Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.10.2016 N Ф10-3486/2016 по делу N А54-6028/2015
Требование: О привлечении к ответственности по ст. 19.33 КоАП РФ за непредставление или уклонение производителя от предоставления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля в сфере технического регулирования.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт наличия в действиях предпринимателя состава вменяемого правонарушения установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Рязанской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2016 г. в„– Ф10-3486/2016

Дело в„– А54-6028/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 03.10.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 04.10.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Стрегелевой Г.А., Смолко С.И.
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области (ОГРН 1056204008706, ИНН 6234012450, ул. Островского, 51А, г. Рязань, 390035); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Кожевникова Игоря Юрьевича (ОГРНИП 313621903700010, ИНН 622700700321, Рязанская область); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области Испытательный лабораторный центр" (ОГРН 1056204014657, ИНН 6234013366, ул. Свободы, 89, г. Рязань, 390046); не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кожевникова Игоря Юрьевича на решение Арбитражного суда Рязанской области от 15.04.2016 (судья Ушакова И.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016 (судьи Еремичева Н.В., Мордасов Е.В., Стаханова В.Н.) по делу в„– А54-6028/2015,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Кожевникова Игоря Юрьевича (далее - Предприниматель, ИП Кожевников И.Ю.) к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В деле участвовало Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области Испытательный лабораторный центр".
Решением суда от 15.04.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.06.2016, Предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.33 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40000 рублей.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 10.09.2015 в Управление Роспотребнадзора по Рязанской области из Управления Роспотребнадзора по Тульской области поступила информация о том, что в распределительном центре ЗАО "Тандер" (Тульская область, Ленинский район, п. Иншинский мкр., 12 лет Октября, 9) находились арбузы с декларацией ТС в„– RU D-RU.AA79.A 00062 о соответствии требованиям Технических регламентов Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 в„– 880, техническому регламенту Таможенного союза 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 в„– 881. Арбузы имели маркировку с указанием производителя - глава КФХ ИП Кожевников Игорь Юрьевич (место жительства: Рязанская область, Михайловский район с. Прудская д. 105), урожай 2015 года, дата упаковки 30.08.2015, поставщик ООО "Купец Садко" (г. Москва, ул. Студенческая, д. 20, стр. 10), масса 20 700 кг.
Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 14.09.2015 в„– 2 у ИП Кожевникова И.Ю. запрошены необходимые для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования сведения (материалы), а именно: копия декларации о соответствии ТС в„– RU D-RU.AA79.A00062 и доказательные материалы, использованные при осуществлении подтверждения соответствия продукции-арбузы, в том числе ТТН от 21.07.2015 в„– 2015-21 (Основания: п. 7 ст. 24, п. 1 ст. 34 Федерального закона от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании").
Непредставление запрошенных сведений к указанному времени зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 24.09.2015 в„– 38/с и это послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 19.33 КоАП РФ непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.23, частью 2 статьи 13.4, статьями 13.8 и 14.37 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон в„– 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 44 Закона в„– 52-ФЗ федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя, в том числе организацию и проведение проверок соответствия продукции, реализуемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, требованиям технических регламентов, государственный надзор за соблюдением которых возложен на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу положений части 1 статьи 50 Закона в„– 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе: - проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок; - беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; - проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон в„– 184-ФЗ) под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Контролем (надзором) за соблюдением требований технических регламентов является проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.
При этом в силу положений статьи 34 Закона от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ органы государственного контроля (надзора) вправе, в том числе, осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и требовать от изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления доказательственных материалов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
Системный анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что управление, как орган государственной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, уполномочен на проведение обозначенных выше контрольных мероприятий, и его требования, связанные с обеспечением возможности проведения таких мероприятий, являются обязательными для юридических лиц.
Судебные инстанции, установив, что при проведении проверки в отношении Предпринимателя должностными лицами Управления выявлены факты нахождения на реализации продукции, не соответствующей требованиям технического регламента о безопасности пищевой продукции и Предприниматель не исполнил требования административного органа о предоставлении документов и сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, сделали правильный вывод о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 19.33 Кодекса.
Установив, что Предприниматель не представил доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения им законных требований административного органа о предоставлении Управлению документов и сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств и по объективным, не зависящим от него причинам, судебные инстанции сделали правильный вывод о его виновности.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом кассационной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Предприниматель привлечен к административной ответственности с соблюдением срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. Статья 19.33 КоАП РФ направлена на защиту правоотношений в области государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, в силу чего в соответствии *** требованиями ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности в сфере технического регулирования составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Наказание назначено в минимальном размере санкции ст. 19.33 КоАП РФ.
Несогласие Предпринимателя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку нарушений судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 15.04.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016 по делу в„– А54-6028/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА

Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------