Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.03.2016 N Ф10-589/2016 по делу N А09-4569/2015
Требование: О признании права государственной собственности субъекта РФ на объект недвижимости.
Обстоятельства: Истец ссылается на невозможность зарегистрировать в установленном порядке право собственности на спорный объект.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт отсутствия записи об учете спорного объекта недвижимости в реестрах федерального и муниципального имущества и отсутствие в ЕГРП записи о государственной регистрации прав на спорный объект недвижимости установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Брянской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2016 г. в„– Ф10-589/2016

Дело в„– А09-4569/2015

Резолютивная часть постановления оглашена 17.03.2016
Полный текст постановления изготовлен 24.03.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего М.М.Нарусова
судей Л.В.Леоновой, И.В.Сорокиной
при ведении протокола помощником судьи Малиновской А.Н.
при участии в заседании:
от истца:
управления имущественных отношений Брянской области ОГРН 1053244057085, ИНН 3250059309 представителя Воробьевой Ю.Н. (доверенность в„– 17-1388 от 15.02.2016);
от ответчика:
территориального управления Федерального агентства по управлению госимуществом Брянской области ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909 представителя Караськовой А.И. (доверенность в„– 06/9 от 11.01.2016);
от третьих лиц:
государственного унитарного предприятия "Брянский лесхоз" не явился, извещен надлежаще;
государственного унитарного предприятия "Брянскоблтехинвентаризация" не явился, извещен надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Брянской области кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, г. Брянск, на решение Арбитражного суда Брянской области от 08.10.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2015 по делу в„– А09-4569/2015

установил:

