По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 05.04.2016 N Ф10-516/2016 по делу N А48-2340/2015
Требование: О взыскании подлежащей возврату суммы обеспечения гарантии по государственному контракту, процентов на сумму основного долга.
Обстоятельства: Поставщик полагает, что не имеет гарантийных обязательств в отношении поставленного медицинского оборудования, так как срок действия государственного контракта истек. Заказчик не исполнил требование поставщика о возврате денежного обеспечения по контракту.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт наличия у поставщика гарантийных обязательств установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Орловской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2016 г. в„– Ф10-516/2016
Дело в„– А48-2340/2015
Резолютивная часть объявлена 29.03.2016
Полный текст постановления изготовлен 05.04.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" (ОГРН 1107746718727, ИНН 7710873404, пр-т. Новомытищинский, д. 34/2, г. Мытищи, Московская область, 141002) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области (ОГРН 1155749000604, ИНН 5753061308, пл.Ленина, д. 1, г. Орел, 302021) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Орловский онкологический диспансер" (ОГРН 1025700832475, ИНН 5753000714, пер. Ипподромный, 2, г. Орел, 302020) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" на решение Арбитражного суда Орловской области от 27.08.2015 (судья Соколова В.Г.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 (судьи Афонина Н.П., Кораблева Г.Н., Письменный С.И.) по делу в„– А48-2340/2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вертикаль" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области (далее - Департамент, ответчик) о взыскании 1 174 415,74 руб., из которых 999 237,50 руб. сумма обеспечения гарантии по государственному контракту от 25.05.2012 в„– 1/152, подлежащая возврату истцу, 175178,74 руб. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 14.03.2013 по 28.04.2015, о взыскании на основании ст. 395 ГК РФ процентов на сумму основного долга, начиная с 29.04.2015 по день фактической оплаты суммы долга.
Дело рассмотрено с участием БУЗ Орловской области "Орловский онкологический диспансер", привлеченного в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 27.08.2015, оставленным без изменением постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015, в иске отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, поскольку решение и постановление вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик и третье лицо просят оставить судебные акты без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа своих представителей не направили, что не является в силу части 3 статьи 284 АПК РФ препятствием рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзывах на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как установлено судами, подтверждено материалами дела, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 в„– 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", на основании протокола в„– 0154200000712000582 от 11.05.2012 между Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области (государственный заказчик) и ООО "Вертикаль" (поставщик) 25.05.2012 заключен государственный контракт в„– 1/152 на поставку медицинского оборудования (далее - государственный контракт), согласно которому поставщик обязуется поставить и передать государственному заказчику медицинское оборудование (аппарат рентгеновский Precision 500 D с принадлежностями, 1 шт.), ввести его в эксплуатацию в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим государственным контрактом, а государственный заказчик обязуется принять и оплатить поставленное (переданное) оборудование в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим государственным контрактом.
Пунктом 3.3.2 государственного контракта предусмотрено, что поставщик предоставляет государственному заказчику в момент подписания акта ввода оборудования в эксплуатацию гарантии, оформленные соответствующими гарантийными талонами с указанием сроков и условий гарантии, указанных в настоящем государственном контракте: гарантия производителя оборудования; гарантия поставщика оборудования. Срок гарантии производителя составляет 36 месяцев со дня ввода оборудования в эксплуатацию. Срок гарантии поставщика составляет 36 месяцев со дня ввода оборудования в эксплуатацию, а также изложены условия гарантии поставщика.
Размер обеспечения гарантии поставщика составляет 5% начальной (максимальной) цены контракта - 999237,50 руб. Сумма обеспечения гарантии перечисляется поставщиком государственному заказчику с момента ввода оборудования в эксплуатацию и подлежит возврату в течение 5 банковских дней после истечения срока гарантии (пункт 3.3.3 государственного контракта).
Сумма обеспечения гарантии поставщика перечислена государственному заказчику платежным поручением в„– 177 от 12.03.2013.
Согласно п. 4.1 государственного контракта поставщик осуществляет поставку оборудования, передает документацию на оборудование, указанную в п. 3.1.2 настоящего государственного контракта, и производит монтаж и ввод в эксплуатацию оборудования в течение 90 календарных дней с момента заключения государственного контракта.
На основании п. 4.2.1 государственного контракта оборудование передается государственному заказчику по акту приема-передачи оборудования по количеству и качеству.
В соответствии с п. 5.3 государственного контракта по результатам ввода в эксплуатацию оборудования и инструктажа (обучение) персонала поставщик и государственный заказчик подписывают акт ввода в эксплуатацию оборудования и проведения инструктажа (обучение) персонала.
