По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12.12.2016 N Ф10-5094/2016 по делу N А83-3898/2015
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган указал на то, что министерством экологии и природных ресурсов были нарушены положения закона о защите конкуренции в части выдачи обществу специального разрешения на пользование недрами без проведения конкурсных процедур, что может привести в недопущению, устранению конкуренции.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку общество не является пользователем недр, доказательства предоставления обществу участка недр для геологического изучения отсутствуют. Закон не предусматривает наличие у министерства полномочий по предоставлению специальных разрешений.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2016 г. по делу в„– А83-3898/2015
Резолютивная часть объявлена 06.12.2016
Полный текст постановления изготовлен 12.12.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (ОГРН 1149102000860, ИНН 9102001017, ул. Кечкеметская, д. 198, г. Симферополь, 295022) - Домрачева В.Ю. (дов. от 11.11.2016 в„– 200 - пост.);
от заинтересованного лица: Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (ОГРН 1149102010606, ИНН 9102007869, ул. Александра Невского, д. 1, г. Симферополь, 295000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом;
от третьих лиц:
от Совета министров Республики Крым (ОГРН 1149102016414, ИНН 9102011424, пр. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Крымгазпром" (ОГРН 1149102020143, ИНН 9102013975, ул. Гаспринского, д. 5, оф. 3, г. Симферополь, Республика Крым, 295001) - Демьяновича К.С. (дов. от 10.02.2016 в„– 16);
от Компании "Индасмин Энерджи Корпорейшн" (представительство компании ул. Ялтинская, д. 20, г. Симферополь, Республика Крым, 295000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом;
от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымгеология" (ул. Беспалова, д. 47, г. Симферополь, Республика Крым, 295007) - Еремеевой М.А. (дов. от 25.02.2016 в„– 115/05-4);
от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ул. Большая Грузинская, 4/6, г. Москва, 125993) - Сорокина И.А. (дов. от 11.09.2015 в„– 01-08-35/21987);
от Федерального агентства по недропользованию (ул. Большая Грузинская, д. 4/6, г. Москва, 123995) - Катаева П.А. (дов. от 14.09.2015 в„– ЕК-01-32/11031);
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационные жалобы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, Федерального агентства по недропользованию на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07.06.2016 (судья Куртлушаев М.И.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 (судьи Омельченко В.А., Евдокимов И.В., Привалова А.В.) по делу в„– А83-3898/2015,
установил:
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Крымское УФАС, антимонопольный орган) от 21.08.2015 по делу в„– 05/132-15 о нарушении антимонопольного законодательства.
Дело рассмотрено с участием, в том числе, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды) и Федерального агентства по недропользованию (далее - Роснедра), привлеченных судом в качестве заинтересованных лиц.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 07.06.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016, решение Крымского УФАС от 21.08.2015 по делу в„– 05/132-15 признано незаконным.
В кассационной жалобе Крымское УФАС просит отменить решение и постановление, указывая, что выводы судов не соответствуют нормам федерального законодательства, регулирующим отношения в сфере недропользования.
С судебными актами по настоящему делу не согласились Минприроды и Роснедра, которые в кассационных жалобах просят их отменить, поскольку выводы судов основаны на применении положений Порядка выдачи специальных разрешений на пользование недрами, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 09.07.2014 в„– 205 (далее - Порядок в„– 205), а положения Закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), в частности положения статьи 10.1, не применены. При этом, кассаторы указывают, что Федеральным конституционным законом в„– 6-ФКЗ не установлено иное правовое регулирование в сфере недропользования.
В отзывах на жалобу Совет министров Республики Крым, Министерство просят оставить судебные акты без изменения, жалобы - без удовлетворения, так как суды обоснованно указали о наличии полномочий у Министерства по выдаче специального разрешения ООО "Крымгазпром", поскольку Краснополянское газовое месторождение не относится к участку недр федерального значения.
ООО "Крымгазпром" и ГУП РК "Крымгеология" в отзывах на жалобы просят их оставить без удовлетворения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобах и отзывах на них, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, следует из материалов дела, по заявлению ООО "Крымгазпром" в соответствии с Порядком выдачи специальных разрешений на пользование недрами, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Крым от 09.07.2014 в„– 205, на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 16.10.2014 в„– 220 обществу "Крымгазпром" 16.10.2014 выдано специальное разрешение (регистрационный номер 7) на пользование недрами на территории Республики Крым, в соответствии с которым разрешена добыча газа и конденсата на Краснополянском газовом месторождении, сроком действия до 01.01.2015, и заключено соглашение в„– 7 об условиях пользования недрами с целью добычи газа и конденсата на указанном месторождении.
