По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17.03.2016 N Ф10-1232/2015 по делу N А48-2954/2014
Требование: О взыскании убытков, которые департамент финансов субъекта РФ отказывается перечислить органу местного самоуправления для софинансирования приобретения жилья для граждан.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления полагает, что денежные средства на приобретение жилья должны быть выплачены за счет средств областного бюджета.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт наличия у субъекта РФ обязанности по софинансированию расходных обязательств местных бюджетов перед молодыми семьями установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Орловской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2016 г. в„– Ф10-1232/2015
Дело в„– А48-2954/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 11.03.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 17.03.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Егоровой С.Г.
судей Сладкопевцевой Н.Г., Толкачевой И.Ю.
при участии в заседании:
от истца Администрация города Орла: представителя Куличковой М.А., по доверенности в„– 88-д от 09.02.2016;
от ответчика Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области: представителя Пензевой М.И., по доверенности от 05.02.2016;
от третьего лица Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области: представителя Пензевой М.И., по доверенности от 16.03.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 28.08.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 по делу в„– А48-2954/2014,
установил:
Администрация города Орла, ИНН 5701000745, ОГРН 102570083164, (далее -, истец) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области, ИНН 5753012290, ОГРН 102570083295, (далее - ответчик) о взыскании 365 760 руб. убытков, которые ответчик отказывается перечислить истцу для софинансирования приобретения жилья семье Тарелиных.
Определением суда от 29.07.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент образования Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 13.11.2014, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21.05.2015 решение суда области и постановление 19 ААС отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 28.08.2015 (судья Старых М.А.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 (судьи Афонина Н.П., Кораблева Г.Н., Письменный С.И.) решение Арбитражного суда Орловской области от 28.08.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Орловской области от 28.08.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Администрации г. Орла.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал правовую позицию ответчика.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения, ввиду следующего.Как установлено судом и усматривается из материалов дела, подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 в„– 1050, долгосрочной областной программой "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства Орловской области от 33.08.2010 в„– 286, долгосрочной муниципальной целевой программой "Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2011 - 2015 годы", утвержденной Постановлением администрации города Орла от 20.07.2011 в„– 2253, регламентирован порядок предоставления мер государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно программе основными источниками финансирования являются средства федерального бюджета (софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы), средства бюджета Орловской области и местных бюджетов; средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты; средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья.
В соответствии с разделом VI долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы", субсидии из бюджета Орловской области местным бюджетам предоставляются на софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на предоставление социальных выплат молодым семьям - участникам программы.
Распределение субсидий утверждается правовым актом высшего органа исполнительной власти Орловской области.
В силу пункта 35 постановления Правительства Орловской области от 03.08.2010 в„– 286 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" для оплаты приобретаемого жилого помещения распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор на жилое помещение, свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, или договор с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников программы по приобретению жилого помещения (жилых помещений) экономического класса на первичном рынке жилья.
В договоре купли-продажи указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения, приобретаемого на основании этого договора, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 40 постановления Правительства Орловской области от 03.08.2010 в„– 286 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы", орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк.
Согласно пунктам 2 - 3 Правил предоставления социальных выплат в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Орловской области "Молодежь Орловщины на 2013 - 2020 годы" (далее - Правила), утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 29.12.2012 в„– 520, право молодой семьи - участника подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" государственной программы "Молодежь Орловщины на 2013 - 2020 годы" на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, которое не является ценной бумагой.
Выдача свидетельства осуществляется органом местного самоуправления на основании решения о включении молодой семьи в список участников в соответствии с выпиской из утвержденного Правительством Орловской области списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку.
Как установлено вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Орла от 06.05.2014 по делу в„– 2-1313/14, семья Тарелиных признана нуждающейся в жилом помещении на основании постановления администрации г. Орла от 20.05.2013 в„– 2181.
Семья Тарелиных является участником долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы", что подтверждается свидетельством о праве получения социальных выплат на приобретение жилья серии ОР в„– 33-13, выданным 25.10.2013.
