Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14.11.2016 N Ф10-4154/2016 по делу N А23-2100/2015
Требование: О признании незаконным и отмене предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: Уполномоченный орган выдал обществу предписание о прекращении проведения строительных работ на земельном участке, входящем в границы охранной зоны объекта культурного наследия.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт того, что в границах спорного земельного участка строительство запрещено, установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калужской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2016 г. по делу в„– А23-2100/2015

Резолютивная часть объявлена 07.11.2016
Полный текст постановления изготовлен 14.11.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Мужской стандарт" (ОГРН 1044002200571, ИНН 4009006854, ул. Земляной вал, 2, г. Козельск, Калужская область, 249722) - Кулиникова И.А. (дов. от 13.10.2016),
от Министерства культуры и туризма Калужской области (ОГРН 1084028003168, 4028043682, ул. Пролетарская, 111, г. Калуга, 248016) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области (ОГРН 1154028002204, ИНН 4028060590, ул. Пролетарская, 111, г. Калуга, 248016) - Цуканова Д.Г. (дов. от 09.02.2016),
от Религиозной организации "Козельская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" (ул. Большая Советская, дом 10, г. Козельск, Козельский р-н, Калужская область, 249722) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (ОГРН 1044004426498, ИНН 4027065800, ул. Вилонова, д. 5, г. Калуга, 248000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Администрации муниципального образования муниципальный район "Козельский район" (ул. Б.Советская, д. 53, г. Козельск, Калужская область, 249700) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Администрации городского поселения "Город Козельск" (ул. Б.Советская, д. 53, г. Козельск, Калужская область, 249700) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мужской стандарт" на решение Арбитражного суда Калужской области от 04.04.2016 (судья Ипатов А.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2016 (судьи Мордасов Е.В., Еремичева Н.В., Стаханова В.Н.) по делу в„– А23-2100/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Мужской Стандарт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Министерства культуры и туризма по Калужской области (далее - министерство) от 31.12.2014 в„– 29-/2014.
Определением суда от 13.05.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Козельская Епархия Московского патриархата Русской Православной Церкви, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области, администрация муниципального образования муниципальный район "Козельский район", администрация городского поселения "Город Козельск".
Определением суда от 02.03.2016 в качестве соответчика привлечено управление по охране объектов культурного наследия Калужской области (далее - управление).
Решением суда от 04.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление судов, указывая, что выводы судов не основаны на законе, поскольку суды не учли, что Положение о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 в„– 1024 (далее - Постановление в„– 1024), не применимо к рассматриваемому спору, поскольку общество не является собственником или пользователем объекта культурного наследия, решением исполнительного комитета Калужского областного совета депутатов трудящихся от 25.12.1974 в„– 871, правилами землепользования и застройки г. Козельска не установлены границы охранной зоны памятника архитектуры 18в. Церковь Никольская в г. Козельске, при этом решение в„– 871 не было опубликовано, министерство не уведомило общество об имеющихся обременениях в виде охранной зоны объекта культурного наследия, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о наличии охранной зоны, у общества имеется разрешение на реконструкцию здания швейной фабрики.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей общества и управления, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судами, следует из материалов дела, на основании приказа от 28.11.2014 в„– 486, согласованного с прокуратурой Калужской области, в период с 04.12.2014 по 31.12.2014 министерством с целью осуществления государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия проведена внеплановая выездная проверка ООО "Мужской стандарт", в ходе которой произведен осмотр и фотофиксация охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Никольская, 1740 г., г. Козельск, ул. Земляной Вал, 2", в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 40:10:020109:101 и 40:10:020109:134, по результатам которой составлен акт проверки от 31.12.2014 в„– 29-2014-вп.
Проверкой установлено, что на праве собственности ООО "Мужской стандарт" принадлежит земельный участок с кадастровым номером 40:10:020109:134, расположенный по адресу Калужская область, г. Козельск, ул. Земляной вал 2 (свидетельство о государственной регистрации права 40 КЛ в„– 775778 от 26 августа 2014 г.); объект культурного наследия федерального значения "Церковь Никольская, 1740 г., г. Козельск, ул. Земляной Вал, 2" (далее - объект культурного наследия) поставлен на государственную охрану в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 в„– 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР", решением исполнительного комитета Калужского областного совета депутатов трудящихся от 25.12.1974 в„– 871 "Об утверждении проектов охранных зон и зон регулирования застройки по памятникам Калужской области" утвержден проект охранной зоны и зоны застройки, в том числе, в отношении объекта культурного наследия церковь Никольская, согласно схеме которого, охранная зона с восточной стороны храма, за алтарем составляет 13 метров.