В Крымское УФАС обратилось Управление ФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю с письмом о нарушении антимонопольного законодательства в системе предоставления специальных разрешений на пользование недрами, в котором просило принять меры реагирования в пределах компетенции.На основании приказа от 24.04.2015 в„– 48 Крымским УФАС возбуждено дело в„– 05/132-15 по признакам нарушения Министерством части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2005 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон в„– 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) и создана комиссия по рассмотрению дела.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Крымским УФАС установлено, что общество приобрело у представительства компании "Индассмин Энерджи Корпорейшен" по договору купли-продажи от 01.08.2014 в„– НТП-01 научно-техническую продукцию - геолого-экономическую оценку Краснополянского газоконденсатного месторождения; первичная геологическая информация о перспективных залежах углеводородов в недрах Краснополянского месторождения получена в 1963 году в ходе геологической разведки, проведенной Черноморской конторой разведочного бурения треста "Крымнефтегазразведка" Главного управления геологии и охраны недр при Совете министров УССР.
Поскольку подпунктом 1 пункта 8 Порядка в„– 205 предусмотрена возможность выдачи Министерством без проведения аукциона специального разрешения на добычу полезных ископаемых в случаях, если заявитель по результатам геологического изучения участка недр за собственные средства совершил подсчет запасов полезных ископаемых, утвержденных в государственной комиссии по запасам (далее - ГКЗ), а также добычи полезных ископаемых, если заявитель за собственные средства совершил апробацию в ГКЗ, а общество не совершало за счет собственных средств такого подсчета запасов или апробацию в ГКЗ, антимонопольный орган посчитал необоснованным предоставление обществу специального разрешения на добычу газа и конденсата на Краснополянском газовом месторождении без проведения аукциона.
Решением Крымского УФАС от 21.08.2015 по делу в„– 05/132-15 признаны нарушившими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Министерства, выразившиеся в выдаче специального разрешения от 16.10.2014 в„– 7 на пользование недрами на территории Республики Крым без проведения конкурсных процедур, что может привести к недопущению, устранению конкуренции.
В связи с тем, что срок действия специального разрешения установлен до 01.01.2015, комиссией УФАС решено не выдавать Министерству предписание.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Министерство оспорило его в судебном порядке.
Признавая решение Крымского УФАС незаконным, суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 3.1, 13.1 Закона о недрах, Соглашением между Роснедрами и Советом Министров Республики Крым о передаче Совету Министров Республики Крым осуществления части полномочий в сфере недропользования в отношении участков недр, расположенных на территории Республики Крым, за исключением участков недр федерального значения, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2014 в„– 886-р (далее - Соглашение), Порядком в„– 205, пришли к выводу об отсутствии в действиях Министерства, предоставившего обществу "Крымгазпром" специальное разрешение в„– 7, нарушений антимонопольного законодательства, так как Краснополянское газовое месторождение не относится к участку недр федерального значения, а является иной категорией недр.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1.2 Закона в„– 2395-1 недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 2.1 Закона о недрах определены участки недр федерального значения, к которым относятся участки недр, расположенные на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года месторождения, в том числе, с запасами газа от 50 миллиардов кубических метров.
В силу положений пункта 1 статьи 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Газ и конденсат не относятся к общераспространенным полезным ископаемым Республики Крым, перечень которых утвержден распоряжением Совета Министров Республики Крым и Министерства от 08.12.2014 в„– 1300р/ в„– 34р.
Следовательно, исходя из положений статей 2.1 и 2.3 Закона о недрах, Краснополянское газовое месторождение не относится к указанным категориям недр, так как газ не является общераспространенным полезным ископаемым и его запас менее установленного в статье 2.1 объема.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (часть 1). Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (часть 3).
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением участка недр федерального значения, участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых и проведения работ по геологическому изучению недр в соответствии с государственным контрактом, является основанием возникновения права пользования участками недр.
При этом из системного толкования положений абзаца 2 и 3 пункта 3 статьи 10.1 Закона о недрах следует, что предоставлению по решению комиссии права пользования недрами с целью добычи полезных ископаемых, за исключением недр на участках недр федерального значения и участков недр местного значения, предшествует предоставление права пользования участками недр в целях геологического изучения недр.
