По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.12.2016 N Ф10-5114/2016 по делу N А83-6199/2015
Требование: О признании незаконными предписаний уполномоченного органа.
Обстоятельства: Уполномоченный орган выявил факт установки и эксплуатации рекламных конструкций с нарушением требований закона о рекламе, выдал обществу предписание о демонтаже спорных конструкций. Общество полагает, что размещенная на рекламных конструкциях информация не является рекламой.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку спорные конструкции отвечают признакам рекламы, размер и место расположения спорных конструкций свидетельствуют о том, что целевым назначением их размещения было не информирование потребителей о месте нахождения общества, а привлечение внимания к объекту оказания услуг.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2016 г. по делу в„– А83-6199/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 8 декабря 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Шелудяева В.Н., Бессоновой Е.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Ломбард Максимум" (1149102049799, Желябова ул., д. 3/11, г. Симферополь, Республика Крым, 295006): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Управления наружной рекламы и информации администрации города Симферополя (Пушкина/Маяковского ул., д35/2, г. Симферополь, Республика Крым, 295011): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от администрации города Симферополя Республики Крым (Горького ул., д. 15, г. Симферополь, Республика Крым, 295000): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ломбард Максимум" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.06.2016 (судья Колосова А.Г.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2016 (судьи Привалова А.В., Евдокимов И.В., Омельченко В.А.) по делу в„– А83-6199/2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ломбард Максимум" (далее по тексту - Общество, ООО "Ломбард Максимум") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконными предписаний Управления наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Республики Крым (далее по тексту также - Управление) от 02.11.2015 в„– в„– 1822, 1823, 1824, 1825.
К участию в деле судом привлечена администрация города Симферополя Республики Крым (далее также - Администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06.06.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявитель обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Центрального округа, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм материального права и не отвечающие фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении его заявления.
В возражениях на кассационную жалобу Администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая на несостоятельность доводов, изложенных в жалобе.
Участвующие в деле лица в судебное заседание представителей не направили, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, возражениях на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции от 06.06.2016 и постановления апелляционного суда от 26.08.2016.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу следует, 02.11.2015 Управлением вынесены ООО "Ломбард Максимум" предписания в„– в„– 1822, 1823, 1824, 1825 по факту установки и эксплуатации рекламных конструкций с нарушением требований статьи 19 Федерального закона от 13.03.2016 в„– 38-ФЗ "О рекламе" (далее также по тексту - Закон о рекламе), Правил распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденных решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 29.12.2014 в„– 157 (далее - Правила в„– 157).
Управление зафиксировало, что к фасаду здания, расположенному по адресу: г. Симферополь, ул. Желябова/ул. Долгоруковская, д. 3/11, прикреплены рекламные конструкции размером 2,5 x 0,7 м и 2,5 x 0,8 м следующего содержания: "Кредит для бизнеса", "Экспресс кредит" с изображениями телефона, планшета, ноутбука; "Ломбард без залога" с изображениями денег и ювелирных изделий; "Автокредит", "Ипотека" с изображениями автомобиля, дома.
ООО "Ломбард Максимум" предписано демонтировать рекламные конструкции в срок до 02.12.2015, удалить информацию, размещенную на конструкциях, и в течение 3-х дней со дня получения предписаний сообщить, об их выполнении.
Полагая, что размещенная на рекламных конструкциях информация не имеет признаков рекламы, а предписания от 02.11.2015 противоречат действующему законодательству и нарушают права хозяйствующего субъекта в области экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
Порядок распространения наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, определен в статье 19 Закона о рекламе. Установка и эксплуатация рекламных конструкций допускаются при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района (городского округа), на территории которого предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, запрещены. При нарушении названного запрета такая рекламная конструкция подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района (городского округа), на территориях которых установлена рекламная конструкция. Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 в„– 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) установлена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) по доведению до сведения потребителя фирменного наименования (наименование) своей организации, места ее нахождения (адрес) и режима ее работы. Продавец (исполнитель) размещает такую информацию на вывеске.
Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе).
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 в„– 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон в„– 2300-1) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 в„– 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе").
В пункте 18 упомянутого информационного письма в„– 37 отмечается, что назначение информации соответствующего характера (указанной в статье 9 Закона в„– 2300-1) состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
По настоящему делу заявитель настаивает на отсутствии у рассматриваемой конструкции признаков рекламной.
Между тем, как правильно указали две судебные инстанции со ссылкой на пункт 4.5.1 Правил в„– 157, к объектам информационного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения относятся вывески, не содержащие сведений рекламного характера. Такие вывески должны содержать сведения о наименовании (фирменном наименовании) организации-изготовителя (исполнителя, продавца), месте нахождения (адресе) организации-изготовителя (исполнителя, продавца), режиме работы организации-изготовителя (исполнителя, продавца), о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа - для индивидуального предпринимателя. Они устанавливаются изготовителем (исполнителем, продавцом) на видном месте на здании справа или слева у входа в занимаемое им здание или помещение, а также на ярмарках, лотках и в других местах осуществления им торговли, бытового или иного обслуживания вне постоянного места нахождения. Допустимые размеры объектов информации не более 0,6 кв. м - для вывесок, содержащих сведения об одном юридическом лице.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды сделали обоснованный вывод о том, что спорные конструкции отвечают признакам рекламы, поскольку адресованы неопределенному кругу лиц и направлены на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке. Размещая информацию на данных конструкциях, Общество не просто информирует население об организации, профиле его деятельности, а призывает потенциальных клиентов посетить данное заведение, формирует у неограниченного круга лиц интерес к нему, способствует продвижению услуг на рынке, используя средства индивидуализации. Вывод о том, что спорная конструкция является именно рекламной, суды сделали из оценки внешнего вида конструкции, характера и особенностей ее оформления и наличия на ней коммерческого обозначения.
Таким образом, суды обоснованно приняли во внимание, что размер и место расположения спорных конструкций свидетельствуют о том, что целевым назначением их размещения было не информирование потребителей о месте нахождения ООО "Ломбард Максимум", а привлечение внимания к объекту оказания услуг.
У суда кассационной инстанции нет процессуальных предпосылок к иной оценке выводов судов по существу спора, так как эти выводы основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают материалам дела.
Оспариваемые предписания Управления вынесены в соответствии с предоставленными ему полномочиями, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.06.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2016 по делу в„– А83-6199/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА
Судьи
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
Е.В.БЕССОНОВА
------------------------------------------------------------------