06.11.2013 постановлением Администрации города Орла в„– 5030 утвержден список молодых семей - участников долгосрочной муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе на 2011 - 2015 годы", имеющих право на получение социальной выплаты. Согласно данному списку (пункт 33) семья Тарелиных имеет право на получение субсидии за счет средств областного бюджета в размере 365 760 руб., и средств городского бюджета - в размере 182 880 руб., а всего - 548 480 руб.
29.10.2013 Тарелиной И.А. был открыт банковский счет в ОАО "Россельхозбанк" для получения социальной выплаты на приобретение жилья.
Заявка на перечисление бюджетных средств от ОАО "Россельхозбанк" в администрацию города Орла направлена 12.02.2014.
05.02.2014 между Тарелиной И.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Тарелина М.А., Тарелиной С.А., Тарелиным А.Е., был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, д. 259, кв. 18, и в дальнейшем получены свидетельства о государственной регистрации права собственности на указанную квартиру.
Согласно пункту 5 договора купли-продажи от 05.02.2014, сумма в размере 548 480 руб. оплачивается за счет средств социальных выплат на приобретение жилья в течение трех дней после предъявления договора купли-продажи и свидетельства о праве собственности.
Тарелины обратились с заявлением в Администрацию г. Орла о производстве выплаты.
В ответе администрации от 11.03.2014 в„– Т-1233 Тарелиной И.А. было отказано в перечислении социальной выплаты, в связи с чем, Тарелина И.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Тарелина М.А., Тарелиной С.А., Тарелина А.Е., обратилась в Советский районный суд г. Орла с исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Орла, выразившегося в неперечислении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на банковский счет, и взыскании с администрации материального ущерба в размере 548 480 руб.
Решением Советского районного суда г. Орла от 06.05.2014 по делу в„– 2-1313/14 требования Тарелиных удовлетворены в полном объеме.
Платежным поручением от 19.05.2014 в„– 390124 денежные средства в размере 548 480 руб. были перечислены Администрацией г. Орла на счет Тарелиной И.А.
Ссылаясь на то, что денежные средства в размере 365 760 руб. должны быть, выплачены Тарелиным за счет средств областного бюджета, в связи с чем, уплата денежных средств в указанном размере является убытками администрации, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
При вынесении оспариваемых судебных актов арбитражные суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Разделом VI Программы, утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 03.08.2010 в„– 286, установлено, что субсидия из бюджета Орловской области местным бюджетам предоставляется на финансирование расходных обязательств местных бюджетов на предоставление социальных выплат молодым семьям - участникам программы. Распределение субсидий утверждается правовым актом высшего органа исполнительной власти Орловской области.
Во исполнение указанной нормы Правительством Орловской области было принято постановление от 26.09.2013 в„– 331 "О распределении субсидий, предоставляемых из областного и федерального бюджетов на софинансирование расходных обязательств местным бюджетам на предоставление социальных выплат молодым семьям - участникам долгосрочной областной целевой программы "обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в 2013 году", согласно которому за счет средств областного бюджета на семью Тарелиных была предусмотрена выплата в размере 365 760 тыс. руб. и Департаменту образования и молодежной политики Орловской области предписано было обеспечить перечисление субсидий на единые счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов, в соответствии с утвержденным распределением.
Таким образом, арбитражными судами сделан обоснованный вывод о том, что вышеназванным правовым актом подтверждена обязанность субъекта Российской Федерации по софинансированию расходных обязательств местных бюджетов перед молодыми семьями и установлены финансовые гарантии за счет средств субъекта РФ в размере 365 760 тыс. руб. непосредственно перед семьей Тарелиных.
06.11.2013 постановлением администрации города Орла в„– 5030 был утвержден список молодых семей - участников долгосрочной муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2011 - 2015 годы", имеющих право на получение социальной выплаты. Согласно данному списку семья Тарелиных имела право на получение субсидии за счет средств областного бюджета в размере 365 760 руб. и средств городского бюджета 182 880 руб.