Управление имущественных отношений Брянской области (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению госимуществом Брянской области (далее - ответчик, теруправление) о признании права государственной собственности Брянской области на объект недвижимости - склад общей площадью 223,2 кв. м, литер Б, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Красный Маяк, д. 3, кадастровый номер 32:28:0021510:76 (с учетом определения Арбитражного суда Брянской области от 08.09.2015 о замене ненадлежащего ответчика).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное унитарное предприятие "Брянский лесхоз", государственное унитарное предприятие "Брянскоблтехинвентаризация".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 08.10.2015 (судья Земченкова Г.В.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2015 (судьи Волкова Ю.А., Тучкова О.Г., Капустина Л.А.) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, ответчик обратился в суд округа с жалобой, в которой просит оспариваемые судебные решения отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, проведенном посредством видеоконференцсвязи, представитель теруправления поддержал доводы жалобы по основаниям, в ней изложенным.
Представитель истца против доводов жалобы возражал, считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, просил оставить их без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе, путем размещения сведений на сайте Арбитражного суда Центрального округа, явку своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.
Судебная коллегия считает возможным провести судебное заседание в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как установлено судами, в собственности Брянской области находится земельный участок с кадастровым номером 32:28:021507:0004, общей площадью 651 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, г. Брянск, Володарский район, ул. Красный Маяк, уч. 3.
Приказом управления от 15.04.2009 в„– 1191 указанный земельный участок был передан для использования складских помещений - в аренду ГУП "Брянский лесхоз" и на праве ограниченного пользования ГУ "Брянское лесничество".
На земельном участке находится здание склада, общей площадью 223,2 кв. м, лит. Б., в соответствии с приказом от 31.11.2014 в„– 2273, состоящий из объединенных объектов:
- нежилое помещение, общей площадью 47,3 кв. м, кадастровый номер 32-32-01/062/2008-921;
- склад лесхоза, общей площадью 175,9 кв. м.
Склад, общей площадью 223,2 кв. м, лит. Б., включен в реестр государственного имущества Брянской области.
Истец обратился в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области для регистрации права собственности на склад, общей площадью 223,2 кв. м, лит. Б.
Согласно уведомлению от 15.12.2014 в„– 01/103/2014-272 государственная регистрация приостановлена в связи с тем, что условием для регистрации склада, общей площадью 223,2 кв. м, лит. Б., является регистрация права собственности на нежилое помещение общей площадью 175,9 кв. м.
Регистрация права собственности на нежилое помещение общей площадью 175,9 кв. м не представляется возможным ввиду отсутствия данного объекта в реестре государственного имущества.
Нежилое помещение общей площадью 47,3 кв. м на праве оперативного управления принадлежало ГУ "Брянское лесничество" (свидетельство о государственной регистрации права от 30.03.2009 серии 32-АГ в„– 476174).
Склад общей площадью 147,1 кв. м на праве хозяйственного ведения был закреплен за ГУП "Брянский лесхоз" (приказ от 21.03.2008 в„– 1030).
Расхождение площадей склада лесхоза объясняется тем, что при его передаче из федеральной собственности в государственную собственность Брянской области никаких замеров не делалось.
В результате проведенной в 2010 году инвентаризации, площадь склада лесхоза составила 175,9 кв. м (кадастровый паспорт помещения от 12.01.2010).
Право хозяйственного ведения на склад общей площадью 175,9 кв. м за ГУП "Брянский лесхоз" зарегистрировано не было.
Приказом от 09.11.2014 в„– 2134 нежилое помещение общей площадью 47,3 кв. м, расположенное по адресу: Брянская область, г. Брянск, Володарский район, ул. Красный Маяк, д. 3, было изъято из оперативного управления ГКУ Брянской области "Брянское лесничество" и закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП "Брянский лесхоз".
Ссылаясь на невозможность зарегистрировать в установленном порядке право собственности на склад, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями ст. ст. 12, 214 ГК РФ, пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований о признании права собственности на склад, заявленных управлением.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод судов, положенный в основание принятых судебных актов, обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела, представленным в материалы дела доказательствам.
При этом суды правомерно исходили из следующего.
Спорный объект недвижимого имущества находится на земельном участке, расположенном по адресу: Брянская область, г. Брянск, Володарский район, ул. Красный Маяк, уч. 3, принадлежащем на праве собственности субъекту Российской Федерации - Брянской области.
Данный объект недвижимого имущества поставлен на учет в органе технической инвентаризации, что подтверждается представленными кадастровым паспортом объекта и его техническим паспортом с описанием физических и технических характеристик объекта.
В соответствии с пунктом 4 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 в„– 447, учет федерального имущества, принадлежащего правообладателям на соответствующем вещном праве, осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом по месту регистрации для юридических лиц в субъектах Российской Федерации, на территории которых зарегистрированы соответствующие территориальные органы.
По данным управления Росреестра по Брянской области спорный склад в реестре федерального имущества не значится.
В соответствии с пунктом 14 приложения 2 к постановлению от 27.12.1991 в„– 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" оптово-складские помещения являются объектами, относящимися к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации.
Приказом управления от 31.10.2014 в„– 2273 нежилые помещения общей площадью 175,9 кв. м и 47,3 кв. м, расположенные по адресу: г. Брянск, ул. Красный Маяк, д. 3, объединены в единый объект недвижимого имущества - склад, общей площадью 223,2 кв. м, лит. Б, который закреплен на праве хозяйственного ведения за ГУП "Брянский лесхоз". При этом вышеназванные площади оставлены в государственной собственности Брянской области.
В выписке из реестра государственной собственности Брянской области спорное помещение площадью 223,2 кв. м значится в реестре государственной собственности Брянской области на основании распоряжения ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Брянской области "О безвозмездной передаче федеральных государственных учреждений (лесхозов) и ФГУ "Музей "Брянский лес" от 26.12.2006 в„– 148, постановления администрации Брянской области "О принятии в собственность Брянской области федеральных государственных учреждений (лесхозов) и ФГУ "Музей "Брянский лес" от 31.01.2007 в„– 51, акта приема-передачи федеральных государственных учреждений (лесхозов) и ФГУ "Музей "Брянский лес", как имущественных комплексов, передаваемых в государственную собственность Брянской области от 27.12.2006.
Учитывая передачу спорного помещения из федеральной собственности в государственную собственность Брянской области, замена судом первой инстанции ответчика с Брянской городской администрации на территориальное управление Федерального агентства по управлению госимуществом Брянской области является правомерной.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, а также отсутствие записи об учете спорного объекта недвижимости в реестрах федерального и муниципального имущества и отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации прав на спорный объект недвижимости, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Поскольку управление не оспаривает законность отказа регистрирующего органа в регистрации права собственности на спорный объект, суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что указанный способ защиты является правильным и единственно возможным в рассматриваемой ситуации, поскольку установить идентичность нежилого помещения общей площадью 47,3 кв. м и склада лесхоза, общей площадью 175,9 кв. м, в отношении которых заявлен настоящий иск, единому объекту недвижимого имущества - склада, общей площадью 223,2 кв. м, может только суд путем исследования представленных в дело доказательств, а не регистрирующий орган.
Фактически все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой либо апелляционной инстанций при рассмотрении спора и по существу выражают несогласие с оценкой доказательств, положенных судами в основу принятых по делу судебных актов. Вместе с тем переоценка доказательств выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 08.10.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2015 по делу в„– А09-4569/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.М.НАРУСОВ

Судьи
Л.В.ЛЕОНОВА
И.В.СОРОКИНА


------------------------------------------------------------------