Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.03.2016 N Ф10-5235/2015 по делу N А83-2063/2014
Требование: О признании недействительным постановления уполномоченного органа о выкупе имущества для нужд субъекта РФ.
Обстоятельства: Оспариваемое постановление предполагает выкуп имущества при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости спорного имущества. Общество не согласно с постановлением.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемое постановление не нарушает каких-либо прав и законных интересов общества, так как постановление в установленном порядке не исполнялось, а отчуждение имущества, ранее принадлежавшего обществу, и включение его в состав собственности субъекта РФ осуществлено на основании правового акта.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2016 г. в„– Ф10-5235/2015

Дело в„– А83-2063/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 14.03.2016
Полный текст постановления изготовлен 18.03.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Шелудяева В.Н.
Судей Бессоновой Е.В., Степиной Л.В.
при участии в заседании:
от Частного акционерного общества "Ялтинская киностудия" (ул. Мухина, д. 3, г. Ялта, Республика Крым, 298600) - Лебедевой Н.А. - представитель (доверенность в„– 16 от 01.09.2014);
от Совета министров Республики Крым (пр. Кирова, д. 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005) - Бобковой В.В. - представитель (доверенность в„– 1/01-48/5306 от 09.11.2015);
от Министерства культуры Республики Крым (пр. Кирова, д. 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
при ведении протокола судебного заседания в суде кассационной инстанции помощником судьи Кузиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу Частного акционерного общества "Ялтинская киностудия" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.06.2015 (судья Гризодубова А.Н.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 (судьи Полынкина Н.А., Горошко Н.П., Омельченко В.А.) по делу в„– А83-2063/2014,

установил:

Частное акционерное общество "Ялтинская киностудия" (далее - ЧАО "Ялтинская киностудия", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Совету министров Республики Крым о признании недействительным постановления от 02.09.2014 в„– 316 "О выкупе имущества для нужд Республики Крым".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство культуры Республики Крым.
Решением арбитражного суда от 19.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ЧАО "Ялтинская киностудия", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 2 сентября 2014 года Советом министров Республики Крым принято постановление в„– 316 "О выкупе имущества для нужд Республики Крым", в соответствии с пунктом 1 которого поддержано предложение Министерства культуры Республики Крым о выкупе имущества ЗАО "Ялтинская киностудия" при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости имущества.
Не согласившись с указанным постановлением, ЧАО "Ялтинская киностудия" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление Советом министров Республики Крым принято во исполнение Закона Республики Крым от 08.08.2014 в„– 47-ЗРК "Об особенностях выкупа имущества в Республике Крым" (далее - Закон Республики Крым в„– 47-ЗРК).
Основанием для принятия указанного закона являлись нормы Федерального конституционного закона от 21.03.2014 в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон в„– 6-ФКЗ).
В частности, в соответствии со статьей 12.1 Закона в„– 6-ФКЗ до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Полномочия Совета министров Республики Крым по управлению и распоряжению собственностью Республики Крым определены Конституцией Республики Крым (ч. 1 ст. 83).
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Крым в„– 47-ЗРК в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления, выкуп имущества для нужд Республики Крым осуществлялся в случаях, связанных: с необходимостью предотвращения угрозы жизни, здоровью населения Республики Крым; с необходимостью обеспечения функционирования объектов жизнедеятельности; с необходимостью эвакуации людей вследствие катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотии и других чрезвычайных обстоятельств. Выкуп имущества осуществляется в порядке и сроки, установленные Советом министров Республики Крым, при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости имущества. Размер возмещения устанавливается Советом министров Республики Крым на основании отчета об оценке, подготовленного субъектом оценочной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно статье 3 Закона Республики Крым в„– 47-ЗРК перечень имущества, подлежащего выкупу, утверждается Советом министров Республики Крым.
Статьей 5 указанного закона предусмотрено, что для обеспечения стабильного и безаварийного функционирования организаций, оказывающих влияние на жизнеобеспечение, оборону и безопасность Республики Крым, на период до завершения процедуры выкупа объекта может применяться процедура назначения временной администрации по управлению соответствующей организацией.
В свою очередь, назначение временной администрации на предприятии (в организации, учреждении) происходит на основании решения уполномоченного органа о назначении временной администрации, в котором указывается основание принятия такого решения, утверждается состав временной администрации: руководитель, его заместитель (при необходимости) и члены временной администрации. Порядок (процедура) назначения временной администрации и регламент ее деятельности должны определяться отдельными нормативными актами.
Давая правовую оценку постановлению Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 в„– 316 о выкупе имущества ЗАО "Ялтинская киностудия", арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
Как следует из содержания указанного акта исполнительного органа государственной власти, отчуждение указанного имущества путем его выкупа допускалось при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости имущества.
Изложенное свидетельствует о том, что для решения вопроса о выкупе у ЗАО "Ялтинская киностудия" требовалось принятие уполномоченным органом и других ненормативных правовых актов, связанных с оценкой выкупаемого имущества, созданием и назначением временной администрации предприятия, у которого выкупается имущество.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, исполнение постановления Совета министров Республики Крым уполномоченным органом не осуществлялось, каких-либо действий и решений, направленных на выкуп данного имущества, не принималось.
Вместе с тем, Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 27.02.2015 в„– 498-1/15 "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года в„– 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" в состав собственности Республики Крым включены земельный участок площадью 12,8897 га кадастровый номер 0111900000:01:004:0076, расположенный по адресу: г. Ялта, ул. Мухина, 3, а также недвижимое имущество, расположенное на данном земельном участке.
Из материалов дела следует, что по указанному адресу находится имущество, ранее принадлежавшее ЗАО "Ялтинская киностудия".
Постановление Государственного Совета Республики Крым от 27.02.2015 в„– 498-1/15 предметом спора по настоящему делу не являлось.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 в„– 316 "О выкупе имущества для нужд Республики Крым" не нарушает каких-либо прав и законных интересов заявителя, так как указанный акт в установленном порядке не исполнялся, а отчуждение имущества, ранее принадлежавшего ЗАО "Ялтинская киностудия", и включение его в состав собственности Республики Крым осуществлено на основании акта, принятого Государственным Советом Республики Крым.
В силу требований статьи 198 АПК РФ изложенные обстоятельства являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, заявленных ЧАО "Ялтинская киностудия".
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления суда.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании вышеперечисленных норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.06.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу в„– А83-2063/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Частного акционерного общества "Ялтинская киностудия" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Л.В.СТЕПИНА


------------------------------------------------------------------