Лимиты бюджетных ассигнований, предусмотренные на предоставление субсидий (субвенций) из бюджета Орловской области были доведены до администрации города Орла, что в соответствии с условиями программы повлекло выдачу свидетельств молодым семьям на право получения социальных выплат на приобретение (строительство) жилья. Свидетельством о праве получения социальных выплат на приобретение (строительство) жилья от 25.10.2013 в„– 33-13, удостоверяющим, что молодая семья Тарелиных, являющаяся участницей долгосрочной целевой областной программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" в соответствии с условиями этой программы предоставляется социальная выплата в размере 548 480 руб. на приобретение жилья (в том числе уплату последнего платежа в счет оплаты паевого взноса), создание объекта индивидуального жилищного строительства на территории города Орла Орловской области, установлено, что данное свидетельство действительно до 25.07.2014.
Разделом V вышеназванной программы предусмотрено, что социальная выплата предоставляется органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в программе, за счет средств местного бюджета в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в местных бюджетах на реализацию мероприятий программы, в том числе за счет субсидий или субвенций из средств бюджета Орловской области. При этом высший орган исполнительной власти Орловской области и органы местного самоуправления определяют объемы бюджетных ассигнований для реализации программы и предусматривают эти объемы в бюджете Орловской области и (или) местных бюджетах. В бюджете города Орла были предусмотрены лишь денежные средства на выполнение своих финансовых обязательств (по семье Тарелиных в размере 182 880 руб.), в связи с чем социальная выплата по семье Тарелиных за счет средств бюджета города Орла не могла превышать 182 880 руб., в то время как на основании решения суда из средств бюджета города Орла перечислены денежные средства в размере 548 480 руб., с учетом доли Орловской области.
В соответствии с программой орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку.
В 2013 году заявка банка в администрацию города Орла не поступала, в связи с чем, перечислить субсидию в 2013 году не представлялось возможным.
В силу п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
На основании вышеуказанной нормы администрацией города Орла платежными поручениями от 30.12.2013 Nв„– 4027522, 4027519 были возвращены целевые субвенции на обеспечение жильем молодых семей, в том числе на семью Тарелиных, на счет Департамента образования и молодежной политики Орловской области.
Заявка на перечисление бюджетных средств от ОАО "Россельхозбанк" в администрацию города Орла была направлена лишь 12.02.2014.
Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов устанавливаются постановлениями Правительства Российской Федерации (в части федерального бюджета), законами субъектов Российской Федерации (в части бюджетов субъектов РФ), решениями представительных органов муниципальных районов (в части местных бюджетов).
Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года. Принятие главным администратором бюджетных средств решения о наличии (об отсутствии) потребности в межбюджетных трансфертах, предоставленных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году, а также возврат указанных межбюджетных трансфертов в бюджет, которому они были ранее предоставлены, при принятии решения о наличии в них потребности, осуществляются в соответствии с отчетом о расходах бюджета, которому они были ранее предоставлены, представленного не позднее 30 календарных дней со дня поступления указанных средств в бюджет.
Из положений абз. 4 п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, имеющих целевое назначение и не использованных в текущем финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов. Вышеуказанные положения содержатся в Порядке завершения операций по исполнению областного бюджета в 2013 году, утвержденном приказом Департамента финансов Орловской области от 09.12.2013 в„– 712.
В соответствии со ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств, подтверждение денежных обязательств, санкционирование оплаты денежных обязательств, подтверждение исполнения денежных обязательств.
На недопустимость произвольного отказа от выполнения принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 01.12.1997 в„– 18-П, от 19.06.2002 в„– 11-П, от 29.01.2004 в„– 2-П, определениях от 04.12.2003 в„– 415-О, от 15.02.2005 в„– 17-О, от 27.12.2005 в„– 502-О).
В ходе разрешения спора по иску Тарелиных к администрации города Орла, в котором Департамент образования Орловской области был привлечен в качестве третьего лица, Департамент не оспорил вывод Советского районного суда города Орла о праве Тарелиных на получение субсидии за счет средств областного бюджета в размере 365 760 руб.
