По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.09.2016 N Ф10-3512/2016 по делу N А09-11026/2015
Требование: О признании незаконными действий уполномоченного органа по внесению недостоверных сведений в градостроительный план земельного участка, обязании подготовить, утвердить изменения в градостроительный план.
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что согласно градостроительному плану часть земельного участка занимает территория памятника природы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку на момент составления градостроительного плана уполномоченный орган не руководствовался нормативными актами, действующими на момент подачи заявления.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Брянской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2016 г. в„– Ф10-3512/2016
Дело в„– А09-11026/2015
резолютивная часть постановления объявлена 22.09.2016
постановление изготовлено в полном объеме 29.09.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.
при ведении протокола помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя - ООО "УСК "Надежда", г. Брянск, ОГРН 1103256003290 Ковтун П.В. - дов. от 09.05.2015 на 3 года
от заинтересованного лица - Управления по строительству и развитию территории города Брянска, г. Брянск, ОГРН 1063250004400 Рубцова О.А. - дов. от 11.01.2016 в„– 28/2
от третьего лица - Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, г. Брянск не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу Управления по строительству и развитию территории города Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 08.02.2016 (судья Пулькис Т.М.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2016 (судьи Заикина Н.В., Мордасов Е.В., Еремичева Н.В.) по делу в„– А09-11026/2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Универсальная строительная компания "Надежда" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Управления по строительству и развитию территории города Брянска (далее - управление) по внесению недостоверных сведений в градостроительный план земельного участка площадью 14 102 кв. м, кадастровый номер 32:28:0031224:138, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоквартирные многоэтажные жилые дома от 4 до 17 этажей, расположенного по адресу: г. Брянск, Советский район, СО Аэропорт, под строительство многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями и ТП по улице Крахмалева, поз. 5 и об обязании управления подготовить, утвердить, внести изменения в градостроительный план земельного участка и выдать его обществу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 08.02.2016 требования общества удовлетворены. Суд признал незаконными действия управления по внесению недостоверных сведений в градостроительный план земельного участка и обязал управление выдать обществу в 30-дневный срок градостроительный план земельного участка с описанием координат охранной зоны, зоны ограниченной эксплуатации и территории памятника природы по состоянию на 22.01.2015.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на то, что сведения, внесенные в предоставленный обществу градостроительный план, соответствуют всем действующим на дату составления градостроительного плана нормативным документам.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель управления поддержала доводы кассационной жалобы, представитель общества просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Департамент надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, но его представитель в суд округа не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя департамента в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 23.12.2014 общество обратилось в управление с заявлением о выполнении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 32:28:0031224:138, площадью 14102 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоквартирные многоэтажные жилые дома от 4 до 17 этажей, расположенного по адресу: г. Брянск, Советский район, СО Аэропорт, под строительство многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями и ТП по улице Крахмалева, поз. 5.
Письмом от 24.04.2015 в„– 28/2518 управление сообщило обществу о необходимости внесения изменений в неутвержденный план планировки территории, ограниченной улицами Дуки, 7-я линия, кольцевой развязкой по ул. Крахмалева в Советском районе г. Брянска.
Полагая, что управление бездействует, общество обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании бездействия управления незаконным. Судом возбуждено дело в„– А09-7102/2015. Впоследствии общество отказалось от своих требований в связи с выдачей управлением 08.07.2015 градостроительного плана.
Градостроительный план земельного участка был составлен на основании постановления Брянской областной Думы от 08.09.1994 в„– 34 (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28.02.2001 в„– 3-77) "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения" (далее - постановление Брянской областной Думы от 08.09.1994 в„– 34 (в редакции постановления от 28.02.2001 в„– 3-77).
Согласно градостроительному плану примерно 20% земельного участка площадью 14102 кв. м занимает территория памятника природы "Верхний Судок", около 70% - охранная зона памятника природы "Верхний Судок", около 10% - зона ограниченной эксплуатации.
Полагая, что сведения, внесенные в градостроительный план, недостоверны, общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что общество 22.12.2014 обратилось в управление с заявлением о выдаче градостроительного плана, управление должно было выдать градостроительный план в месячный срок, то есть до 22.01.2015, а, значит, в план должны быть внесены сведения, действующие на 22.01.2015.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с принятыми судебными актами по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что управление является тем органом, в полномочия которого входит составление и выдача градостроительного плана.
Частями 1, 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Согласно части 3 статьи 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Как установлено судами и видно из материалов дела, постановлением Брянской областной Думы от 08.09.1994 в„– 34 (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28.02.2001 в„– 3-77) "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения" оврагам Верхний и Нижний Судки присвоен статус памятников природы областного значения - особо охраняемой природной территории. Этим же постановлением утвержден паспорт памятника природы "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске", в котором описаны границы памятников природы и их охранной зоны, запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности, включая отвод участков под новое строительство, способствующие развитию необратимых разрушающих процессов на территории данных природных образований.
В дальнейшем постановлениями Брянской областной Думы: от 24.07.2003 в„– 3-1015 "О внесении изменений и дополнений в приложение 1 (паспорт памятника природы) к постановлению Брянской областной Думы от 28.02.2001 в„– 3-77", от 03.08.2006 в„– 4-791 "О внесении изменений в постановление Брянской областной Думы от 08.09.1994 в„– 34", от 26.04.2007 в„– 4-1237 "О согласовании изменения границ охранной зоны памятников природы областного значения оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске", постановлением администрации Брянской области от 17.05.2007 в„– 354 "Об утверждении паспорта памятников природы Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске" изменялись границы памятников природы "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске" и их охранных зон.
