Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11.10.2016 N Ф10-3642/2016 по делу N А83-1972/2016
Требование: О признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации договора аренды земельного участка, обязании осуществить регистрацию договора.
Обстоятельства: Основанием для отказа в государственной регистрации послужили выводы регистрирующего органа о том, что представленный обществом договор аренды земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку договор не может быть заключен в порядке переоформления прав по ранее заключенному договору аренды.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку договор аренды не подпадает под процедуру переоформления прав.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2016 г. в„– Ф10-3642/2016

Дело в„– А83-1972/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 5 октября 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2016 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Николаевой Н.Н.
судей Бессоновой Е.В., Степиной Л.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дорониной Л.А.
при участии:
от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (пр. Победы/ул. Острякова, д. 165/1, г. Симферополь, Республика Крым, 295000) - Янчук А.Ю. доверенность от 16.10.2015 в„– 05/01/3312;
от общества с ограниченной ответственностью "Сити Стайл" (ул. Садовая-Кудринская, д. 3А, г. Москва) - Лысенко И.Н. доверенность от 02.06.2016;
от Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, д. 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым кассационную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.04.2016 (судья Авдеев М.П.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016 (судьи Привалова А.В., Градова О.Г., Карев А.Ю.) по делу в„– А83-1972/2016,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Сити Стайл" (далее - ООО "Сити Стайл", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным сообщения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр, регистрирующий орган) от 22.01.2016 в„– 90/021/709/2015-2903 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка, заключенного 27.08.2015 между Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым и ООО "Сити Стайл", и возложении обязанности на Госкомрегистр осуществить государственную регистрацию данного договора.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 27.04.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016 требования удовлетворены. Признано незаконным сообщение в„– 90/021/709/2015-2903 от 22.01.2016 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка, заключенного 27.08.2015 между Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым и ООО "Сити Стайл". Суд в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязал Госкомрегистр осуществить указанные регистрационные действия, а также разрешил вопрос о взыскании судебных расходов.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на законность принятого решения об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 27.08.2015, поскольку представленный на регистрацию договор аренды земельного участка, находящийся в муниципальной собственности, заключенный с заявителем в порядке переоформления прав, не соответствовал требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании представитель Госкомрегистра поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Общества просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Департамент в судебное заседание представителей не направил, о дате, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, выслушав мнение представителей, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене исходя из следующего.
Судами установлено, что 14.12.2015 российское юридическое лицо - ООО "Сити Стайл" обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка по адресу: Республика Крым, город Ялта, район ул. Халтурина, кадастровый (условный) номер: 90:25:010115:156, заключенного 27.08.2015 между муниципальным образованием городской округ Ялта в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым и ООО "Сити Стайл".
В качестве правоустанавливающих документов на государственную регистрацию заявителем были представлены: договор аренды земельного участка от 27.08.2015, договор о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 28.05.2015, постановление администрации города Ялты Республики Крым от 28.05.2015 в„– 747-п, уставные документы общества, что подтверждается распиской от 14.12.2015 регистрирующего органа.
Уведомлением от 25.12.2015 в„– 90/021/709/2015-2903 о приостановлении государственной регистрации Госкомрегистр сообщил заявителю, что государственная регистрация договора аренды земельного участка от 27.08.2015, находящегося в муниципальной собственности, в порядке переоформления прав по договору аренды земельного участка от 11.03.2005 в„– 270 не представляется возможной по причине несоответствия требованиям действующего законодательства. Для предоставления дополнительных доказательств наличия у заявителя оснований для государственной регистрации прав регистрирующий орган приостановил государственную регистрацию до 24.01.2016.
Сообщением от 22.01.2016 в„– 90/021/709/2015-2903 Госкомрегистр отказал обществу в государственной регистрации со ссылкой на абзацы 4, 9 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Основанием для отказа в государственной регистрации права послужили выводы регистрирующего органа о том, что представленный обществом договор аренды земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства (абзац 4 пункта 1 статьи 20), поскольку не может быть заключен в порядке переоформления прав согласно Закону в„– 38-ЗРК и Порядку в„– 313 по договору аренды земельного участка от 11.03.2005 в„– 270, арендатором по которому является ООО "Крыминвесттур". Кроме того, при передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 11.03.2005 в„– 270 договором от 28.05.2015 обществу "Сити Стайл" заключение нового договора аренды земельного участка не требуется, а при отсутствии предусмотренной действующим законодательством обязательной регистрации договора от 28.05.2015 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка данная сделка считается незаключенной и не порождает правовых последствий.
Кроме того, основанием к отказу регистрирующим органом указан абзац 9 части 1 статьи 20 Закона.
Несогласие с отказом послужило основанием общения Общества в суд.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 20 Закона в„– 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В силу абзаца 9 пункта 1 статьи 20 Закона в„– 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что рассматриваемый в деле случай подпадает под процедуру переоформления прав, регламентированную Законом Республики Крым от 31.07.2014 в„– 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон в„– 38-ЗРК) и соответствующим Порядком, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 в„– 313.
