По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 06.10.2016 N Ф10-3675/2016 по делу N А64-1337/2016
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований или условий, предусмотренных специальным разрешением.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт наличия вины аптечной организации в совершении правонарушения, выразившегося в отсутствии минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тамбовской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2016 г. в„– Ф10-3675/2016
Дело в„– А64-1337/2016
дело рассмотрено 29.09.2016
постановление изготовлено в полном объеме 06.10.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.
при участии в заседании:
от заявителя - прокурора Никифоровского района Тамбовской области, р.п. Дмитриевка Тамбовской области не явились
от лица, привлекаемого к административной ответственности - ТОГБУЗ "Никифоровская ЦРБ", р.п. Дмитриевка, Тамбовской обл., ОГРН 1026800634410 не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Никифоровская центральная районная больница" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016 (судьи Донцов П.В., Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А.) по делу в„– А64-1337/2016,
установил:
прокурор Никифоровского района Тамбовской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о привлечении Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Никифоровская центральная районная больница" (далее - учреждение) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 05.04.2016 в удовлетворении требований прокурора отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016 решение суда отменено, заявление прокурора удовлетворено, учреждение привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В кассационной жалобе учреждение просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права.
В отзыве на жалобу прокурор просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей учреждения и прокуратуры в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, учреждению выдана лицензия в„– ЛО-68-02-000429 от 05.03.2013 на осуществление фармацевтической деятельности, в том числе на розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения; хранение лекарственных препаратов для медицинского применения; отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения. В приложении к лицензии перечислены аптечные организации учреждения, в том числе указаны: аптека готовых лекарственных форм (Тамбовская обл., Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 13) и Центр (отделение) общей врачебной (семейной) практики (Тамбовская обл., Никифоровский район, пос. Свобода, ул. Свобода, д. 1А) - т. 1, л.д. 30, 31.
Прокуратурой Никифоровского района Тамбовской области проведена проверка соблюдения учреждением законодательства в сфере исполнения лицензионных требований.
В ходе проверки обособленных структурных подразделений учреждения, проведенной в период с 03.02.2016 по 05.02.2016, выявлено, что в аптеке готовых лекарственных форм, расположенной в рабочем поселке Дмитриевка, улица 50 лет ВЛКСМ, дом 13, и в Центре (отделении) общей врачебной (семейной) практики, расположенном в поселке Свобода, улица Свобода, дом 1"а", отсутствуют лекарственные препараты для медицинского применения, которые входят в обязательный минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 в„– 2782-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи".
Выявлено отсутствие следующих лекарственных препаратов:
1) в аптеке готовых лекарственных форм, расположенной в рабочем поселке Дмитриевка, улица 50 лет ВЛКСМ, 13, отсутствуют: дексаметазон (таблетки), котримоксазол (суспензия для приема внутрь), ципрофлоксацин (капли глазные и ушные, капли ушные), умифеновир (арбидол) (капсулы или таблетки);
2) в Центре (отделении) общей врачебной (семейной) практики, расположенном в поселке Свобода, улица Свобода, д. 1"а", отсутствуют: бисакодил (суппозитории ректальные, таблетки), бифидобактерии бифидум (капсулы, порошок для приема внутрь), клотримазол (гель вагинальный или таблетки вагинальные или суппозитории вагинальные), гидрокортизон (крем для наружного применения или мазь для наружного применения), умифеновир (арбидол) (капсулы или таблетки), диклофенак (капли глазные, суппозитории ректальные), ибупрофен (суспензия для приема внутрь), парацетамол (суппозитории ректальные), ацетилцистеин (гранулы для приготовления раствора для приема внутрь или порошок для приготовления раствора для приема внутрь), лоратадин (сироп для приема внутрь); тетрациклин (мазь глазная).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 05.02.2016.
Усмотрев нарушение учреждением (его аптечных пунктов) части 6 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 в„– 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", пункта 1.5 "Порядка отпуска лекарственных средств", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 в„– 785, Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 в„– 2782-р, а, следовательно, лицензионных требований, 10.02.2016 прокурором в отношении учреждения возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем что, так как на момент привлечения учреждения к административной ответственности Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2014 в„– 2782-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи" утратило силу в связи с изданием Правительством РФ Распоряжения от 26.12.2015 в„– 2724-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи", то в действиях учреждения отсутствует событие правонарушения.
Отменяя решение суда и привлекая учреждение к административной ответственности, апелляционный суд свой вывод мотивировал тем, что в утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 в„– 2724-р Перечень... на 2016 год входят те же лекарственные препараты, что входили и в Перечень..., утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 в„– 2782-р на 2015 год, а поэтому в действиях учреждения усматривается состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции согласен с выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из пункта 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Закон в„– 99-ФЗ) следует, что фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
В силу части 1 статьи 8 названного Закона лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, а также лицензионные требования и условия указанной деятельности установлены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 в„– 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение в„– 1081).
В соответствии с пунктом 6 Положения в„– 1081 осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения.
Абзацами 1, 2 подпункта "г" пункта 5 Положения в„– 1081 установлено, что лицензиаты, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, являющиеся аптечными организациями, обязаны соблюдать правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правила отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правила ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Закона в„– 61-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 55 Закона в„– 61-ФЗ аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать утвержденный Правительством РФ и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Лекарственные препараты, включенные в минимальный ассортимент, отсутствие которых в аптечных пунктах учреждения было зафиксировано при проверке, входили в Перечень..., утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 в„– 2782-р (применялся до 01.03.2016), а также входят и в Перечень..., утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 в„– 2724-р (начало действия с 01.03.2016).
Отсутствие у аптечной организации минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимого для оказания медицинской помощи, является грубым нарушением лицензионных требований, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вина учреждения установлена, срок привлечения к административной ответственности не истек, процедура привлечения к административной ответственности не нарушена.
При таких обстоятельствах суд второй инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции, удовлетворил заявление прокурора и привлек учреждение к административной ответственности в виде штрафа в минимальной размере, предусмотренном санкцией ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Доводы кассационной жалобы выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции и не заслуживают внимания в связи с их несостоятельностью.
Оснований для отмены обжалуемого постановления не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016 по делу в„– А64-1337/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья
С.И.СМОЛКО
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
------------------------------------------------------------------