Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14.09.2016 N Ф10-3209/2016 по делу N А36-9661/2015
Требование: О признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал общество нарушившим положения закона о защите конкуренции в части неправомерного уклонения от заключения с гражданином договора технологического присоединения к электросетям, выдал предписание об устранении нарушения закона.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку общество, являясь хозяйствующим субъектом, занимающим положение на рынке, связанном с передачей электроэнергии, обязано было осуществить мероприятия по технологическому присоединению.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Липецкой области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2016 г. в„– Ф10-3209/2016

Дело в„– А36-9661/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07.09.2016
Полный текст постановления изготовлен 14.09.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Шелудяева В.Н.
Судей Бессоновой Е.В., Степиной Л.В.
При участии в заседании:
от акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания" (пл. Петра Великого, д. 4а, г. Липецк, 398001, ИНН 4826018513, ОГРН 1024840864432) - Зверева А.А. - представитель (доверенность в„– 363 от 15.12.2015, сроком до 31.12.2016);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (пл. Плеханова, д. 1, г. Липецк, 398050, ИНН 4826018513, ОГРН 1024840864432) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Тимохина Евгения Юрьевича (ул. 15 микрорайон, д. 19, кв. 109, г. Липецк, 398058) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 10.03.2016 (судья Хорошилов А.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2016 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Донцов П.В.) по делу в„– А36-9661/2015,

установил:

Акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания" (далее - АО "ЛГЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - УФАС России по Липецкой области, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 19.11.2015 и предписания в„– 151 от 19.11.2015, принятых по делу в„– 151.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен гр. Тимохин Евгений Юрьевич.
Решением арбитражного суда от 10.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, АО "ЛГЭК" просит отменить обжалуемые решение и постановление суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя общества, явившегося в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судом, в антимонопольный орган поступило заявление гр. Тимохина Е.Ю. о необоснованном отказе АО "ЛГЭК" от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям принадлежащего ему на праве собственности кирпичного гаража, расположенного в ГПК в„– 6 "Липчанин", ряд 38, в„– 71.
По результатам анализа представленных документов антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в действиях АО "ЛГЭК" признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в отказе (уклонении) от заключения с гр. Тимохиным Е.Ю. договора об осуществлении технологического присоединения принадлежащего ему кирпичного гаража.
В связи с изложенными обстоятельствами антимонопольным органом в адрес общества было направлено предупреждение от 21.10.2015 в„– 5398-05, которым в целях устранения допущенного нарушения антимонопольного законодательства предложено направить гр. Тимохину Е.Ю. проект договора об осуществлении технологического присоединения гаража, принадлежащего последнему, к электрическим сетям, эксплуатируемым АО "ЛГЭК".
Неисполнение АО "ЛГЭК" предупреждения от 21.10.2015 в„– 5398-05 послужило основанием для издания УФАС России по Липецкой области приказа от 03.11.2015 в„– 366 о возбуждении дела в„– 151 по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения антимонопольного дела комиссией УФАС России по Липецкой области принято решение от 19.11.2015, которым АО "ЛГЭК" признано нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с неправомерным уклонением от заключения с гр. Тимохиным Е.Ю. договора технологического присоединения к электрическим сетям.
В целях устранения указанного нарушения закона антимонопольным органом в адрес Общества направлено предписание.
Полагая, что решение и предписание УФАС являются незаконными, АО "ЛГЭК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических лиц и физических лиц, процедуру технологического присоединения, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и критерии наличия (отсутствия) технологической возможности технологического присоединения определяют Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 в„– 861 (далее - Правила в„– 861).
В соответствии с пунктом 14 Правил в„– 861 в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны: фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации; место жительства заявителя; сведения, предусмотренные подпунктами "б" и "и" пункта 9 настоящих Правил; максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Согласно пункту 15 Правил в„– 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяемого Правительством Российской Федерации.
Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии устанавливают Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 в„– 442 (далее - Основные положения от 04.05.2012 в„– 442).
В соответствии с пунктом 34 Основных положений от 04.05.2012 в„– 442 потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, в том числе документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора (не предоставляются в случаях отсутствия таких документов у заявителя в соответствии с пунктом 37 настоящего документа).
Документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей (пункт 36 Основных положений от 04.05.2012 в„– 442).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, обратившийся в АО "ЛГЭК" гражданин Тимохин Е.Ю. относится к заявителям, указанным в пункте 14 Правил в„– 861. Заявка им подана в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств принадлежащего ему гаража, расположенного в ГПК в„– 6 "Липчанин" (ряд 38, в„– 71), максимальная мощность которых составляет 15 кВт по 3 категории надежности.
Отказ АО "ЛГЭК" от заключения договора об осуществлении технологического присоединения был мотивирован тем, что, по мнению сетевой организации, энергопринимающие устройства гаража ранее уже были присоединены к электрическим сетям на основании заявки Гаражного потребительского кооператива в„– 6 "Липчанин".
Признавая действия АО "ЛГЭК" в этой части неправомерными, антимонопольный орган обоснованно учитывал следующее.
Помещение гаража, принадлежащее на праве собственности гр. Тимохину Е.Ю., относится к объектам недвижимого имущества и оборудовано энергопринимающими устройствами.
Заявка от 31.08.2015 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств указанного объекта оформлена в установленном порядке.
Ранее гр. