Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.08.2016 N Ф10-2811/2016 по делу N А09-14931/2015
Требование: О признании незаконными решения лицензионной комиссии об отказе в выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и приказа жилищной инспекции об отказе в предоставлении обществу лицензии.
Обстоятельства: По результатам проверки был составлен акт, в котором отражено, что общество соответствует лицензионным требованиям, однако в предоставлении лицензии было отказано.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку лицензионная комиссия не была привлечена к участию в деле.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Брянской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2016 г. в„– Ф10-2811/2016

Дело в„– А09-14931/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Бессоновой Е.В., Смолко С.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алешиной М.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Региональная управляющая компания" (ОГРН 1103256003003, г. Брянск): Руденко В.И. - представителя, действующего по доверенности от 14.06.2016 в„– 10; Минакова В.С. - представителя, действующего по доверенности от 15.12.2015 в„– 20;
от Правительства Брянской области (ОГРН 1023202741187, Ленина просп., д. 33, г. Брянск, 241002): Тихоновой Е.В. - представителя, действующей по доверенности от 30.03.2016 в„– 1-2230и;
от Государственной жилищной инспекции Брянской области (ОГРН 1023202743937, Трудовая ул., д. 1, г. Брянск, 241050): Кравченко М.В. - представителя, действующей по доверенности от 02.08.2016 в„– 2-6036;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационных жалоб Правительства Брянской области и Государственной жилищной инспекции Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 01.03.2016 (судья Халепо В.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2016 (судьи Заикина Н.В., Еремичева Н.В., Стаханова В.Н.) по делу в„– А09-14931/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Региональная управляющая компания" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "Региональная управляющая компания") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - АПК РФ), о признании незаконными изложенного в пункте 1.4 протокола от 25.08.2015 в„– 12 решения лицензионной комиссии Брянской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензионная комиссия) об отказе в выдаче Обществу лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области и приказа Государственной жилищной инспекции Брянской области (далее - Инспекция) от 01.09.2015 в„– 200 об отказе в предоставлении Обществу вышеуказанной лицензии.
По ходатайству заявителя к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 01.03.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2016, заявленные требования удовлетворены. Оспариваемые решение и приказ признаны недействительными. Суд обязал лицензионную комиссию рассмотреть по существу вопрос о предоставлении ООО "Региональная управляющая компания" лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области на основании заявления Общества от 11.08.2015 и взыскал с Правительства Брянской области и Инспекции в пользу Общества по 3000 руб. с каждого в возмещение судебных расходов на оплату государственной пошлины.
В кассационных жалобах Правительство Брянской области и Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и указывая на отсутствие правовых оснований для возложения обязанности по выдаче упомянутой выше лицензии на Правительство Брянской области и Инспекцию, поскольку в полномочия последних выдача подобной лицензии не входит, просят отменить решение от 01.03.2016 и постановление от 23.05.2016 и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, исключив Правительство Брянской области из состава заинтересованных лиц.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Брянской области.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из фактических обстоятельств дела следует, 11.08.2015 Общество обратилось в лицензионную комиссию с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области.
На основании распоряжения Инспекции от 11.08.2015 в„– 205 проведена внеплановая проверка соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям по осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
По результатам проверки составлен акт от 24.08.2015, в котором отражено, что Общество соответствует лицензионным требованиям, установленным статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 4 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 в„– 1110. Инспекцией подготовлено мотивированное предложение для лицензионной комиссии о предоставлении ООО "Региональная управляющая компания" лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Между тем решением лицензионной комиссии от 25.08.2015 в„– 12, изложенным в пункте 1.4 Протокола, заявителю отказано в предоставлении упомянутой лицензии.
На основании данного решения издан приказ Инспекции от 01.09.2015 в„– 200 об отказе в предоставлении Обществу лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области.
Заявитель не согласился с решением лицензионной комиссии и приказом Инспекции и оспорил их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление Общества, в том числе и к Правительству Брянской области.
Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с принятыми судебными актами, руководствуясь следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что и лицензионная комиссия и Инспекция приняли оспариваемые акты в пределах предоставленных им полномочий.
При этом суд рассмотрел по существу заявленные требования в отношении лицензионной комиссии, признав ее решение недействительным, но не привлек ее к участию в деле.
Одновременно соответствующее требование рассмотрено с участием Правительства Брянской области.
Между тем анализ положений Устава Брянской области, принятого Брянской областной Думой 20.12.2012, Закона Брянской области от 20.12.2012 в„– 92-З "О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области", а также Положения о лицензионной комиссии Брянской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденному указом Губернатора Брянской области от 19.12.2014 в„– 414 (далее - Положение о лицензионной комиссии), не позволяет сделать вывод о том, что Правительство Брянской области имеет непосредственное отношение к деятельности лицензионной комиссии и выдаче лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Положение о лицензионной комиссии, равно как и порядок ее формирования, утверждены указами Губернатора Брянской области.
В силу пункта 19 Положения о лицензионной комиссии деятельностью лицензионной комиссии руководит председатель.
Правительство Брянской области деятельность лицензионной комиссии не контролирует, ответственность за принятые лицензионной комиссией решения не несет.
При таких обстоятельствах суд без всяких оснований возложил на Правительство Брянской области ответственность за принятое лицензионной комиссией решение и взыскал с него судебные расходы.
Согласно пункту 47 указанного выше Положения решение комиссии об отказе в предоставлении лицензии может быть обжаловано в суд в порядке, установленном действующим законодательством.
Учитывая изложенное, а также правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.02.1996 в„– 8463/95, именно лицензионная комиссия является органом, которому предоставлено право принимать решения, влекущие юридические последствия.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебного приказа, решения, постановления арбитражного суда в любом случае является принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Так как суд рассмотрел заявление Общества, которым оспаривалось решение лицензионной комиссии, признал это решение недействительным, но лицензионную комиссию к участию в деле не привлек, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости решение от 01.03.2016 и постановление от 23.05.2016 отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела учесть отмеченные недостатки.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 01.03.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2016 по делу в„– А09-14931/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------