Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.06.2016 N Ф10-1544/2016 по делу N А68-6471/2015
Требование: О признании незаконным отказа в согласовании проектной документации, обязании согласовать проектную документацию.
Обстоятельства: Уполномоченный орган отказал обществу в согласовании корректировки рабочего проекта организации добычи природных ископаемых в связи с увеличением площади земельного участка по сравнению с разрешенным использованием.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку технический проект разработки нарушает санитарно-эпидемиологические правила и нормы, направлен на необоснованное расширение производственной деятельности общества и получение дополнительных льгот по сравнению с ранее действующей проектной и разрешительной документацией.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тульской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2016 г. в„– Ф10-1544/2016

Дело в„– А48-5556/2015

Резолютивная часть постановления оглашена 20 июня 2016,
в полном объеме постановление изготовлено 21 июня 2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.
судей Николаевой Н.Н., Шелудяева В.Н.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Порт Серпухов" (ОГРН 1135043005371, ИНН 5043050630, пер. Краснофлотский, д. 5, г. Серпухов, Московская область, 142210) - Черненьковой Е.Б. доверенность от 10.02.2014;
от Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области (ул. Оборонная, д. 114а, г. Тула, 300004) - Тарасовой Е.К. доверенность от 06.07.2015 в„– 23-д;
от общества с ограниченной ответственностью "Новомосковский экспертно - консультационный центр" (ОГРН 1027101411974, ИНН 7116015136, ул. Маяковского, д. 39, Новомосковский район, Тульская область, 301650) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от открытого акционерного общества "Тулагорводоканал" (ОГРН 1087154028004, ИНН 7105504223, ул. Демидовская плотина, д. 8, г. Тула, 300001) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области (ул. Оборонная, д. 114, г. Тула, 300045) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Тульская геолого-разведочная партия" (ул. Смидович, д. 13, г. Тула, 300028) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Порт Серпухов" на решение Арбитражного суда Тульской области от 21.12.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2016 по делу в„– А68-6471/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ПОРТ СЕРПУХОВ" (далее - общество, ООО "ПОРТ СЕРПУХОВ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к министерству природных ресурсов и экологии Тульской области (далее - министерство) о признании мотивированного отказа в согласовании проектной документации от 28.04.2015 в„– 24-01-15/2120 незаконным и о возложении обязанности согласовать проектную документацию разработки и рекультивации Троицкого месторождения ПГМ в русле реки Ока в Алексинском районе Тульской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Новомосковский экспертно-консультационный центр", общество с ограниченной ответственностью "Тульская Геолого-разведочная партия", открытое акционерное общество "Тулагорводоканал", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 21.12.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2016, в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
При этом заявитель жалобы указывает, что добыча ПГМ в русле р. Ока на месторождении "Троицкое", с целью использования их для строительных работ, осуществляется в соответствие с требованиями действующего законодательства; по мнению общества, при вынесении судебных актов не учтено, что проект организации зоны санитарной охраны Окского водозабора в Алексинской районе Тульской области и Ферзиковском районе Калужской области ОАО "Тулагорводоканал" не имеет императивного, в соответствии со статьей 18 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения обязательного установления и утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также, в нарушении статьи 25 Закона Российской Федерации о недрах, не был согласован с Геофондом и существующим лицензированным недропользователем - ООО "ПОРТ СЕРПУХОВ" и данные о ЗСО Окского водозабора не отражены в градостроительной документации и отсутствуют в государственном кадастровом учете.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу, опровергая доводы общества, просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, общество направило в министерство для корректировки рабочего проекта организации добычи ПГМ на месторождении "Троицкое" на р. Оке с приложением материалов на согласование.
В разделе 9.2 и 11.1.1. проекта приведено обоснование границы санитарно-защитной зоны Троицкого месторождения. Общество относит карьер к предприятиям II класса опасности и предлагает применить СЗЗ равную 500 метров (в соответствии с разделом 7.1.3 "Добыча руд и нерудных ископаемых" СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, пункт 5 "Карьеры нерудных стройматериалов").
В санитарно-защитную зону месторождения (добычные блоки в„– 5, в„– 7, в„– 10, в„– 11) частично попадает н.п. им. Мичурина. При этом проектом предлагается принять размер СЗЗ равной 300 м.
Комиссией министерства 23.10.2014 обществу отказано в согласовании корректировки рабочего проекта организации добычи ПГМ на месторождении "Троицкое" на р. Оке, при этом рекомендовано разработать новый технический проект.
