Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.01.2016 N Ф10-4629/2015 по делу N А09-2317/2015
Требование: О взыскании задолженности по оплате выполненных работ по договорам на оказание услуг по погребению погибшего военнослужащего или приравненного к ним лица и увековечиванию его памяти.
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что расходы, связанные с погребением несовершеннолетних узников фашизма, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, а военный комиссариат в возмещении спорных расходов отказал.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в силу закона военный комиссариат обязан возместить спорные расходы. Факт оказания обществом ритуальных услуг, а также их стоимость установлены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Брянской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2016 г. в„– Ф10-4629/2015

Дело в„– А09-2317/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 25.01.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Толкачевой И.Ю.
судей Егоровой С.Г., Сладкопевцевой Н.Г.
при участии в заседании:
от ООО "Ритком" представитель не явился, извещен надлежаще;
от Военного комиссариата Брянской области представитель не явился, извещен надлежаще;
от Министерства обороны Российской Федерации Воробьевой Т.А. (дов. в„– 212/1/308 от 25.09.2015);
от иных третьих лиц представители не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Военного комиссариата Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 по делу в„– А09-2317/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ритком" (далее - ООО "Ритком", истец), г. Брянск, ОГРН 1093254002962, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Военному комиссариату Брянской области, ОГРН 1033265001835, о взыскании 527 709 руб. задолженности по оплате выполненных работ по договорам на оказание услуг по погребению погибшего (умершего) военнослужащего или приравненного к ним лица и увековечиванию его памяти.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации и родственники погребенных в рамках договоров на оказание услуг по погребению и изготовлению надгробных памятников.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2015 (судья Саворинко И.А.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 (судьи Тимашкова Е.Н., Капустина Л.А., Рыжова Е.В.) решение Арбитражного суда Брянской области оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, Министерство обороны Российской Федерации и военный комиссариат Брянской области подали кассационные жалобы, в которых просят судебные акты отменить и в иске отказать, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права.
В судебном заседании представитель Министерства обороны Российской Федерации поддержал доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Представители истца, ответчика и иных третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационные жалобы в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
В обоснование исковых требований истец указывал, что им в рамках гражданско-правовых договоров на оказание услуг по погребению погибшего (умершего) военнослужащего или приравненного к ним лица и выполнение работ по увековечиванию его памяти, заключенных с родственниками погребенных, были выполнены работы и оказаны услуги по захоронению граждан, имевших статус бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Общая стоимость выполненных работ составила 527 709 руб.
Ссылаясь на то, что несовершеннолетние узники фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки и льготам приравниваются к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, в связи с чем расходы, связанные с их погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, а Военный комиссариат Брянской области в возмещении указанных расходов отказал, ООО "Ритком" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидов и участников войны, предусмотренное ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 в„– 5-ФЗ "О ветеранах", п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 в„– 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", по своему содержанию является льготой и в полной мере распространяется на несовершеннолетних узников фашизма.
Положениями пункта 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Из указанных положений Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ суды сделали вывод о том, что на бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, в полной мере распространены меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
В силу статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 в„– 5-ФЗ "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба; погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 в„– 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Федеральным законом от 30.05.2001 в„– 64-ФЗ "О внесении дополнения в статью 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" положения статьи 11 дополнены пунктом 5, устанавливающим, что погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы."
Статья 24 Закона в„– 5-ФЗ находится в главе "Социальная защита ветеранов", в связи с чем суды обоснованно исходили из того, что предусмотренное данной нормой возмещение расходов является одной из мер социальной поддержки, которая положением пункта 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ распространена на бывших несовершеннолетних узников.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 в„– 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 38 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 в„– 1609 (далее - положение в„– 1609), одной из задач военных комиссариатов является организация погребения военнослужащих и иных категорий граждан в местностях, где нет военных гарнизонов, а также возмещение расходов на их погребение, изготовление и установку надгробных памятников в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о наличии у комиссариата обязанности возмещать за счет средств федерального бюджета расходы, понесенные на захоронение лиц, имеющих статус несовершеннолетних узников фашизма.
Судами установлен факт оказания ООО "Ритком" ритуальных услуг, а также их стоимость.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что Военный комиссариат Брянской области возложенную на него в силу закона обязанность по оплате понесенных ООО "Ритком" расходов на изготовление и установку надгробных памятников лицам, являющимся несовершеннолетними узниками фашизма, за счет средств федерального бюджета не исполнил, в связи с чем обоснованно удовлетворили исковые требования.
Доводы заявителей кассационных жалоб о том, что возмещение расходов на оказание ритуальных услуг по захоронению бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, нормами действующего законодательства не предусмотрено, основаны на неверном толковании ими положений действующего законодательства.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права или материального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, кассационной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и доводы лиц, участвующих в деле, в том числе приведенные в кассационных жалобах, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 по делу в„– А09-2317/2015 оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА

Судьи
С.Г.ЕГОРОВА
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА


------------------------------------------------------------------