Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.11.2016 N Ф10-4281/2016 по делу N А83-5121/2015
Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в невыполнении действий, предусмотренных порядком переоформления прав на земельные участки.
Обстоятельства: Заявитель ссылается на бездействие органа местного самоуправления в части непринятия решения об утверждении проекта землеустройства.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку поданное заявителем в орган местного самоуправления заявление отвечает требованиям порядка переоформления прав на земельные участки.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2016 г. по делу в„– А83-5121/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 09.11.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Стрегелевой Г.А., Смолко С.И.
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Яхта" (ОГРН 1149102078553, ИНН 9103009386, ул. Алупкинское шоссе, д. 4, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым, 298662); - Пустовитенко И.В. - представителя по доверенности от 07.07.2016;
от Администрации города Ялты (ОГРН 1149102039063; ИНН 9102024504, пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты (ОГРН 1149102130264, ИНН 9103015492, пл. Советская, д. 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600); не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационные жалобы Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым и Администрации города Ялты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.04.2016 (судья Куртлушаев М.И.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 (судьи Карев А.Ю., Градова О.Г., Горошко Н.П.) по делу в„– А83-5121/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Яхта" (далее - ООО "Яхта", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Ялты (далее - Администрация) и Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент), выразившееся в невыполнении действий, предусмотренных пунктами 12, 13, 15 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 в„– 313 при рассмотрении заявления ООО "Яхта" от 30.05.2015 и дополнения к нему от 08.07.2015 о завершении оформления прав ООО "Яхта" на земельный участок площадью 0,13 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус".
Решением от 25.04.2016 суд признал незаконным бездействие Администрации и Департамента, выразившееся в невыполнении действий, предусмотренных пунктами 12, 13, 15 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 г. в„– 313 при рассмотрении заявления ООО "Яхта" от 30.05.2015 года и дополнения к нему от 08.07.2015 о завершении оформления прав ООО "Яхта" на земельный участок площадью 0,13 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус". Суд обязал Администрацию в течение 65 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление ООО "Яхта" и принять решение о предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Яхта" земельного участка площадью 0,13 га, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус", кадастровый номер земельного участка 90:25:020101:127; обязал Департамент в течение 65 дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить, подписать со своей стороны и направить в адрес ООО "Яхта", проект договора аренды земельного участка площадью 0,13 га, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус", кадастровый номер земельного участка 90:25:020101:127.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.09.2016 решение суда от 25.04.2016 оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Департамент, Администрация просят отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобах, заслушав объяснения представителя Общества, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 29.08.2002 ООО "Яхта" обратилось в Гаспринский поселковый совет Автономной Республики Крым (далее - Поссовет) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для обслуживания кафе "Яхта", по адресу: п. Гаспра, Алупкинское шоссе, 4, район остановки санаторий "Парус".
Решением Поссовета от 27.09.2002 в„– 21 Обществу было предоставлено разрешение на сбор материалов предварительного согласования месторасположения земельного участка для обслуживания кафе "Яхта", по адресу: п. Гаспра, Алупкинское шоссе, 4, район остановки санаторий "Парус".
Решением Поссовета от 09.12.2005 в„– 11, были утверждены материалы предварительного согласования месторасположения земельного участка и ООО "Яхта" было предоставлено разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка для обслуживания кафе "Яхта", по адресу: п. Гаспра, Алупкинское шоссе, 4, район остановки санаторий "Парус".
Во исполнение решения Поссовета, ООО "Яхта" был разработан проект землеустройства, который был согласован со всеми необходимыми государственными органами, предусмотренными действующим на тот момент законодательством Украины.
Кроме того, указанный проект прошел государственную экспертизу, что подтверждается заключением от 29.05.2006 в„– 2155-К-25/621.
В 2006 году проект землеустройства был представлен ООО "Яхта" в Поссовет для утверждения.
Решением 12-й сессии 5-го созыва Гаспринского поселкового совета от 15.03.2007 в„– 64 "О рассмотрении проекта землеустройства по отводу земельного участка ООО "Яхта" для обслуживания кафе по адресу: п. Гаспра, район остановки "Парус", ООО "Яхта" было отказано в утверждении проекта землеустройства.
Вступившим в законную силу решением Хозяйственного суда АР Крым от 27.02.2008 по делу в„– 2-6/17382-2007, решение 12-й сессии 5-го созыва Гаспринского поселкового совета от 15.03.2007 в„– 64 было признано незаконным и отменено.
Вступившим в законную силу решением Хозяйственного суда АР Крым от 30.03.2010 по делу в„– 2-22/1380-2010, решение тридцать девятой сессии 5-го созыва Гаспринского поселкового совета от 30.10.2009 в„– 65 об отказе в утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка ООО "Яхта" для обслуживания кафе по адресу: п. Гаспра, район остановки "Парус" было признано недействительным.
Вступившим в законную силу решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 27.05.2014 по делу в„– 2-1009/2014, бездеятельность Поссовета по не рассмотрению в период с 26.06.2012 по 30.09.2013 проекта землеустройства ООО "Яхта" была признана противоправной.
