Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.09.2016 N Ф10-3617/2016 по делу N А84-1777/2015
Требование: 1) О признании недействительным свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, 2) признании права собственности РФ на спорное имущество.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что сделка по отчуждению имущества являлась недействительной, наличие у ответчика свидетельства о праве собственности на спорное имущество препятствует дальнейшей регистрации права собственности и нарушает права РФ по распоряжению имуществом.
Решение: 1) В удовлетворении требования отказано, поскольку договор купли-продажи имущества заключен не был, фактическая передача имущества ответчику не производилась; 2) Требование удовлетворено, поскольку факт наличия права собственности РФ на недвижимое имущество установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Севастополя



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2016 г. в„– Ф10-3617/2016

Дело в„– А84-1777/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 27.09.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 28.09.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Сорокиной И.В.
Судей Гладышевой Е.В., Нарусова М.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Масенковой О.А.
при участии в заседании:
от истца
Министерства обороны Российской Федерации Кузовкова О.А. - представитель (дов. в„– 212/1/122 от 14.06.2016 до 19.01.2017)
от ответчика
Общества с ограниченной ответственностью "Горизонт-Постач" Верба М.В. - представитель (дов. б/н от 26.09.2016 до 31.12.2016)
Общества с ограниченной ответственностью "Группа Компаний Курскспецстроймеханизация" Представитель не явился, извещен надлежаще
от третьих лиц
Правительства Севастополя Адаменко Д.А. - представитель (дов. в„– 3943/31/2-16 от 12.09.2016, сроком на 1 год)
Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России Кравец А.Н. - представитель (дов. в„– 66 от 03.12.2015, сроком на 1 год)
Предприятия "Строительное управление Черноморского флота Министерства обороны Российской Федерации" Представитель не явился, извещен надлежаще
Общества с ограниченной ответственностью "Брокерсервис плюс" Представитель не явился, извещен надлежаще
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горизонт-Постач", г. Киев Украина, на решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.02.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2016 по делу в„– А84-1777/2015,

установил:

Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва (ОГРН 1159204011339) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Горизонт-Постач", г. Киев Украина, о признании недействительным свидетельства о праве собственности от 03.10.2013 на недвижимое имущество - нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Севастополь, ул. Адмирала Владимирского 30 (военный городок в„– 289), выданного ответчику, а также о признании права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество военного городка в„– 289, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Адмирала Владимирского 30, с учетом уточнения заявленных исковых требований, в порядке ст. 49 АПК РФ.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены: Правительство Севастополя, Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Предприятие "Строительное управление Черноморского флота Министерства обороны Российской Федерации", а также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика общество с ограниченной ответственностью "Брокерсервис плюс".
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 16.02.2016 (судья Васильченко О.С.), оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2016 (судьи Проценко А.И., Гоголь Ю.М., Илюхина А.П.) заявленные исковые требования удовлетворены частично, за Российской Федерацией признано право собственности на недвижимое имущество военного городка в„– 289, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Адмирала Владимирского 30, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, ООО "Горизонт-Постач" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить в части удовлетворения заявленных исковых требований и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца о признании права собственности на недвижимое имущество военного городка в„– 289, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Адмирала Владимирского 30, в остальной части судебные акты оставить без изменения.
В соответствии со ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.02.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2016 подлежат оценке только в обжалуемой части.
В судебном заседании представитель ответчика - ООО "Горизонт-Постач" поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители истца и третьих лиц: Правительства Севастополя и Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, считая доводы кассационной жалобы необоснованными, просили оставить жалобу без удовлетворения, а судебные акты - без изменения.
Иные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 10.07.2008 между предприятием "Строительное управление Черноморского Флота Министерства Обороны Российской Федерации" (Продавец) и обществом с ограниченной ответственностью "Брокерсервис плюс" (Покупатель) подписан договор купли-продажи недвижимого имущества от 10.07.2008, в редакции Дополнительного соглашения к указанному Договору от 17.09.2008 и Протокола к данному дополнительному соглашению, по условиям которого продавец продает, а покупатель приобретает недвижимое имущество согласно перечню в Дополнительном соглашении, отчета о независимой оценке от 28.08.2008 и материалов основной инвентаризации КП БТИ и ГРОНИ СГС, расположенное по адресу: Севастополь, ул. Адмирала Владимирского 30.
