Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.09.2016 N Ф10-2781/2016 по делу N А23-4979/2015
Требование: О признании незаконным постановления об отказе в согласовании проекта изменений в генеральный план сельского поселения.
Обстоятельства: Общество не согласно с решением правительства субъекта РФ об отказе в согласовании проекта изменений в генеральный план.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку представленный обществом проект изменений в генеральный план не был согласован с компетентными органами.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калужской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2016 г. в„– Ф10-2781/2016

Дело в„– А23-4979/2015

Резолютивная часть постановления оглашена 6 сентября 2016,
В полном объеме постановление изготовлено 9 сентября 2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.
судей Николаевой Н.Н., Степиной Л.В.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Финпром-3" (ОГРН 1087746314501, 109029, г. Москва, ул. Скотопрогонная, д. 27/26, стр. 1): Егорова А.В. - представитель по доверенности от 02.04.2016.
от Правительства Калужской области (государственный орган) (ОГРН 1024001188727, 248000, г. Калуга, пл. Старый Торг, д. 2): Булычева М.Р. - представитель по доверенности 14.10.2015 в„– 01-41/1364-15.
от иных лиц, участвующих в деле: не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Финпром-3" на решение Арбитражного суда Калужской области от 25.01.2016 (судья М.А.Носова) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016 (судьи Н.В.Заикина, Е.В.Мордасов, В.Н.Стаханова) по делу в„– А23-4979/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Финпром-3" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к правительству Калужской области (далее - правительство) о признании незаконным постановления от 21.05.2015 в„– 270 "Об отказе в согласовании проекта изменений в генеральный план сельского поселения "Деревня Захарово" Малоярославецкого района Калужской области".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: управление архитектуры и градостроительства Калужской области (далее - управление), Малоярославецкая районная администрация (далее - районная администрация), администрация сельского поселения "Деревня Захарово" (далее - администрация сельского поселения), министерство сельского хозяйства Калужской области (далее - министерство сельского хозяйства).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 25.01.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование доводов кассационной жалобы общество ссылается на то обстоятельство, что ранее проект изменений в генеральный план был согласован и представлен на рассмотрение на сто втором заседании правительства 10.03.2015, в связи с чем его повторного рассмотрения не требовалось, как не требовалось и повторного получения согласований от компетентных министерств; указывает на пропуск срока на согласование проекта, а также отсутствие конкретных причин отказа в согласовании проекта.
Правительство и управление в отзывах на кассационную жалобу просили оставить состоявшиеся судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Представитель администрация сельского поселения "Деревня Захарово" поддержала доводы кассационной жалобы.
Представители Малоярославецкой районной администрация и министерства сельского хозяйства Калужской области письменного отзыва в обоснование своей позиции по кассационной жалобе не представили.
В судебном заседании 31.08.2016 объявлялся перерыв, после перерыва представители администраций, управления и министерства явку в заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 17.12.2009 на заседании президиума Совета при губернаторе Калужской области по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" одобрены предпроектные предложения по реализации инвестиционного проекта строительства компанией "Финпром-3" жилого микрорайона, аграрно-промышленного комплекса и спортивно-оздоровительного парка в Малоярославецком районе Калужской области.
Выходя с предпроектными предложениями, общество располагало земельными участками сельскохозяйственного назначения, расположенными в Малоярославецком районе Калужской области вблизи д. Муратово Захаровского сельского совета с кадастровыми номерами: 40:13:14 08 01:0001; 40:13:14 06 03:0006; 40:13:14 06 03:0007; 40:13:14 06 03:0001; 40:13:14 06 03:0002; 40:13:14 06 03:0003; 40:13:14 06 03:0005; 40:13:14 06 03:0004; 40:13:14 06 08:0001; 40:13:14 06 08:0002, принадлежащими ему на праве собственности.
В целях реализации данного инвестиционного проекта необходимо было согласование проекта изменений в генеральный план сельского поселения "Деревня Захарово" Малоярославецкого района Калужской области.
Соответствующие попытки необходимого согласования предпринимались не единожды.
Так, по результатам проведенного 06.12.2011 заседания Правительства, на котором рассматривался вопрос о согласовании проекта генерального плана населенных пунктов деревня Захарово, деревня Муратово сельского поселения "Деревня Захарово" Малоярославецкого района Калужской области, постановление не принято; отказано в согласовании проекта генерального плана населенных пунктов деревня Захарово, деревня Муратово сельского поселения "Деревня Захарово" Малоярославецкого района Калужской области по причине необеспеченности района предполагаемого жилищного строительства автомобильной дорогой от с. Детчино до дер. Захарово; постановили вернуться к рассмотрению данного вопроса на заседании Правительства Калужской области после ввода в эксплуатацию автодороги Детчино - Захарово.