В соответствии с положениями статьи 6 Закона о недрах недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.
Антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела в„– 05/132-15 установлено, что Краснополянское месторождение открыто в 1962 году, общество "Крымгазпром" не является пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, так как общество только приобрело у представительства компании "Индассмин Энерджи Корпорейшен" по договору купли-продажи от 01.08.2014 в„– НТП-01 научно-техническую продукцию - геолого-экономическую оценку Краснополянского газоконденсатного месторождения.
В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства того, что обществу "Крымгазпром" в установленным Законом о недрах порядке был предоставлен участок недр - Краснополянское газовое месторождение для геологического изучения недр.
Представленное в материалы дела решение Черноморского районного совета 57 (внеочередной) сессии 6 созыва от 05.09.2014 в„– 694 "О согласовании ООО "Крымгазпром" предоставление недр в пользование" (л.д. 28 том 2) таким разрешением не является, а иных документов общество в материалы настоящего дела не представило.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 в„– 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено названным Федеральным конституционным законом.
Согласно пункту "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и статьи 1.2 Закона о недрах вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции).
На основании части 3 статьи 1.1 Закона о недрах субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
Как верно указали суды, по Соглашению, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2014 в„– 886-р, ряд полномочий в сфере недропользования в отношении участков недр, расположенных на территории Республики Крым, за исключением участков недр федерального значения, Роснедра передало Совету Министров Республики Крым, в том числе полномочия: по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами (п. 1.4), по осуществлению принятия решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п. 1.11), по осуществлению принятия решений об утверждении итогов конкурсов или аукционов на право пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п. 1.12), по осуществлению выдачи, оформлению и регистрации лицензий на пользование недрами (п. 1.13).
При этом, в соответствии с пунктом 2.1. Соглашения Совет Министров Республики Крым обязан осуществлять переданные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, принимаемые Советом Министров Республики Крым нормативные акты в сфере недропользования не должны противоречить федеральному законодательству.
Советом Министров Республики Крым утвержден Порядок выдачи специальных разрешений на пользование недрами в„– 205, согласно пункту 2 которого разрешения выдаются Министерством без проведения аукционов в случаях, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка.
Согласно подпункту 1 пункта 8 Порядка в„– 205 разрешения выдаются в случае добычи полезных ископаемых, если заявитель по результатам геологического изучения участка недр за собственные средства совершил подсчет запасов полезных ископаемых, утвержденных в государственной комиссии по запасам (далее - ГКЗ), а также добычи полезных ископаемых, если заявитель за собственные средства совершил апробацию в ГКЗ.
Именно на основании данного положения обществу выдано специальное разрешение в„– 7.
Поскольку пунктом 3 статьи 10.1 Закона о недрах предусмотрено, что предоставление участка недр предоставляется по решению комиссии, создаваемой Роснедрами, то предоставление специального разрешения только уполномоченным органом субъекта Российской Федерации противоречит указанным нормам Закона, при этом общество "Крымгазпром" не является тем субъектом, которому может быть предоставлено специальное разрешение, поскольку геологическое изучение недр и подсчет запасов полезных ископаемых за счет собственных средств он осуществлял.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
По смыслу абзаца 2 пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 в„– 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" действия органов государственной власти субъекта Российской Федерации не могут быть признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Закона в„– 135-ФЗ, если имеется конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять акт, осуществить действия (бездействие).
Как указывалось выше, действия Министерства, выразившиеся в выдаче обществу "Крымгазпром" специального разрешения на добычу газа и конденсата на Краснополянском газовом месторождении, противоречат положениям пункта 3 статьи 10.1 Закона о недрах, поскольку соглашение между Роснедрами и Советом Министров Республики Крым исключений в порядке реализации полномочий по предоставлению специальных разрешений не содержит.
При таких обстоятельствах, у судов отсутствовали основания для признания решения Крымского УФАС от 21.08.2015 по делу в„– 05/132-15 незаконным.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции полагает, что вывод судов о наличии правовых оснований для удовлетворения требования Министерства ошибочен и обусловлен неверным толкованием норм материального права, что является основанием для отмены судебных актов в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 07.06.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 по делу в„– А83-3898/2015 отменить.
Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 21.08.2015 по делу в„– 05/132-15 отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО
------------------------------------------------------------------