Согласно п. 2.1. Договора стоимость объектов недвижимости, указанных в пунктах с 1.1.1 по 1.1.37 составляет 4 002 840,00 гривен, в том числе НДС 667 140,00 гривен.
Актом приема-передачи от 22.09.2008 зафиксированы сведения о передаче покупателю имущества по вышеуказанному договору.
Решением Хозяйственного суда города Киева от 23.04.2009 по делу в„– 6/450-31/87 договор купли-продажи недвижимого имущества от 10.07.2008, подписанный между предприятием "Строительное управление Черноморского Флота Министерства обороны Российской Федерации" и ООО "Брокерсервис Плюс" признан действительным, а также признано право собственности общества (покупателя) на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Севастополь, ул. Адмирала Владимирского 30.
Из протокола общего собрания учредителей ООО "Горизонт-Постач" в„– 10/09/13 от 10.09.2013 и акта в„– 10/09/13 оценки стоимости и приема-передачи имущества, которое вносится в Уставный (складочный) капитал ООО "Горизонт-Постач" следует, что участником ООО "Горизонт-постач" Мазуром Анатолием Эдуардовичем в уставный капитал общества был внесен имущественный вклад - нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Севастополь, ул. Адмирала Владимирского 30, общей стоимостью 14 699 510,00 гривен.
Согласно свидетельству о праве собственности на недвижимое имущество от 03.10.2013, выданному Регистрационной службой Главного управления юстиции в г. Севастополе, спорное имущество зарегистрировано за ООО "Горизонт-Постач" на праве частной собственности.
Из индивидуальных карточек учета здания следует, что здания, расположенные по ул. Владимирского 30 были построены Вооруженными Силами СССР в период 1949 по 1974 года и находились на балансе 1997 ОМИС.
25.06.2014 между городом федерального значения Севастополь в лице исполняющего обязанности Губернатора города Севастополя (ссудодатель) и ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" в лице командующего Черноморским флотом (ссудополучатель) заключен Договор в„– 8/166ОМИС безвозмездного пользования недвижимым имуществом, по условиям которого, ссудополучатель принимает на праве безвозмездного пользования недвижимое имущество, указанное в приложении в„– 1 к Договору, для использования в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации. Имущество считается принятым ссудополучателем с момента подписания Договора.
Согласно Приложению к Договору в„– 8/166ОМИС безвозмездного пользования недвижимым имуществом, в перечень государственного имущества, подлежащего передаче в безвозмездное пользование ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" вошел, в том числе и военный городок в„– 289, расположенный по ул. Адмирала Владимирского 30.
Приказом командующего Черноморским флотом в„– 6270 от 25.12.2014 "О размещении военной комендатуры (гарнизона, 1 разряда) в военном городке в„– 289 города Севастополя военной комендатуре (гарнизона, 1 разряда) города Севастополя до постановки военного недвижимого имущества Министерства обороны Российской Федерации на территории Республики Крым и города Севастополя на баланс Крымского территориального управления имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и оформления в установленном порядке гражданско-правовых отношений, разрешен доступ и эксплуатация зданий и сооружений военного городка в„– 289 с земельными участками в„– в„– 77, 152, 257, 409 общей площадью 4,36 га, расположенными под ним, по адресу: г. Севастополь, ул. Адмирала Владимирского 28, 30.
В соответствии с Распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 в„– 195-РП "О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность" и приложением к указанному Распоряжению, из собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность безвозмездно передано имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению, среди которого в том числе военный городок в„– 289, расположенный по ул. Адмирала Владимирского 30. Главному управлению имущественных и земельных отношений было поручено осуществить передачу указанного имущества в установленном порядке.
