 354 предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В соответствии с пунктом 31 названных Правил исполнитель коммунальных услуг обязан: производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги; производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги; принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных и других приборов учета; принимать сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; вести учет жалоб потребителей на качество предоставления коммунальных услуг; информировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами в„– 354.
Согласно статье 4 Федерального закона от 03.06.2009 в„– 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон в„– 103-ФЗ) оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
Деятельность по приему платежей физических лиц - это прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (статья 3 Закона в„– 103-ФЗ).
В соответствии с частью 14 статьи 4 Закона в„– 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (часть 15 статьи 4 Закона в„– 103-ФЗ).
Частью 4 статьи 8 Закона в„– 103-ФЗ установлено, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются.
Как указано выше, для осуществления приема платежей от физических лиц за оказываемые жилищно-коммунальные услуги и ведение операций по расчетам за эти услуги между ООО "Стройтрест 2П" и ООО РЦ "Город" заключен соответствующий договор от 01.12.2014.
Вместе с тем, по соглашению указанных сторон исполнение заключенного договора осуществлялось с нарушением требований норм Закона в„– 103-ФЗ.
В частности, денежные средства, поступившие от физических лиц за оказанные им жилищно-коммунальные услуги, зачислялись не на специальный банковский счет для осуществления расчетов с поставщиками ресурсов, а непосредственно на расчетный счет ООО РЦ "Город". Подобная схема расчетов исключала гарантии, установленные нормами Закона в„– 103-ФЗ, обеспечивающие расчет с поставщиками ресурсов за счет данных денежных средств.
Как указывалось ранее в соответствии с пунктом 4.8 договора управления от 01.09.2008 собственники помещений многоквартирного дома в„– 31б по ул. Туполева г. Воронежа должны были вносить плату за жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет ООО "Стройтрест 2П". Иных решений о порядке внесения платы за оказанные услуги не принималось. То есть в данном случае был изменен порядок внесения размера платы за коммунальные услуги без решения на то собственников помещений вышеназванного многоквартирного дома.
Учитывая, что соглашение о порядке внесения платы за оказание жилищно-коммунальных услуг и фактический порядок его исполнения непосредственно затрагивает права и интересы физических лиц, вносящих данную плату, антимонопольный орган обоснованно пришел к выводу о неправомерном навязывании данным оглашением указанной категории лиц невыгодных для них условий и не относящихся к предмету договора.
Признавая соглашение о приеме платежей от физических лиц недопустимым применительно к требованиям пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган правомерно учитывал и другие обстоятельства, свидетельствующие о недопустимости вышеуказанного соглашения.
С учетом изложенного арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о том, что заключенное между ООО "Стройтрест 2 П" и ООО РЦ "Город соглашение направлено на нарушение запретов, установленных антимонопольным законодательством, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы подателя жалобы о неправильном применении судами статьи 41.1 Закона в„– 135-ФЗ, в силу которой дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения, не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание, поскольку противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Таким образом, доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона и направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.10.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 по делу в„– А14-8074/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.В.БЕССОНОВА
Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
------------------------------------------------------------------