Решением Брянского областного суда от 23.04.2013 по делу в„– 3-04/13 (вступило в законную силу 25.09.2013) удовлетворено заявление Кочегаровой Н.Л. и Рица Д.Б. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу вышеуказанных постановления администрации Брянской области в„– 354 от 17.05.2007, пункта 5 постановления Брянской областной Думы от 24.07.2003 в„– 3-1015 (пункт 5 следующего содержания: "В последнем абзаце раздела V "Допустимые виды использования памятников природы" после слов "в хозяйственных целях" поставить запятую и дополнить текст словами "включая завершение строительства, новое строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, инженерное обеспечение жилых строений и хозяйственно-бытовых построек, выполняемых с разрешения органов местного самоуправления"), постановления Брянской областной Думы от 03.08.2006 в„– 4-791, постановления Брянской областной Думы от 26.04.2007 в„– 4-1237.
Постановлением Брянской областной Думы от 30.05.2013 в„– 5-1375 "О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Брянской областной Думы" признаны утратившими силу пункты постановления Брянской областной Думы в„– 34 от 08.09.1994, которыми утвержден паспорт памятника природы Брянских балок и план границ памятников природы областного значения "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске", их охранной зоны и территории ограниченной эксплуатации.
Решением Брянского областного суда от 14.03.2014 по делу в„– 3-03/14 (вступило в законную силу 25.06.2014) удовлетворено заявление Кочегаровой Н.Л. и Рица Д.Б. и признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу подпункты 1 и 2 пункта 1 постановления Брянской областной Думы от 30.05.2013 в„– 5-1375.
Подпунктом 1 признаны утратившими силу пункты 3 и 4 постановления Брянской областной Думы в„– 34 от 08.09.1994 (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28.02.2001 в„– 3-77), которыми утвержден паспорт памятника природы и план границ памятника природы.
Подпунктом 2 признаны утратившими силу подпункты 2.3, 2.4, 2.7 пункта 1 постановления Брянской областной Думы от 28.02.2001 в„– 3-77, которыми приняты в новой редакции пункт об утверждении плана границ памятника и паспорт памятника.
Постановлением правительства Брянской области от 23.06.2014 в„– 263-П утверждены паспорт и положение о памятниках природы "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске".
Указом Губернатора Брянской области от 23.06.2014 в„– 217 утверждены границы охранных зон, зон ограниченной эксплуатации названных памятников природы.
Решением Брянского областного суда от 24.12.2014 по делу в„– 3-43/14 по заявлениям прокурора области и иных заявителей постановление правительства Брянской области от 23.06.2014 в„– 263-П и указ Губернатора Брянской области от 23.06.2014 в„– 217 признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу как противоречащие положениям статей 27, 32 и 33 Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", части 2 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", подпункта 8 пункта 3 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (т. 1, л.д. 124).
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2015 в„– 83-АПГ15-3 решение областного суда от 24.12.2014 оставлено без изменения (т. 1, л.д. 134). При этом в определении Верховного суда РФ отмечено, что на момент рассмотрения дела статус памятника природы областного значения "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске" регламентирован постановлением Брянской областной Думы от 08.09.1994 в„– 34 (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28.02.2001 в„– 3-77), так как принятые позднее постановления в отношении данного памятника природы предыдущими решениями Брянского областного суда признаны недействующими. Кроме того, отмечено, что в результате принятия оспариваемых актов произошла утрата части территории памятника природы областного значения, что может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду.
Как установлено судами, градостроительный план изготовлен управлением в июле 2015 года. При этом управление руководствовалось действующими на этот период нормативными актами в отношении памятника природы областного значения "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске", а именно: постановлением Брянской областной Думы от 08.09.1994 в„– 34 (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28.02.2001 в„– 3-77).
Согласно доводам департамента, изложенным в отзыве от 01.02.2016 на заявление общества, градостроительный план соответствует действующей нормативной базе на дату изготовления градостроительного плана. В итоге около 20% спорного земельного участка занимает памятник природы областного значения, около 70% земельного участка - охранная зона памятника, около 10% - зона ограниченной эксплуатации (т. 2, л.д. 66).
Вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что при составлении в июле 2015 года градостроительного плана управление должно было руководствоваться нормативными актами, действующими на 22.01.2015 (на момент подачи обществом заявления о выдаче градостроительного плана), хотя в дальнейшем эти акты и были признаны недействующими как противоречащие федеральному законодательству, неверен.
Так как сведения, внесенные в выданный обществу градостроительный план, соответствуют действующему нормативному законодательству на момент составления и выдачи градостроительного плана, суд первой инстанции безосновательно удовлетворил требования общества и признал, что сведения, внесенные в градостроительный план, являются недостоверными, а действия управления незаконными.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости решение от 08.02.2016 и постановление от 02.06.2016 отменить, в удовлетворении заявления общества отказать.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 08.02.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2016 по делу в„– А09-11026/2015 отменить, в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Универсальная строительная компания "Надежда" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья
С.И.СМОЛКО
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
------------------------------------------------------------------