Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.03.2016 N Ф10-681/2016 по делу N А64-2580/2015
Требование: О взыскании задолженности по договору на оказание услуг.
Обстоятельства: Лечебное учреждение ссылается на то, что военный комиссариат не оплатил оказанные услуги по проведению лабораторных и инструментальных исследований гражданам при призыве на военную службу.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт оказания услуг подтвержден, доказательств оплаты военным комиссариатом не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тамбовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2016 г. в„– Ф10-681/2016

Дело в„– А64-2580/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17.03.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 24.03.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сладкопевцевой Н.Г.
судей Толкачевой И.Ю., Шильненковой М.В.
при участии в заседании:
от истца
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница в„– 4 г. Тамбова" не явился, извещен
от ответчика
Военный комиссариат Тамбовской области не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.08.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 по делу А64-2580/2015,

установил:

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница в„– 4 города Тамбова" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в сумме 136 239 руб. 16 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 591 руб. 38 коп.
Определением суда первой инстанции от 19.05.2015 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании ст. 227 АПК РФ.
Определением от 30.06.2015 г. арбитражный суд области перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 31.08.2015 г. (с учетом определения об исправлении опечатки от 28.08.2015 г.) исковые требования ТОГБУЗ "ГКБ в„– 4 г. Тамбова" удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.08.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит оспариваемые судебные акты отменить и разрешить вопрос по существу. При этом заявитель жалобы считает, что у него отсутствует обязательство по оплате спорного объема оказанных медицинских услуг.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения, ввиду следующего.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 06.05.2013 г. между Военным комиссариатом Тамбовской области (военный комиссариат) и ТОГБУЗ "ГКБ в„– 4 г. Тамбова" (лечебное учреждение) был заключен договор в„– 181, предметом которого является проведение лечебным учреждением гражданам при призыве на военную службу по направлению отдела ВКТО по г. Тамбову лабораторных, инструментальных исследований (п. 1.1 договора).
В п. 5.1 договора закреплено, что настоящий договор заключается сроком на один год, вступает в силу со дня его подписания сторонами, прекращает свое действие 31.12.2013 г.
В соответствии с п. 1.3 договора сумма договора составила 71 400 руб.
В силу п. 2.2.2 договора военный комиссариат обязался оплатить лечебному учреждению стоимость проведенных исследований, указанных в п. 2.1.1 настоящего договора.
Согласно п. 3.1 договора оплата стоимости лабораторных и инструментальных исследований производится по экономически обоснованным тарифам.
Военный комиссариат в срок до 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором проводились исследования, производит оплату предъявленных счетов при условии поступления финансирования на указанные цели (п. 3.4 договора).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.06.2014 г. по делу в„– А64-2654/2014 с Военного комиссариата Тамбовской области в пользу ТОГБУЗ "ГКБ в„– 4 г. Тамбова" была взыскана сумма основного долга по договору в„– 181 на проведение лабораторных и инструментальных исследований гражданам при призыве на военную службу от 06.05.2013 г. в размере 39 440 руб.
При этом из указанного решения суда по делу в„– А64-2654/2014 следует, что сумма задолженности Военного комиссариата Тамбовской области в размере 39 440 руб. подтверждена двухсторонним актом сверки расчетов за период с января 2010 года по ноябрь 2013 года.
В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
С 31.12.2013 г. договор в„– 181 от 06.05.2012 г. прекратил свое действие на основании п. 5.1 договора.
Вместе с тем представленными в материалы дела актами об оказании услуг в„– 00000439 от 13.12.2013 г. на сумму 8 355 руб., в„– 00000129 от 07.04.2014 г. на сумму 15 234 руб., в„– 00000169 от 26.05.2014 г. на сумму 9 737 руб. 84 коп., в„– 00000385 от 30.09.2014 г. на сумму 32 417 руб. 20 коп., в„– 00000396 от 31.10.2014 г. на сумму 41 847 руб. 76 коп., в„– 00000473 от 28.11.2014 г. на сумму 10 206 руб. 80 коп., в„– 00000502 от 18.12.2014 г. на сумму 16 008 руб., в„– 00000537 от 25.12.2014 г. на сумму 2 432 руб. 56 коп. подтверждается, что истец в декабре 2013 года, а также в апреле, мае, сентябре, октябре, ноябре и декабре 2014 года оказал ответчику услуги по проведению лабораторных и инструментальных исследований гражданам при призыве на военную службу на общую сумму 136 239 руб. 16 коп.
Однако ответчик стоимость оказанных в данный период услуг не оплатил.
Наличие задолженности у Военного комиссариата Тамбовской области в сумме 136 239 руб. 16 коп. подтверждено также актом сверки взаимных расчетов за период 2014 года, подписанным сторонами без каких-либо разногласий.