Не согласившись с таким отказом от 23.10.2014 в„– 24-01-15/3501, ООО "ПОРТ СЕРПУХОВ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Правильно применяя положения ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды учитывали следующее.
В соответствии с пунктами 3.1, 7.1.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 в„– 74) карьеры нерудных стройматериалов относятся к промышленным объектам второго класса опасности, для которых является обязательной разработка проекта санитарно-защитной зоны (размер такой зоны составляет 500 метров).
В соответствии с требованиями пункта 2.10. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
Суды правомерно отметили, что обществом не представлено подтверждение изменения размера санитарно-защитной зоны предприятия II класса опасности в установленном порядке -согласие Главного государственного врача Российской Федерации на изменение границы санитарно-защитной зоны Троицкого месторождения, равной 300 м, материалы дела не содержат.
Согласно ситуационному плану участка реки, представленного на чертеже РО1584-ГП, горный отвод Троицкого месторождения налагается на зону санитарной охраны Окского водозабора, артезианские скважины которого эксплуатируется по договору аренды ОАО "Тулагорводоканал".
Предлагаемые проектной документацией к отработке добычные блоки Троицкого месторождения расположены в границах I, II, III поясов ЗСО Окского водозабора, который является основным источником водоснабжения города Тулы.
Установив, что проектом организации зоны санитарной охраны Окского водозабора в Алексинском районе Тульской области и Ферзиковском районе Калужской области (экспертное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Калужской области" от 18.03.2013 в„– 430) приняты границы I-го пояса ЗСО водозаборных скважин радиусом 30 м от скважины, границы II-го пояса ЗСО, общие для всего водозабора протяженностью 800 м, при этом общая протяженность ЗСО с востока на запад составляет 5000 м, границы III-го пояса ЗСО, протяженность с востока (северо-востока) на запад (юго-восток) - 9974 м, с севера на юг - 17800 м; на данный проект имеется Санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области в„– 0.01.05.000.Т.000224.04.13 от 12.04.2013 и Санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в„– 71.ТЦ.000.Т.000038.02.13 от 25.02.2013, суды правомерно сослались на пункт 3.2.2.3 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 в„– 10, которым установлен запрет на разработку карьеров во втором и третьем поясах зоны санитарной охраны.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно письму ОАО "Тулагорводоканал" от 17.04.2015 в„– 2-21/1847-5 следует, что на Проект организации зоны санитарной охраны Окского водозабора в Алексинском районе Тульской области и Ферзиковском районе Калужской области имеется Санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области от 12.04.2013 в„– 40.01.05.000.Т.000224.04.13 и Санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области от 25.02.2013 в„– 71.ТЦ.000.Т.000038.02.13.
Полномочие министерства по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, возникло с момента внесения изменений в положение о министерстве, а именно с 22.07.2014 (постановление правительства Тульской области от 22.07.2014 в„– 355).
До внесения изменений в положение министерства на территории Тульской области не был определен уполномоченный орган утверждающий проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях.
Тем не менее, согласно пункту 1.17. Санитарных правил и нормативов "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Кроме прочего, на основе оценки лицензии на пользование недрами ТУЛ 80080 ТЭ со сроком действия 31.12.2017, Условий пользования недрами и решения Департамента Тульской области по экологии и ресурсам о представлении водного объекта в пользование от 14.05.2010 в„– 71-09.01.01.008-Р-РДБВ-С-2010-00081/об суды установили, что протяженность участка по новому проекту увеличена на 3,6 км по сравнению с разрешенным использованием, установленным Условиями пользования недрами, а количество добычных блоков увеличено с 3 (пункт 2.3.7 решения департамента от 14.05.2010) до 8 (стр. 35 Технического проекта от 16.03.2015).
Верно применяя нормы права, давая надлежащую оценку материалам дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что технический проект разработки и рекультивации Троицкого месторождения песчано-гравийных материалов в русле реки Ока в Алексинском районе Тульской области нарушает санитарно-эпидемиологические правила и нормы, а также направлен на необоснованное расширение производственной деятельности общества по добыче песчано-гравийных материалов и получение дополнительных льгот и преимуществ по сравнению с ранее действующей проектной и разрешительной документацией.
При таких обстоятельствах заявленные требования правомерно оставлены без удовлетворения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 21.12.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2016 по делу в„– А68-6471/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.В.БЕССОНОВА

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ


------------------------------------------------------------------