Впоследствии администрация сельского поселения 23.09.2014 вновь обратилась в управление с заявлением о согласовании проекта изменений в генеральный план сельского поселения "Деревня Захарово" Малоярославецкого района Калужской области.
Министерством экономического развития Калужской области подготовлено заключение от 20.10.2014, где указано, что проект не содержит обоснований включения земель сельскохозяйственного назначения площадью 344, 5 га в границы деревень Муратово и Захарово.
Районная администрация письмом от 28.10.2014 сообщила главе администрации "Деревня Захарово", что согласовывает внесение изменений в проект генерального плана сельского поселения "Деревня Захарово" при условии строительства автодороги "Детчино - Захарово".
Министерство экономического развития Калужской области 22.12.2014 сообщило управлению о создании в соответствии с постановлением правительства Калужской области от 05.07.2010 в„– 227 рабочей группы по разработке рекомендаций по изменению существующих границ земель сельскохозяйственного назначения, в связи с тем, что проект изменений в генеральный план сельского поселения "Деревня Захарово" Малоярославецкого района Калужской области не содержит обоснования включения земель сельскохозяйственного назначения площадью 344,5 га в границы деревень Муратово и Захарово.
На заседании Правительства 10.03.2015 пунктом 2 повестки рассматривался вопрос о согласовании проекта изменений в генеральный план сельского поселения "Деревня Захарово" Малоярославецкого района Калужской области, однако постановление не было принято.
Позднее Министерством сельского хозяйства 27.04.2015 подготовлено заключение об отказе в согласовании проекта изменений в генеральный план сельского поселения "Деревня Захарово" Малоярославецкого района Калужской области, в котором указано, что упомянутое министерство считает целесообразным использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их существующим целевым назначением, то есть сельскохозяйственного производства. Проект не содержит четкого обоснования необходимости включения в границы населенных пунктов земельных участков площадью 344, 5 га.
На согласительном совещании 27.04.2015 возражения министерства сельского хозяйства урегулированы не были.
Как следует из протокола согласительного совещания от 27.04.2015 по рассмотрению проекта изменений в генеральный план сельского поселения "Деревня Захарово" Малоярославецкого района Калужской области решено, что в соответствии с пунктом 9 Положения о порядке получения для согласования проектов документов территориального планирования и подготовки заключений на них управление подготовит сводное заключение об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования.
Постановлением правительства от 21.05.2015 в„– 270 отказано в согласовании проекта изменений в генеральный план сельского поселения "Деревня Захарово" Малоярославецкого района Калужской области и утверждено заключение об отказе в согласовании проекта изменений в генеральный план сельского поселения "Деревня Захарово" Малоярославецкого района Калужской области.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно учитывали следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений пункта 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в настоящем случае является Правительство Калужской области, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Калужской области от 26.09.1996 в„– 51 "О Правительстве Калужской области" обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать и строит свою работу на основе коллегиальности при принятии решений.
Постановлением правительства Калужской области от 26.04.2004 в„– 119 утвержден Регламент правительства Калужской области, в котором в том числе, определен порядок проведения заседаний правительства.
Пунктом 10 Главы 3 Регламента установлено, что по результатам обсуждения члены правительства принимают решение о принятии или отклонении проекта постановления Правительства.
Постановлением правительства Калужской области от 07.03.2008 в„– 92 утверждено Положение о порядке рассмотрения проектов документов территориального планирования и подготовки заключений на них (далее - Положение).
Положением установлено, что подготовку сводного заключения о согласовании проекта документа территориального планирования муниципальных образований Калужской области осуществляет управление архитектуры и градостроительства Калужской области на основании заключений уполномоченных отраслевых органов, в том числе министерства сельского хозяйства Калужской области в части рассмотрения предложений о включении в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения (подпункт "б" пункта 2.1 Положения).
Управление архитектуры и градостроительства Калужской области в течение 3 рабочих дней со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - информационная система) направляет уведомления о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе в уполномоченные отраслевые органы (пункт 3 Положения).
В соответствии с положениями пункта 7 Положения управление архитектуры и градостроительства Калужской области осуществляет подготовку сводного заключения о согласовании проекта документа территориального планирования и представляет его в Правительство Калужской области в течение 30 дней с даты получения заключений от всех уполномоченных отраслевых органов.
При поступлении в управление архитектуры и градостроительства Калужской области от одного или нескольких уполномоченных отраслевых органов заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования управление архитектуры и градостроительства Калужской области: в случаях рассмотрения проектов документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Калужской областью, готовит проект постановления Правительства Калужской области о создании согласительной комиссии в соответствии со статьей 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 8.1 Положения); в случаях рассмотрения проектов документов территориального планирования муниципальных образований Калужской области проводит согласительное совещание с представителями уполномоченных отраслевых органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования и готовит сводное заключение с учетом выработанного на согласительном совещании решения (пункт 8.2 Положения).