В ГКН в отношении земельного участка 40:10:020109:134, принадлежащего ООО "Мужской стандарт", ограничения (обременения) не зарегистрированы.
В ходе осмотра территории вблизи объекта культурного наследия на земельном участке 40:10:020109:134 обнаружен цоколь строящегося сооружения, высотой от 0,5 до 1 метра, упаковки строительного материала, при этом строительные работы ведутся на расстоянии 3,9 метров от алтарной части храма.
Поскольку в нарушение требований пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон в„– 73-ФЗ) обществом в охранной зоне объекта культурного наследия ведутся строительные работы, министерством ООО "Мужской стандарт" выдано предписание от 31.12.2014 в„– 29-2014-вп, которым предписано прекратить проведение строительных работ на земельном участке 40:10:020109:134, входящем в границы охранной зоны объекта культурного наследия.
Общество, посчитав предписание министерства незаконным, обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу, что в границах охранной зоны объекта культурного наследия запрещено строительство, а иные виды работ проводятся по согласованию с органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.
Специальным законом, регулирующим отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации, является Закон в„– 73-ФЗ, в соответствии со статьей 4 которого объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации; объекты культурного наследия регионального значения, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации; объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктами 7, 11 пункта 2 статьи 33 Закона в„– 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране, которая включает в себя, в том числе, разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия; установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования.
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта (пункт 1 статьи 34 Закона).
Согласно пункту 2 статьи 34 указанного Закона охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 34 Закона в„– 73-ФЗ).
Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон установлены Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. в„– 315.
Согласно пункту 2 Положения на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта; необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом.
Пунктом 1 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами, в том числе в связи с особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных зонах.
Факт нахождения территории объекта культурного наследия и зоны охраны объекта культурного наследия в границах земельного участка 40:10:020109:134 был установлен министерством при проведении проверки, подтвержден заключением экспертов в„– 105/11289-15 по результатам проведенной по настоящему арбитражному делу комплексной судебной землеустроительной и строительно-технической экспертизы, обществом не был опровергнут.
Отсутствие в ГКН в отношении земельного участка 40:10:020109:134, принадлежащего обществу, сведений об ограничениях его использования, не означает, что охранная зона у объекта культурного наследия не установлена.
В силу положения Закона в„– 73-ФЗ у объектов культурного наследия должны быть установлены охранные зоны.
Судами обоснованно принято во внимание, что заключением экспертов от 20.01.2016 в„– 105/11289-15 установлено расположение реконструируемого обществом нежилого здания производственного назначения в охранной зоне памятников истории и культуры, работы ведутся со стороны восточного фасада Никольской церкви.
Кроме того, экспертами выявлено несоответствие реконструируемого объекта (нежилого здания производственного назначения) установленным градостроительным регламентам, заключающееся в превышении зоны допустимого размещения с частичным занятием смежного земельного участка на котором (кадастровый номер 40:10:020109:101) находится объект культурного наследия федерального значения "Церковь Никольская, 1740 г.".
Следовательно, выдача министерством предписания законно основана на результатах проверки и обследования (осмотра) объекта культурного наследия "Церковь Никольская" в целях его сохранности.
Доводы жалобы о неверном применении в настоящем споре Положения в„– 1204 были предметом оценки суда апелляционной инстанции, который обоснованно указал, что в силу подпункта б пункта 14 данного постановления в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, должностные лица контрольных органов, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению и предотвращению возможного вреда объекту культурного наследия, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Таким образом, оспоренное предписание выдано в рамках пункта 14 Положения в„– 1204, оснований для неприменения данного Положения у судов не имелось.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый нормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (пункт 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса).
При указанных выше обстоятельствах судами первой и кассационной инстанций при рассмотрении дела не допущено нарушений норм материального права, ввиду чего основания для отмены решения и постановления, в том числе указанные в части 4 статьи 288 АПК РФ, отсутствуют.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 04.04.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2016 по делу в„– А23-2100/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Мужской стандарт" (ОГРН 1044002200571, ИНН 4009006854, ул. Земляной вал, 2, г. Козельск, Калужская область, 249722) излишне уплаченную по платежному поручению от 12.09.2016 в„– 116 государственную пошлину в сумме 1500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------