Данный вывод является ошибочным.
Порядок и случаи переоформления прав на землю в связи с принятием Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации регулируются статьей 3 Закона в„– 38-ЗРК.
Из материалов дела следует, что при наличии действующего договора аренды, заключенного по законодательству Украины, по нему произведена передача прав и обязанностей арендатора по договору перенайма, а для закрепления арендных отношений заключен новый договор с новым арендатором. Рассматриваемый случай не имеет отношения к такой правовой конструкции, как переоформление прав, и не подпадает под действие статьи 3 Закона в„– 38-ЗРК.
В соответствии со ст. 13 Закона в„– 38-ЗРК стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2017 внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Таким образом, применительно к аренде переоформление прав осуществляется внесением соответствующих изменений в действующий договор аренды, а целью служит приведение его в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, что в данном случае не имеет места.
Правовой и фактической целью Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым и ООО "Сити Стайл", как следует из существа спора, является оформление новых арендных отношений. При наличии действующего договора аренды с прежним арендатором указанное невозможно без расторжения прежнего договора.Следовательно, отказ государственного регистратора в совершении регистрационного действия, мотивированный ссылкой на абзац 4 пункта 1 статьи 20 Закона в„– 38-ЗРК, является законным и обоснованным ввиду непредставления тех документов, которые должны быть представлены в соответствии с предметом поданного заявления - заявления о переоформлении прав.
Тот факт, что Общество действовало в том числе во исполнение п. 2 постановления администрации города Ялты от 28.05.2015 в„– 747-п, обстоятельств дела не меняет - порядок переоформления прав на те действия, которые требуется совершить для оформления новых арендных отношений, не распространяется.
В свою очередь, если стороны арендных отношений полагают, что смена арендатора должна быть реализована через перевод прав и обязанностей по договору аренды (перенаем) в соответствии со статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации, то этому в любом случае должно предшествовать внесение изменений (приведение в соответствие законодательству Российской Федерации) договора с прежним арендатором, после чего требуется государственная регистрация аренды по измененному договору и затем государственная регистрация перенайма, без заключения каких-либо иных договоров (пункт 5 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, выводы судов основаны на неправильном истолковании ряда положений указанных актов Республики Крым, и неприменении закона, подлежащего применению - статьи 3 Закона в„– 38-ЗРК, повлекли ошибочный вывод о незаконности отказа государственного регистратора, в связи с чем подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Что касается ссылки регистратора на абзац 9 пункта 1 статьи 20 Закона в„– 122-ФЗ, то он продиктован тем, что в числе документов, как документ-основание фигурировал договор перенайма.
Вместе с тем, мотивировать отказ ссылкой на данную норму не было необходимости, поскольку никакого значения факт наличия-отсутствия государственной регистрации этого договора к рассматриваемой в деле ситуации не имеет, а государственной регистрации договора аренды препятствовало иное названное выше обстоятельство.
Соответственно, ссылка судов на абзац 2 пункта 3 статьи 8 Закона в„– 38-ЗРК, в силу которой в случае осуществления сделки с недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, регистрация права государственной или муниципальной собственности осуществляется одновременно с регистрацией перехода (обременения) права; заявление о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности в орган государственной регистрации прав не требуется, к делу не относима, поскольку регистратор такого требования не предъявлял.
Тот же вывод касается упоминания в тексте отказа регистратора отсутствия акта приема-передачи земельного участка - при обстоятельствах данного дела его наличие или отсутствие не влияло на государственную регистрацию.
Вместе с тем, поскольку основание отказа со ссылкой на абзац 4 пункта 1 статьи 20 Закона в„– 122-ФЗ являлось достаточным, соответствует закону, неверные ссылки регистратора на абзац 9 пункта 1 статьи 20 Закона не повлияли на результат рассмотрения заявления Общества о совершении регистрационного действия.
Выводы суда на тот счет, что оспариваемое решение от 22.01.2016 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка принято до истечения установленного в уведомлении от 25.12.2015 о приостановлении государственной регистрации договора срока для предоставления дополнительных документов, несостоятельна.
Действительно, срок приостановления был установлен по 24.01.2016, поскольку в силу статьи 19 Закона в„– 122-ФЗ составляет календарный месяц и начал течь 25.12.2016. 24.01.2016 являлся выходным днем, поэтому днем окончания срока являлось 25.01.2016.
Вместе с тем, поскольку из обстоятельств дела следует, что недостатки, послужившие основанием приостановления регистрации, не могли быть в принципе устранены, указанное нарушение со стороны Госкомрегистра не нарушило прав и законных интересов заявителя и не является основанием признания отказа Госкомрегистра недействительным.
При принятии кассационной жалобы к производству судом было приостановлено исполнение судебных актов. В связи с удовлетворением жалобы и отменой судебных актов указанная мера завершила свое действие. Поворот исполнения судебных актов при необходимости такового должен реализовываться сторонами по правилам статьи 325 АПК РФ через обращение в суд первой инстанции.
В связи с удовлетворением кассационной жалобы понесенные Обществом расходы на уплату государственной пошлины относятся на Общество на основании статьи 110 АПК РФ,
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.04.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016 по делу в„– А83-1972/2016 отменить.
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Сити Стайл" о признании незаконным сообщения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 22.01.2016 в„– 90/021/709/2015-2903 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка, заключенного 27.08.2015 между Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым и ООО "Сити Стайл", и возложении обязанности на Госкомрегистр осуществить государственную регистрацию данного договора отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.Н.НИКОЛАЕВА

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Л.В.СТЕПИНА


------------------------------------------------------------------