Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22.08.2016 N Ф10-2634/2016 по делу N А83-6540/2015
Требование: О признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на вновь возведенный объект недвижимого имущества.
Обстоятельства: Регистрирующий орган указал на наличие сомнений в подлинности представленных на регистрацию документов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт представления заявителем всех необходимых для регистрации документов установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2016 г. в„– Ф10-2634/2016

Дело в„– А83-6540/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Бессоновой Е.В., Смолко С.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алешиной М.А.
при участии в заседании:
от публичного акционерного общества "Гостиничный комплекс "Ялта-Интурист" (ОГРН 1149102067762, Дражинского ул., д. 50, г. Ялта, Республика Крым, 298600): Гусаковой И.А. - представителя, действующей по доверенности от 01.07.2016 без номера;
от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ОГРН 1149102017404, Кирова пр-т, д. 13, г. Симферополь, 295005): Колинько О.Л. - представителя, действующего по доверенности от 16.10.2015 в„– 05/01/3311;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым кассационную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 (судьи Градова О.Г., Привалова А.В., Омельченко В.А.) по делу в„– А83-6540/2015,

установил:

публичное акционерное общество "Гостиничный комплекс "Ялта-Интурист" (далее по тексту - заявитель, Общество, ПАО "Гостиничный комплекс "Ялта-Интурист") обратилась с заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее по тексту также - Комитет, регистрирующий орган) о признании недействительным оформленного 04.09.2015 письменным уведомлением в„– 90/021/945/2015-5839, 5840 отказа в государственной регистрации права собственности на вновь возведенный объект недвижимого имущества: спортивной площадки для волейбола на втором уровне набережной (далее - сооружение).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 решение суда первой инстанции отменено, требования Общества удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Комитета в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - сооружение, расположенное по адресу: Россия, Республика Крым, г. Ялта, ул. Дражинского, д. 50, кадастровый номер 90:00:000000:4 и обязал регистрирующий орган произвести государственную регистрацию права собственности ПАО "Гостиничный комплекс "Ялта-Интурист" на указанное сооружение.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить оспариваемое постановление от 26.05.2016 и оставить в силе решение суда от 09.03.2016.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель заявителя, напротив, возражал против них.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что 21.04.2015 Общество обратилось в Комитет с заявлением о регистрации долевой собственности на вновь созданный объект недвижимого имущества - спортивной площадки для волейбола на втором уровне набережной (литеры М, Н, лестницы с площадкой 40-43, винтовые лестницы XII - XVI), кадастровый номер 90:00:000000:4, расположенный на земельном участке за кадастровым номером 90:25:010101:47.
06.05.2015 Комитет приостановил государственную регистрацию до 05.06.2015 в связи с сомнением в подлинности представленных документов и достоверности указанных в них сведений.
26.05.2015 регистрирующий орган получил от Службы государственного строительного надзора Республики Крым ответ о регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации (с приложением копии этой декларации) и отсутствии регистрации 14 августа 2014 года декларации о начале выполнения строительных работ в„– РК 082140001802.
Установлено, что в Комитет заявителем и АО "Пансионат с лечением "Донбасс" для государственной регистрации права долевой собственности на объект недвижимого имущества представлены, кроме регистрационных документов юридических лиц, полномочий представителей и квитанций об оплате государственной пошлины, документы на земельный участок, на котором построен объект недвижимого имущества, а именно: копия договора аренды земельного участка, заключенного на 50 лет 18.03.2008 между арендодателем - Ялтинским городским советом, и арендатором - открытым акционерным обществом "Гостиничный комплекс "Ялта-Интурист", предмет аренды - земельный участок: кадастровый номер 0111900000:01:001:0028, участок кадастровый номер 0111900000:01:001:0019, общей площадью 2,3530 га, расположенный в г. Ялта, ул. Дражинского, 50, для обслуживания пляжной зоны (в том числе трансформаторной подстанции) с целевым назначением - иная коммерческая деятельность, (договор 23.04.2008 зарегистрирован за в„– 040800700011 в Государственном земельном кадастре Украины); 27.12.2007 границы упомянутых земельных участков вынесены в натуру; кадастровый паспорт в„– 90-02/2015-24935 от 06.02.2015 на земельный участок за кадастровым в„– 90:25:010101:47 (предыдущий кадастровый в„– 0111900000:01:001:0028); документы на созданный объект недвижимого имущества: декларация о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированная 14.08.2014 за в„– РК142140001802 Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым, из которой следует, что на арендованном земельном участке по проектной документации, декларациях о начале строительства от 23.10.2013 и 02.07.2014 с 01.11.2013 по 01.08.2014 возведен новый объект: спортивная площадка литера "г12" площадью 2.683,9 кв. м (в том числе две лестницы по 4,6 м) на свайном железобетонном фундаменте с металлическим каркасом и монолитным железобетонным перекрытием, туалет литера "Н" площадью 46,1 кв. м, нежилое строение литера "М" площадью 74,5 кв. м, сооружения: лестница с площадкой в„– 40 площадью 36,4 кв. м, винтовые лестницы в„– в„– 41 - 43 по 5,7 кв. м, в„– XII - площадка 77,4 кв. м, в„– XIII - площадка на буне, в„– XIV - площадка 12,1 кв. м, в„– XV - площадка 11,2 кв. м, в„– XVI - 32,6 кв. м; кадастровый паспорт от 04.06.2015 в„– 90-02/2015-153487 на сооружение с кадастровым номером 90:00:000000:4, взамен кадастрового паспорта от 24.03.2015 в„– 90-02/2015-71423 на то же сооружение; копия договора о совместной деятельности от 10.02.2015 в„– 1/02, заключенного Обществом и АО "Пансионат с лечением "Донбасс" по строительству одноэтажного сооружения - спортивной площадки для пляжного волейбола площадью 3.012,8 кв. м, расположенной в г. Ялта, ул. Дражинского, 50, и соглашения от 10.02.2015 в„– 24/01-13-И о новации договора о совместной деятельности.
