По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.03.2016 N Ф10-876/2016 по делу N А68-8858/2015
Требование: О признании незаконным отказа в переоформлении ранее выданного санитарно-эпидемиологического заключения, обязании переоформить санитарно-эпидемиологическое заключение.
Обстоятельства: Уполномоченный орган мотивировал отказ наличием недостоверных сведений о соблюдении градостроительной документации, правил землепользования и застройки на территории строительства.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказательства, подтверждающие наличие недостоверных сведений в документах, представленных заявителем для предоставления государственной услуги, отсутствуют.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тульской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2016 г. в„– Ф10-876/2016
Дело в„– А68-8858/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 28.03.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 30.03.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Стрегелевой Г.А., Смолко С.И.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "МонолитСтрой Тула" (ОГРН 1107154022139, ИНН 7103509554, ул. Б.Тульская, д. 46, оф. 8, г. Москва, 115191); Вежневец О.А. - представителя по доверенности от 11.01.2016;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области (ОГРН 1057101142064, ИНН 7107087889, ул. Оборонная, 114, г. Тула, 300045); Шевелевой Т.Е. - представителя по доверенности от 24.11.2015 в„– 10/12807-15; Марковой С.С. - представителя по доверенности от 02.02.2016 в„– 10/1078-16;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016 (судьи Мордасов Е.В. Еремичева Н.В. Стаханова В.Н.) по делу в„– А68-8858/2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "МонолитСтрой Тула" (далее - ООО "МонолитСтрой Тула", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области (далее - Управление) об отказе в переоформлении ранее выданного санитарно-эпидемиологического заключения от 17.06.2014 в„– 71.ТЦ.04.000.Т000176.06.14; обязании переоформить санитарно-эпидемиологическое заключение.
Решением суда от 02.12.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.02.2016 решение суда от 02.12.2015 отменено, требование Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Управления, Общества, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Обществу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 71:14:010501:410, расположенный по адресу: Тульская область, Ленинский район, д. Скобелево.
Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Учреждение) была проведена экспертиза "Проекта расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны предприятия ООО "МонолитСтрой Тула" оформленное заключением от 04.09.2013 в„– 58/1217, эксперты посчитали согласовать расчетную величину санитарно-защитной зоны для промплощадки АБЗ ООО "МонолитСтрой Тула" в размере - 130 м от границы территории промплощадки во всех направлениях, так как в пределах расчетной СЗЗ жилая застройка, места массового отдыха населения и ЛПО отсутствует, что соответствует требованию п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятия, сооружений и иных объектов. Новая редакция".
В этом же заключении было указано, для утверждения окончательного размера санитарно-защитной зоны промплощадки АБЗ ООО "МонолитСтрой Тула" необходимо представить предварительное заключение Управления по субъекту Российской Федерации, как предусмотрено п. 4.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятия, сооружений и иных объектов. Новая редакция", а установление окончательного размера санитарно-защитной зоны для промплощадки АБЗ ООО "МонолитСтрой Тула" будет осуществляться Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, согласно п. 4.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятия, сооружений и иных объектов. Новая редакция".
17.06.2014 Управлением выдано санитарно-эпидемиологическое заключение в„– 71.ТЦ.04.000.Т.000176.06.14 об удостоверении проектной расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны предприятия ООО "МонолитСтрой Тула", расположенного по адресу: Тульская область, Ленинский район, д. Скобелево.
В заключении от 17.06.2014 сказано, что основанием его выдачи является экспертное заключение учреждения от 05.09.2013 в„– 05/1217.
Письмом от 06.04.2015 в„– 10/3506-15 Управление сообщило обществу о том, что санитарно-эпидемиологическое заключение от 17.06.2014 в„– 71.ТЦ.04.000.Т.000176.06.14 на проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны предприятия ООО "МонолитСтрой Тула" по адресу: Тульская обл., Ленинский район, д. Скобелево является недействительным, так как экспертное заключение, являющееся основанием для выдачи вышеуказанного СЭЗ, не соответствует номеру и дате заключения, а также предложено оформить СЭЗ с предоставлением всех необходимых документов.
09.06.2015 Общество обратилось в Управление с заявлением о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения от 17.06.2014, приложив его оригинал. В заявлении причиной переоформления заключения общество указало: ошибка, допущенная Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, при оформлении санитарно-эпидемиологического заключения.