Согласно Акту приема-передачи имущества от 25.03.2015 к распоряжению Правительства Севастополя от 20.03.2015, ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации приняло имущество, в том числе военный городок в„– 289 по ул. Адмирала Владимирского 30.
Ссылаясь на то, что спорное имущество являлось государственной собственностью Украины, а следовательно, сделка по его отчуждению, совершенная между Строительным управлением Черноморского Флота Министерства Обороны Российской Федерации" и ООО "Брокерсервис плюс" от 10.07.2008 являлась недействительной, а также на тот факт, что наличие у ответчика свидетельства о праве собственности на спорное имущество, принадлежащее ранее государству Украина, препятствует истцу в дальнейшей регистрации права собственности на это имущество и нарушает права Российской Федерации по распоряжению указанным имуществом, находящимся в федеральной собственности, переданным Министерству обороны Российской Федерации в лице ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на основании договора безвозмездного пользования, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
По мнению кассационной инстанции, частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со ст. 9 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" к спорным правоотношениям, возникшим до 18.03.2014, подлежат применению нормы материального права Украины, действующие на момент возникновения данных правоотношений.
В соответствии со ст. 326 ГК Украины в государственной собственности находится имущество, которое принадлежит государству Украина. От имени и в интересах государства Украина право собственности осуществляют соответственно органы государственной власти. Управление имуществом, которое находится в государственной собственности, осуществляется государственными органами, а в случаях, предусмотренных законом, может осуществляться иными субъектами.
Статьей 1 Закона Украины "О предприятиях, учреждениях и организациях союзного подчинения, расположенных на территории Украины" установлено, что имущество и финансовые ресурсы предприятий, учреждений, организаций и других объектов союзного подчинения, расположенных на территории Украины, являются государственной собственностью Украины.
Согласно Временному положению "О Фонде государственного имущества Украины", утвержденному Постановлением Верховной Рады Украины в„– 2558-XII от 07.07.1992, которое действовало на момент подписания Строительным управлением Черноморского Флота Министерства Обороны Российской Федерации" и ООО "Брокерсервис плюс" договора купли-продажи от 10.07.2008, государственным органом, который осуществлял государственную политику, в сфере использования государственного имущества являлся Фонд государственного имущества Украины.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Соглашения между Украиной и Российской Федерацией о параметрах раздела Черноморского флота от 28.05.1997 установлен порядок использования объектов Черноморского флота, в частности определено, что перечень и параметры объектов, используемых Украиной, содержатся в Приложении в„– 1, используемых Черноморским Флотом Российской Федерации в городе Севастополе - в Приложении в„– 2.
Распоряжением Кабинета Министров Украины от 21.12.2005 в„– 555-р "Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот бывшего СССР" на Фонд государственного имущества Украины возложены функции по управлению государственным имуществом, указанным в приложениях 2 и 3 к Соглашению, и имуществом, не включенным в эти приложения, но фактически используемым Черноморским флотом Российской Федерации.
В связи с изложенным, судами первой и апелляционной инстанций верно отмечено, что поскольку недвижимое имущество военного городка в„– 289 до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации являлось государственной собственностью Украины, то функции по управлению указанным государственным имуществом были возложены на Фонд государственного имущества Украины.
Судебными инстанциями установлено, что недвижимое имущество военного городка в„– 289, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Адмирала Владимирского 30 на момент его отчуждения предприятием "Строительное управление Черноморского флота Министерства обороны Российской Федерации" по договору купли-продажи недвижимого имущества от 10.07.2008 находилось в государственной собственности Украины и фактически использовалось Черноморским Флотом Российской Федерации в городе Севастополе.