Направленная в адрес ответчика претензия исх. в„– 01-13/69 от 28.01.2015 г. с требованием оплатить имеющуюся задолженность в добровольном порядке, оставлена Военным комиссариатом Тамбовской области без удовлетворения.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
При вынесении оспариваемых судебных актов арбитражные суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в срок и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг в полном объеме.
Вопросы, связанные с исполнением воинской обязанности, регулируются Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 в„– 53-ФЗ (далее - Закон в„– 53-ФЗ).
На основании п. 7 ст. 1 Закона в„– 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением указанного Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 5 Закона в„– 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
Пунктами п. п. 6, 7 ст. 5.1 Закона в„– 53-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Финансовое обеспечение медицинского обследования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Обязательства, касающиеся предоставления медицинской организацией услуг по амбулаторному, стационарному медицинскому обследованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также при первоначальной постановке на воинский учет, регулируются положениями Закона в„– 53-ФЗ и Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 г. в„– 1441.
В соответствии с п. 2 вышеуказанного Положения обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает, в том числе медицинское освидетельствование и медицинское обследование.
Расходы, понесенные медицинским учреждением вследствие проведенного медицинского обследования, связанного с исполнением гражданами воинской обязанности, подлежат финансированию за счет средств Российской Федерации в силу прямого указания закона.Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.204 г. в„– 704 (далее - Правила в„– 704).
В силу п/п 3 п. 2 Правил в„– 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий: медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы; медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы; контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
Пунктом 3 Правил в„– 704 определено, что компенсация названных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подп. 1 - 3 и 5 п. 2 настоящих Правил, путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности (п. 4 Правил в„– 704).
Из вышеизложенного следует, что на военные комиссариаты возложена, в том числе обязанность по оплате оказанных медицинским учреждением услуг по медицинскому освидетельствованию и медицинскому обследованию граждан при призыве на военную службу.
В подтверждение факта оказания в декабре 2013 года, а также в 2014 году услуг по проведению лабораторных и инструментальных исследований гражданам при призыве на военную службу на общую сумму 136 239 руб. 16 коп. истцом в материалы дела были представлены акты об оказании услуг, подписанные ответчиком без разногласий, скрепленные печатью Военного комиссариата Тамбовской области.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Вышеуказанные доказательства являлись в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ предметом исследования и надлежащей оценки арбитражных судов.
Кроме того, судом учтено, что факт оказания услуг подтверждается актом сверки взаимных расчетов за период 2014 года, также подписанным ответчиком без разногласий и скрепленным его печатью.
В нарушение положений ст. ст. 9, 65 АПК РФ Военный комиссариат Тамбовской области не представил в материалы дела доказательств оплаты оказанных ТОГБУЗ "ГКБ в„– 4 г. Тамбова" услуг.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований ТОГБУЗ "ГКБ в„– 4 г. Тамбова" о взыскании с Военного комиссариата Тамбовской области основного долга в сумме 136 239 руб. 16 коп.
Требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 05.01.2015 г. по 27.03.2015 г. в сумме 2 591 руб. 38 коп. рассмотрены арбитражными судами в соответствии с требованиями ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации и правомерно удовлетворены.
Законность и обоснованность выводов арбитражных судов подтверждается сложившейся судебной практикой (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.09.2013 в„– ВАС-12326/13, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.02.2014 в„– ВАС-272/14).
Возражения ответчика о том, что в 2014 году ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" лимиты бюджетных средств на осуществление закупок услуг, связанных с медицинским обеспечением призыва граждан на военную службу, проведение каких-либо диагностических исследований соответствующим распорядителем бюджета не доводились, обоснованно отклонены судом, так как данное обстоятельство не освобождает ответчика от оплаты фактически оказанных истцом медицинских услуг.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка, а доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а по существу сводятся к переоценке доказательств, что не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов нет.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.08.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 по делу А64-2580/2015 и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.

Председательствующий
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА

Судьи
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА


------------------------------------------------------------------