Во исполнение своих обязательств по государственному контракту поставщик передал государственному заказчику медицинское оборудование, которое принято по акту приема-передачи оборудования от 03.09.2012.
Ввод оборудования в эксплуатацию и проведение инструктажа персонала были осуществлены 02.07.2013, что подтверждается актом ввода оборудования в эксплуатацию и проведения инструктажа персонала.
Департамент здравоохранения Орловской области оплатил поставленное оборудование 06.11.2013 (платежное поручение в„– 3677847).
22.04.2015 общество обратилось в Департамент с требованием о возврате 999237,50 рублей денежного обеспечения по гарантии по государственному контракту, поскольку посчитало, что не имеет гарантийных обязательств в отношении медицинского оборудования, так как срок действия государственного контракта истек.
В связи с тем, что требование общества Департаментом не исполнено, сумма денежного обеспечения не возвращена, ООО "Вертикаль" обратилось в арбитражный суд с иском о возврате денежных средств с начисленными процентами за пользование чужими денежными средствами.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующего.
Правовое регулирование заключения и исполнения государственных контрактов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд регулируется нормами параграфа 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также в соответствии с пунктом 1 статьи 527 Гражданского кодекса законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Таким законом на спорный период правоотношений являлся Федеральный закон от 21.07.2005 в„– 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон в„– 94-ФЗ).
Статья 1 Закона в„– 94-ФЗ указывает на то, что он регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования и т.д.
Кроме того, в соответствии со статьей 454 Гражданского кодекса к поставке товаров для государственных нужд применяются также положения, предусмотренные параграфом 1 главы 30 Кодекса, если иное не предусмотрено правилами Кодекса об этих видах договоров.
Продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором (статья 456 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона в„– 94-ФЗ при размещении конкурса на поставку товаров для государственных нужд конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
При этом конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Конкурсная документация должна также содержать требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара и т.д.
Приведенные нормы Закона в„– 94-ФЗ направлены на обеспечение приобретения за счет бюджетных средств по государственному контракту товаров, технические характеристики и качество которых должны соответствовать предъявляемым требованиям в размещенной конкурсной документации, в том числе о наличии гарантии, гарантийном сроке, объеме предоставленной гарантии качества.
В силу ст. 470 ГК РФ в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).
Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 477 ГК РФ, если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.
Стороны в пункте 3.3.2 определили, что поставщик предоставляет государственному заказчику гарантии, срок которых составляет 36 месяцев со дня ввода оборудования в эксплуатацию.
Возврат обеспечения гарантии в соответствии с условиями государственного контракта осуществляется после истечения срока гарантии.
Судами обоснованно отклонены доводы истца о том, что в связи с прекращением действия государственного контракта прекращаются и гарантийные обязательства поставщика.
Пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства, за исключением случаев, когда договором или законом предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по данному договору.
В рассматриваемом случае пунктами 11.1 и 11.2 государственного контракта определено, что он вступает в силу с момента его заключения и действует до момента полного исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31.12.2012.
Из условий государственного контракта не следует, что стороны согласовали прекращение обязательств поставщика по гарантии оборудования по окончании срока действия договора.
Более того, судами верно установлено, что фактические действия ООО "Вертикаль" также подтверждают наличие у него гарантийных обязательств. Так, в период с октября 2014 г. по апрель 2015 г. истец осуществлял действия по диагностике, ремонту и осмотру оборудования, что подтверждается актом диагностики и ремонта от 25.08.2014, актом осмотра оборудования, подлежащего гарантийному ремонту, от 10.10.2014, письмом от 20.10.2014 исх. в„– 20-10/14 с приложенным актом осмотра оборудования от 20.10.2014, актом осмотра оборудования, подлежащего гарантийному ремонту, от 24.11.2014, актом осмотра оборудования, подлежащего гарантийному ремонту, от 06.04.2015.
Гарантийные обязательства в отношении аппарата рентгеновского Precision 500D с принадлежностями в соответствии с условиями государственного контракта от 25.05.2012 в„– 1/152 принял на себя и производитель оборудования "GE Healthcare", что подтверждается выданными гарантийными талонами, сертификатом о прохождении инструктажа по работе на оборудовании, актами о выполненных работах от 24.02.2014, 14.03.2014, 06.04.2014, 28.05.2014, 28.08.2014, 24.09.2014, 02.12.2014, 23.04.2015, 10.06.2015.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Доводам кассационной жалобы была дана подробная правовая оценка, в том числе, судом апелляционной инстанции.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых решения и постановления судов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Орловской области от 27.08.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 по делу в„– А48-2340/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО
------------------------------------------------------------------