Пунктами 3.1. и 3.7 Устава предприятия "Строительное управление Черноморского Флота Министерства обороны Российской Федерации", утвержденного от 17.03.2004 в„– 65 и перерегистрированного в Севастопольской городской государственной администрации от 28.05.2004 реестровый в„– ПРЧ-11/12802 определено, что имущество Предприятия является собственностью Российской Федерации, кроме недвижимого имущества, полученного Предприятием по Соглашению между Украиной и Российской Федерацией о параметрах раздела Черноморского флота от 28.05.1997. Источниками формирования имущества Предприятия являются, в том числе имущество, закрепленное за Предприятием на праве хозяйственного ведения по решению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по представлению Минобороны России.
В силу ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 в„– 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" данное юридическое лицо является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения.
Таким образом, учитывая положения ч. 2 ст. 7 Закона Украины "Об управлении объектами государственной собственности", а также п. 6 Постановления Кабинета Министров Украины "Об утверждении Порядка отчуждения объектов государственной собственности" суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что на момент заключения договора купли-продажи недвижимого имущества от 10.07.2008 отчуждение государственного недвижимого имущества могло осуществляться только лишь при наличии согласия Фонда государственного имущества Украины, выраженного в форме письма, а следовательно предприятие "Строительное управление Черноморского флота Министерства обороны Российской Федерации" как коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней и владеющая имуществом на праве хозяйственного ведения являлось лицом, неуполномоченным распоряжаться спорным недвижимым имуществом путем передачи его во владение и пользование иным лицам.
Между тем, в соответствии с п. 6 Постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Украины от 29.05.2013 в„– 11 "О некоторых вопросах признания сделок (хозяйственных договоров) недействительными" не может быть признана недействительной сделка, которая не совершена (договор, который не заключен).
Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного суда Украины в„– 9 от 06.11.2009 "О судебной практике рассмотрения гражданских дел о признании сделок недействительными" установлено, что по основаниям несоблюдения требований закона о нотариальном удостоверении сделки, ничтожными являются только сделки, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат обязательному нотариальному удостоверению. Решая спор о признании сделки, которая подлежит нотариальному удостоверению, действительной, судам необходимо учитывать, что норма ч. 2 ст. 220 ГК не применяется в отношении сделок, которые подлежат и нотариальному удостоверению, и государственной регистрации, поскольку момент совершения таких сделок в соответствии со ст. ст. 210 и 640 ГК связывается с государственной регистрацией, поэтому они являются незаключенными и не создают прав и обязанностей сторон.
В силу ч.ч. 1, 4 ст. 334 ГК Украины право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено договором или законом; если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
Согласно материалам дела, договор купли-продажи недвижимого имущества от 10.07.2008 и Дополнительные соглашения к нему не прошли государственную регистрацию, доказательств обратного не представлено.
Положениями ст. ст. 662, 692 ГК Украины предусмотрена обязанность продавца передать покупателю товар, определенный договором купли-продажи, а покупатель обязан оплатить товар после его принятия, если договором или актами гражданского законодательства не установлен иной срок оплаты товара.
При этом, спорное недвижимое имущество военного городка в„– 289 с момента подписания покупателем договора купли-продажи спорного имущества - 10.07.2008, и по настоящее время фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации, доказательств обратного в материалах дела не имеется.
На основании изложенного, суды обеих инстанций правомерно указали на то, что ни договор купли-продажи недвижимого имущества от 10.07.2008, ни Акт приема-передачи от 22.09.2008 не подтверждают фактическую передачу имущества ООО "Брокерсервис Плюс" и пришли к обоснованному выводу о том, что договор купли-продажи недвижимого имущества от 10.07.2008, согласно которого ООО "Брокерсервис Плюс" приобрело недвижимое имущество у предприятия "Строительное управление Черноморского Флота Министерства Обороны Российской Федерации, право собственности на которое в последующем было зарегистрировано за ООО "Горизонт-Постач" является незаключенным и не порождает прав и обязанностей сторон по его исполнению, в связи с чем решение Хозяйственного суда города Киева от 23.04.2009 по делу в„– 6/450-31/87 не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.