Средства субсидий Орловской области были возвращены 30.12.2013 г. в Департамент образования Орловской области, что подтверждается платежными поручениями от 30.12.2013 в„– 519 на сумму 3 007 756 руб. и от 30.12.2013 в„– 522 на сумму 1 101 329 руб., а не в течение первых пяти рабочих дней 2014 года.
В результате Департамент финансов Орловской области отозвал неиспользованные остатки средств, ранее перечисленных из областного бюджета и распределенных по кодам бюджетной классификации, с лицевых счетов главных распорядителей и получателей средств областного бюджета.
Расходным расписанием от 31.12.2013 в„– 0111111120816 Департамент финансов Орловской области отозвал неиспользованные остатки со счета главного распорядителя бюджетных средств - Департамента образования и молодежной политики Орловской области. Однако ответчик не мог прекратить уже возникшее бюджетное расходное обязательство в одностороннем порядке в рамках гражданских правоотношений, с учетом положений ст. ст. 309, 310, 393, 407, 416 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Соглашением в„– 100/1008820/01 от 14.10.2013 о предоставлении в 2013 году субсидий Департаментом образования Орловской области из областного бюджета бюджету муниципального образования "Город Орел" на реализацию долгосрочной муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2011 - 2015 годы" установлено, что настоящее соглашение вступает в силу с момента его заключения и действует до истечения срока действия свидетельств на получения социальных выплат, выданных молодым семьям участникам Программы в 2013 году.
Как было указано ранее, свидетельство от 25.10.2013 в„– 33-13, выданное семье Тарелиных, действовало до 25.07.2014 года, то есть в период взыскания в пользу семьи Тарелиных денежных средств в размере 548 480 руб., с учетом доли субсидирования, предусмотренной Орловской областью.
В соответствии с п. 1 ст. 416 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
В настоящем случае факт невозможности исполнения обязательства, принятого на себя Орловской областью отсутствует, поскольку предусмотренный Орловской областью размер субсидий семье Тарелиных в размере 365 760 руб. остался в областном бюджете.
Доказательств того, что в бюджете на 2015 год предусматривались денежные средства в части исполнения обязательств субъекта перед семьей Тарелиных, в нарушение положений ст. ст. 9, 65 АПК РФ суду не представлено.
Таким образом, взыскание 365 760 руб. с ответчика в пользу истца за счет средств казны Орловской области является законным и обоснованным.
Оспаривая вынесенные по делу судебные акты, заявитель ссылается на неверное определение судами правовой природы спорных правоотношений, повлекшее неправильное применение норм Гражданского кодекса Российской Федерации, полагая, что отношения между бюджетом Орловской области и бюджетом администрации г. Орла являются бюджетными правоотношениями и не носят гражданско-правового характера.
Данный довод не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку между Департаментом образования и молодежной политики Орловской области и администрацией города Орла было заключено соглашение в„– 100/1008820/01 от 14.10.2013, носящее гражданско-правовой характер, действовавшее до истечения срока действия свидетельств на получение социальных выплат, выданных молодым семьям участникам Программы в 2013 году.
Пунктом 19 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с п. 2 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской Федерации.
Предоставление финансовой помощи в форме субсидий не влечет за собой переход расходного обязательства от субъекта Российской Федерации к органам местного самоуправления, что соответствует принципу разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов (ст. 30 Бюджетного кодекса) и принципу самостоятельности бюджетов (ст. 31 Бюджетного кодекса), согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет других бюджетов.
По установленному Арбитражным процессуальным кодексом РФ правилу, исследование и оценка доказательств по делу - прерогатива суда первой инстанции (статьи 135, 136, 153, 159, 162, 168 и 170). В силу положения части 1 статьи 288 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, а доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, а дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, что не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов нет.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Орловской области от 28.08.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 по делу в„– А48-2954/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.Г.ЕГОРОВА
Судьи
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА
------------------------------------------------------------------