Вступившим в законную силу решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 02.09.2014 по делу в„– 2-573/14, отменено решение Поссовета от 30.09.2013, которым вновь незаконно было отказано ООО "Яхта" в утверждении проекта землеустройства. На Поссовет была возложена обязанность рассмотреть проект землеустройства ООО "Яхта". Кроме того, указанным решением было установлено, что Поссовет отказал в утверждении проекта землеустройства по тем же причинам, по которым уже выносил аналогичное решение, и по которым уже принималось судебное решение о незаконности такой мотивировки решения со стороны Гаспринского поселкового совета об отказе в утверждении проекта землеустройства.
30.05.2015 ООО "Яхта" обратилось в Администрацию с заявлением о завершении оформления прав на земельный участок площадью 0,13 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус", с просьбой предоставить данный земельный участок в аренду.
18.06.2015 Администрация направила в адрес ООО "Яхта" письмо с разъяснением статей 39.6 и ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. Также, Администрация в своем письме сообщила Обществу о необходимости предоставления им дополнительных документов.
В свою очередь, ООО "Яхта" в письме от 08.07.2015 сообщило Администрации, что к заявлению от 30.05.2015 о завершении оформления права на земельный участок площадью 0,13 га, расположенный по адресу: г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус", приложены все необходимые документы.
Непринятие Администрацией решения об утверждении проекта землеустройства, послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями, удовлетворяя которые суд правомерно исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон в„– 6-ФКЗ) нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Закона в„– 6-ФКЗ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) до 01.01.2017 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 в„– 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон в„– 38-ЗРК).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 13 Закона в„– 38-3PK завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату. Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: 1) бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона; 2) за плату - в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; 3) в аренду - лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.
В соответствии с Законом в„– 6-ФКЗ, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года в„– 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", статьями 3 и 13 Закона в„– 38-ЗРК, постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 в„– 313 был утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок).
Пунктом 1 Порядка установлено, что настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона в„– 6-ФКЗ, на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона в„– 38-ЗРК.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
В данном случае таким документом является решение Поссовета от 09.12.2005 в„– 11 о разрешении на разработку документации по землеустройству по отводу земельного участка для обслуживания кафе "Яхта" по адресу: п. Гаспра, район остановки "Парус".
Судом установлено, что поданное Обществом в Администрацию заявление отвечает всем требованиям, которые установлены пунктами 5 - 7 Порядка.
Суд, руководствуясь статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно посчитал, что решения Хозяйственного суда АР Крым от 27.02.2008 по делу в„– 2-6/17382-2007, Хозяйственного суда АР Крым от 30.03.2010 по делу в„– 2-22/1380-2010, Ялтинского городского суда Республики Крым от 27.05.2014 по делу в„– 2-1009/2014, Ялтинского городского суда Республики Крым от 02.09.2014 по делу в„– 2-573/14 свидетельствуют о том, что решение 37-й сессии 4-го созыва Поссовета от 09.12.2005 в„– 11 о разрешении на разработку документации по землеустройству по отводу земельного участка для обслуживания кафе "Яхта", расположенного по адресу: п. Гаспра, район остановки "Парус", является действующим и было выполнено Обществом еще в 2006 году, и, соответственно, не утратило свою силу.
Довод Департамента о "возможности" предоставления спорного земельного участка, ограниченного в обороте, является голословным, кроме того, у заявителя кассационной жалобы было достаточно времени об установлении этого факта и предоставления в суд любой инстанции данных сведений.
Довод Департамента о том, что его процессуальное положение, определенное судом как "заинтересованное лицо", а не "ответчик", свидетельствует о нарушении процессуального законодательства, которое привело к принятию неправильного решения, не может быть принят во внимание.
Участники спорных материально-правовых отношений называются сторонами. В исковом производстве это истец и ответчик.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации выделил самостоятельные, не зависящие от искового виды производства: производство из административных и иных публичных правоотношений (глава 24 АПК РФ).
По делам, возникающим из административных и иных публичных отношений) лица, участвующие в деле, именуются заявителями (ст. 45 АПК РФ) и заинтересованными лицами.
По смыслу статьи ст. 45 АПК РФ заявитель - это лицо, обращающееся в суд за защитой нарушенных прав по неисковым видам производства, а именно: по делам, возникающим из административно-правовых и иных публичных правоотношений.
Заинтересованные лица - это лица, привлекаемые судом по делам, возникающим из административно-правовых и иных публичных правоотношений.
Поскольку в данном случае спор рассматривался по правилам главы 24 АПК РФ, то суд правильно определил процессуальное положение Департамента.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 23.09.2016 по ходатайству Департамента исполнение решения суда от 25.04.2016 было приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции, которое в соответствии с частью 4 статьи 283 АПК РФ прекращает свое действие.
Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.04.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 по делу в„– А83-5121/2015 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда Республики Крым от 25.04.2016, принятое определением Арбитражного Центрального округа от 23.09.2016, отменить.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА

Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------