Письмом от 15.06.2015 Управление уведомило общество об отказе в предоставлении государственной услуги по переоформлению санитарно- эпидемиологического заключения, ссылаясь при этом на информацию, содержащуюся в полученных Управлением письмах Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 16.04.2015 в„– 20-01-21/5552 и Правительства Тульской области от 25.03.2015 в„– 55-к-6/565, а также проведенных 14.05.2015 публичных слушаниях установлены факты предоставления недостоверных сведений о соблюдении градостроительной документации, правил землепользования и застройки на территории строительства.
При этом Управление, как указано в письме от 15.06.2015, учитывало материалы экспертного заключения от 04.09.2013 в„– 58/1217 ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" и вновь открывшиеся обстоятельства, которые не были учтены при проектировании расчетной санитарно-защитной зоны.
Посчитав, что отказ Управления, изложенный в письме от 15.06.2015, является незаконным и нарушает его права и экономические интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с данным требованием.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Общества, пришел к выводу о том, что поскольку специалистами-экспертами Управления проведена проверка соответствия информации, содержащейся в экспертном заключении от 04.09.2013 в„– 58/1217, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам и выявлены недостоверные сведения, а именно: в заключении экспертизы отсутствуют достоверные данные о фактически расположенных дачных участках, используемых населением и граничащих с территорией асфальтобетонного завода на расстоянии 10 метров от границы земельного участка Заявителя, что не соответствует требованиям пункта 7.1.4 СанПин 2.2/2.1.1.1200-03 класс II опасности с санитарно-защитной зоной в 500 метров.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что Управлением не было представлено никаких доказательств, подтверждающих наличие недостоверных сведений в документах, представленных заявителем для предоставления государственной услуги, не доказано наличие "вновь открывшихся обстоятельств", не приведено никаких иных мотивов для отказа, а также принимая во внимание правовой статус спорных садовых участков, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у Управления не было правовых оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по переоформлению санитарно-эпидемиологического заключения.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон в„– 52-ФЗ) при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с частью 1 статьи 2, статьей 11, частью 3 статьи 39 Закона в„– 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, в том числе СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, которыми предусмотрено установление вокруг объектов и производства СЗЗ.
Пунктом 1.2 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Главой VII названных правил установлены размеры санитарно-защитных зон и рекомендованы минимальные размеры в отношении объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. в„– 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определяет государственную услугу, предоставляемую в том числе федеральным органом исполнительной власти, как деятельность по реализации функций этого федерального органа исполнительной власти, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий органа, предоставляющего государственную услугу, и возлагает на этот орган обязанность предоставлять государственную услугу в соответствии с административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной услуги (пункты 1 и 4 статьи 2, пункт 1 части 1 статьи 6).
Согласно статье 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также экспертами и экспертными организациями, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях установления соответствия (несоответствия) требованиям этого Федерального закона документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, и результатов указанной деятельности; главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями даются санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные статьями 18, 20, 26 - 28 и 40 данного Федерального закона (подпункт 3 пункта 1, пункт 2).
В соответствии с пунктом 6.1, абзацем вторым и третьим пункта 8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. в„– 322, Роспотребнадзор в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности; руководитель Роспотребнадзора является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации и несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Роспотребнадзор функций.
Из содержания приведенных норм следует, что федеральный законодатель возложил на главных государственных санитарных врачей и их заместителей осуществление специальной функции по выдаче в предусмотренных Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" случаях на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований санитарно-эпидемиологических заключений (далее - выдача санитарно-эпидемиологических заключений). Данная функция реализуется в виде предоставления государственной услуги по запросам заявителей в соответствии с административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт ее предоставления.
Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 в„– 775 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (далее - Регламент).
Согласно пункту 11 Регламента санитарно-эпидемиологическое заключение выдается на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленной форме.
Как установлено судом, Управление, действуя в соответствии с пунктом 18 Регламента, выдало Обществу заключение от 17.06.2014, а поскольку в нем была допущена опечатка, выразившаяся в том, что в качестве документа-основания для выдачи заключения вместо экспертного заключения от 04.09.2013 в„– 58/1217 был указан несуществующий номер от 05.09.2013 в„– 05/1217. На несоответствие номеров было указано в письме от 06.04.2015 в„– 10/3506-15, которым Управление предложило Обществу устранить эту ошибку путем переоформления заключения от 17.06.2014, то есть по процедуре предусмотренной пунктом 19 Регламента.