04.09.2015 Комитет сообщением в„– 90/021/945/2015 - 5839,5840 отказал заявителю в государственной регистрации права собственности на сооружение, указав в качестве основания неустранение причин, которые явились основанием для приостановления государственной регистрации, а именно: нарушение требований статей 16 - 19 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее также - Закон в„– 122-ФЗ или Закон о регистрации).
Посчитав решение Комитета об отказе в государственной регистрации права собственности не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации. Согласно абзацу 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если правообладатель не представил документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Государственная регистрация прав осуществляется на основании документов, перечисленных в статье 17 Закона о государственной регистрации; истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям, установленным этим Законом, и если иное не установлено законодательством Российской Федерации, не допускается.
Согласно части 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Как следует из части 2 этой статьи, представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе (часть 3 статьи 25 Закона в„– 122-ФЗ).
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года в„– 6-ФКЗ (ред. от 29 декабря 2015 года) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право пользования и разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Статьей 12.1 упомянутого закона установлено, что до 1 января 2017 года на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Частями 9, 13 и 15 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 в„– 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 30.07.2014, далее - Закон Республики Крым в„– 38-ЗРК) установлено, что право аренды земельного участка, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации; арендатор такого договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, обязан до 1 января 2017 года подать заявление о заключении договора аренды в целях приведения арендных отношений в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 5 Закона Республики Крым в„– 38-ЗРК, регулирующей вопросы отнесения земель к категориям земель, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, земли, ранее отнесенные к жилой и общественной застройке, относятся к землям населенных пунктов; оздоровительного назначения - землям особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землям населенных пунктов; рекреационного назначения, за исключением участков, предназначенных для дачного строительства, - землям особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землям населенных пунктов.
Категории земельных участков, которые не были отнесены ни к одной из категорий до вступления в силу Федерального конституционного закона, устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
В соответствии со статьей 7 Закона Республики Крым в„– 38-ЗРК разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Судами установлено, что представленный на регистрацию договор аренды земельного участка зарегистрирован в Государственном земельном кадастре Украины, установлены границы земельного участка в натуре и у заявителя не истек установленный законодательством Республики Крым срок, в течение которого он обязан привести этот договор в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, на арендованный земельный участок выдан кадастровый паспорт. Из договора аренды следует, что арендатор вправе производить строительство построек и сооружений на арендованном земельном участке, но только при наличии разрешения арендодателя и в соответствии с утвержденной проектной документацией.
Общество выполнило установленную частью 1 статьи 25 Закона в„– 122-ФЗ обязанность по представлению на государственную регистрацию правоустанавливающего документа на аренду земельного участка.
По инициативе заявителя и повторно по запросу Комитета органом, выдавшим разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, представлена декларация о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированная 14.08.2014 за в„– РК142140001802 Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым.
Истребование же или представление иных документов о созданном объекте недвижимости Закон о регистрации не предусматривает.
Подлинность представленных документов на земельный участок и объект недвижимости сторонами не оспаривается. Приведенные в этих документах сведения соответствуют оригиналам этих документов, что также не оспаривается.
Судом выяснено, что площадь застройки изменялась путем внесения изменений в проектную документацию, что подтверждено и повторной подачей декларации о начале выполнения строительных работ.
Исходя из изложенного следует признать, что апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что заявителем представлены необходимые для государственной регистрации документы.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Апелляционный суд правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 по делу в„– А83-6540/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------