Довод ответчика о том, что ООО "Горизонт Постач" является добросовестным приобретателем не может быть признан обоснованным судом кассационной инстанции, так как спорное имущество не выбывало из фактического владения продавца, а следовательно, вопрос добросовестности ответчика не подлежит исследованию в рамках заявленного иска о признании права собственности Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в части признания права собственности за Российской Федерацией на недвижимое имущество военного городка в„– 289, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Адмирала Владимирского 30.
В обоснование изложенного, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии с п. 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 в„– 7156 "О статусе города-героя Севастополя" государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
Согласно ст. 3 Закона города Севастополя от 24.04.2014 в„– 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" город Севастополь не несет имущественную и иную ответственность по обязательствам: предприятий, учреждений и иных организаций, указанных в п. 5 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 в„– 7156 "О статусе города-героя Севастополя", органов государственной власти, указанных в п. 3 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 в„– 7156 "О статусе города-героя Севастополя"; находящихся на территории города Севастополя представительств, филиалов, иных обособленных и структурных подразделений государственных предприятий, учреждений, организаций, учрежденных Украиной или с ее участием, имущество которых является имуществом города Севастополя.
Статьей 34 Устава города Севастополя от 14.04.2014 в„– 1-ЗС, принятого Законодательным Собранием города Севастополя 11.04.2014, установлено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 35 Устава Правительство Севастополя, исполнительные органы государственной власти города Севастополя на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящего Устава, законов города Севастополя и правовых актов Губернатора издают постановления и распоряжения Правительства Севастополя, приказы и распоряжения исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Частью 1 ст. 9 Закона города Севастополя от 25.07.2014 в„– 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" предусмотрено, что безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности города Севастополя, в федеральную собственность осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учетом установленных настоящей статьей особенностей.
В силу ч. 3 ст. 9 данного Закона отсутствие государственной регистрации прав города Севастополя на недвижимое имущество, подлежащее безвозмездной передаче в федеральную собственность, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче такого имущества в федеральную собственность.
Согласно ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ в федеральной собственности может находиться: имущество, в том числе необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Севастополя в„– 483 "Об утверждении Порядка безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства" безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации в соответствии с настоящим Порядком на основании решения Согласительной комиссии подлежит имущество, в том числе здания, сооружения, помещения (в том числе жилые), обособленные имущественные комплексы, состоящие из земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, используемых для размещения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации (военные городки), а также иные объекты недвижимого имущества (включая объекты, строительство которых не завершено), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся на территории города федерального значения Севастополя, и: к фактическому использованию, которого Черноморский флот Российской Федерации приступил до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации на основании Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота на территории Украины от 28.05.1997; используемое Министерством обороны Российской Федерации, а также организациями и учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
Согласно п. 3 вышеуказанного Порядка решение о безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность в соответствии с настоящим Порядком принимается Правительством Севастополя по результатам рассмотрения заявления федерального органа государственной власти в области обороны. Указанными в настоящем пункте решениями утверждаются перечни государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, права собственника на имущество которых переходят к другому собственнику государственного имущества в соответствии со ст. 300 ГК РФ, военных городков, а также иного имущества. Указанные в настоящем пункте решения являются основаниями возникновения у Российской Федерации права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Из материалов дела следует, что Правительство Севастополя действующим распоряжением от 20.03.2015 в„– 195-РП, осуществило безвозмездную передачу, в том числе спорного имущества - военного городка в„– 289 из собственности города Федерального значения Севастополя в федеральную собственность.
Иные доводы кассатора не опровергают выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, учитывая факт незаключенности спорного договора купли-продажи от 10.07.2008, отсутствие фактической передачи имущества военного городка по спорной сделке и соблюдение установленных законом мероприятий по передаче вышеуказанных объектов в федеральную собственность Российской Федерации, кассационная коллегия полагает, что выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.02.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2016 по делу в„– А84-1777/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.

Председательствующий
И.В.СОРОКИНА

Судьи
Е.В.ГЛАДЫШЕВА
М.М.НАРУСОВ


------------------------------------------------------------------