В случае, если замечание, высказанное уполномоченным отраслевым органом, не было урегулировано на согласительном совещании, управление архитектуры и градостроительства Калужской области готовит сводное заключение об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования (пункт 9 Положения).
В силу пункта 10 Положения сводное заключение о согласовании (об отказе в согласовании) проектов документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Калужской областью, проектов документов территориального планирования муниципальных образований Калужской области утверждается постановлением правительства Калужской области и подписывается губернатором Калужской области или его заместителем, уполномоченным на подписание заключений.
В целях разработки рекомендаций органам исполнительной власти Калужской области по изменению существующих границ земель сельскохозяйственного назначения на территории Калужской области Постановлением губернатора Калужской области от 05.07.2010 в„– 227 создана рабочая группа, основными задачами которой являются: осуществление взаимодействия с органами исполнительной власти Калужской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований Калужской области по вопросам изменения существующих границ, земель сельскохозяйственного назначения на территории Калужской области; разработка рекомендаций министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области для подготовки сводных заключений о согласовании проектов документов территориального планирования, а также заключений по вопросам включения земельных участков в границы населенных пунктов либо исключения земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Предложения рабочей группы учитываются управлением архитектуры и градостроительства Калужской области при подготовке сводных заключений о согласовании проектов документов территориального планирования, а также заключений по вопросам включения земельных участков в границы населенных пунктов либо исключения земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Приведенные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации и принятых в его развитие нормативных правовых актов субъекта устанавливают четкий механизм, предшествующий принятию итогового постановления по вопросам согласования (отказа в согласовании) проекта изменений в генеральный план соответствующего поселения.
Применительно к обстоятельствам настоящего спора, названные акты не исключают возможности повторного рассмотрения проекта, коль скоро ранее - 10.03.2015 - постановление принято не было.
Отдельно следует отметить, что правовая оценка обстоятельствам и действиям губернатора Калужской области, связанным с проведением заседания правительства 10.03.2015, была предметом судебного разбирательства по делу в„– А23-3384/2015.
В удовлетворении требований заявителя о признании незаконными действий (бездействия) на заседании Правительства Калужской области 10.03.2015 и о возложении на Правительство обязанности принять законное и обоснованное решение в виде постановления по вопросу о согласовании проекта изменений в генеральный план сельского поселения "деревня Захарово" на основе материалов, представленных на заседание правительства 10.03.2015 уполномоченным лицом - начальником Управления архитектуры и градостроительства Калужской области Стрекозиным О.Н. было отказано.
Ссылка на сто второе заседание правительства от 10.03.2015 являлась предметом рассмотрения судами и в рамках настоящего дела и была обоснованно отклонена именно по причине непринятия постановления по спорному вопросу на данном заседании.
Одновременно вышеуказанные нормативные акты не содержат запретов и препятствий получения повторных согласований компетентных министерств, также учитывая, что вопрос по существу не рассмотрен.
Верно применяя совокупность приведенных норм, суды заключили, что коль скоро замечание, высказанное уполномоченным отраслевым органом - министерством сельского хозяйства, не было урегулировано на согласительном совещании, и управление подготовило сводное заключение об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования, оспариваемое постановление правительства является законным и обоснованным.
Суд округа соглашается с выводами судов, отвергшими довод общества о пропуске трехмесячного срока на согласование проекта как не обоснованный и не подтвержденный документально.
Так, частями 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
В случае непоступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана от указанных в части 7 настоящей статьи органов данный проект считается согласованным с такими органами.
В соответствии с положениями статьи 57.1 Градостроительного кодекса российской Федерации федеральная государственная информационная система территориального планирования - информационно-аналитическая система, обеспечивающая доступ к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах, в том числе в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, и необходимым для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования.
Оператор информационной системы территориального планирования определяется Правительством Российской Федерации. Оператор информационной системы территориального планирования обеспечивает ее создание и функционирование.
Министерство экономического развития Российской Федерации является оператором федеральной государственной информационной системы территориального планирования.
Материалы дела, исследованные и оцененные судами по правилам статьи 71 АПК РФ, не содержат доказательств поступления в октябре 2014 года в правительство Калужской области уведомления об обеспечении доступа к проекту изменений в генеральный план "Деревни Захарово".
Равным образом судами правомерно не принята ссылка заявителя на отсутствие конкретных причин отказа в согласовании проекта как противоречащая установленным по делу обстоятельствам.
Суд округа соглашается с выводами нижестоящих судов, обративших внимание на то, что решение уполномоченного органа - министерства сельского хозяйства заявителем не оспорено, а подтверждение по строительству участка дороги Детчино - Захарово в материалы дела не представлено, указавших о том, что оспариваемое постановление не возлагает на заявителя дополнительных обязанностей.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 25.01.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016 по делу в„– А23-4979/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.В.БЕССОНОВА

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
Л.В.СТЕПИНА


------------------------------------------------------------------