В пункте 19 Регламента указаны исчерпывающие основания для переоформления санитарно-эпидемиологического заключения (реорганизация, изменение наименования, места нахождения юридического лица либо изменение фамилии, имени и отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя; сокращение перечня выполняемых работ (оказываемых услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности; техническая ошибка, допущенная при оформлении санитарно-эпидемиологического заключения и обнаруженная после его получения) по форме, предусмотренной в приложении в„– 3 к Регламенту.
Перечисленные основания по большей части являются формальными, то есть не затрагивают процесса осуществления деятельности. В таких случаях СЭЗ подлежит переоформлению в ускоренные сроки - до 7 рабочих дней без проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы (в то время как первоначальное оформление санитарно-эпидемиологического заключения с проведением экспертизы - до 30 календарных дней). Если СЭЗ переоформляется в связи с истечением срока его действия или заявитель расширяет перечень работ (услуг), осуществляемых в рамках той или иной деятельности, санитарно-эпидемиологическое заключение выдается после проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы. Этот вывод подтверждается Письмом Роспотребнадзора от 23.09.2013 в„– 01/10920-13-32 "О некоторых вопросах переоформления санитарно-эпидемиологических заключений".
Для переоформления санитарно-эпидемиологического заключения заявитель предоставляет в Роспотребнадзор (его территориальный орган):
- заявление о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения с указанием причины по форме, установленной в приложении в„– 3 к Регламенту, утв. Приказом в„– 775;
- ранее выданное санитарно-эпидемиологическое заключение.
Пункты 7 и 8 статьи 14 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", устанавливая требования к стандарту предоставления государственной услуги, предписывают предусматривать в административных регламентах исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Пункт 24 Регламента в полном соответствии с приведенными законоположениями содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги:
отсутствие в Едином государственном реестре юридических лиц (Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей) сведений о государственной регистрации заявителя;
наличие недостоверных сведений в документах, содержащих результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок и представленных заявителем для предоставления государственной услуги.
Пункт 56 Регламента закрепляет правило о проведении в определенный срок уполномоченным специалистом-экспертом проверки экспертного заключения по вопросу аккредитации испытательной лаборатории (центра) и соответствия изложенной в нем информации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил, а также полноты проведенных исследований и испытаний, их соответствия методикам. Данное положение представляет собой регламентацию деятельности Роспотребнадзора по оценке соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, установленных государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, которая в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" может проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе в целях установления соответствия (несоответствия) документов требованиям этого Федерального закона, в частности об аккредитации экспертов и экспертных организаций (пункт 1 статьи 42), о соблюдении санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека (глава III).
Пункт 57 Регламента предписывает, что в случае обнаружения уполномоченным специалистом-экспертом недостоверных сведений в документах для выдачи санитарно-эпидемиологического заключения им готовится письменное уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием причин отказа, которое направляется заявителю письмом, телефонограммой или посредством электронной почты.
Пункт 57 Регламента находится в очевидной взаимосвязи с пунктом 24 и закрепляет правило о необходимости изготовления письменного уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием причин отказа и направлении его юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), подавшему заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения, в случае обнаружения специалистом-экспертом недостоверных сведений в документах.
Данное правовое регулирование направлено на информирование заявителя и реализацию его права на обжалование отказа в предоставлении государственной услуги, в том числе досудебное (внесудебное), и предусмотрено пунктами 2 и 4 статьи 5 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Согласно тексту письма Управления от 15.06.2016 Обществу отказано в предоставлении государственной услуги по переоформлению санитарно-эпидемиологического заключения в связи с "вновь открывшимися обстоятельствами", без указания о каких именно обстоятельствах идет речь, в этом письме также не содержится указаний на то, какие именно данные в представленных заявителем в административный орган документах, включая заключение от 17.06.2014, являются недостоверными, нет в письме и ссылок на проведенные в соответствии с п. 56 Регламента действия.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о несоответствии действующему законодательству отказа Обществу в переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения, изложенного в письме от 15.06.2015, является обоснованным.
Кроме того, нормирование расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух, согласно п. 2.5, п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" и ст. 1, ст. 5, ст. 6 Федерального закона от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", проводится в отношении зарегистрированных в установленном законодательством порядке.
Судом апелляционной инстанции установлено, что земельные участки, граничащие с земельным участком, принадлежащим ООО "МонолитСтрой Тула" на праве аренды, заняты и используются гражданами незаконно.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию Управления по делу, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Переоценка, установленных нижестоящим судом, фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016 по делу в„– А68-8858/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
С.И.СМОЛКО
------------------------------------------------------------------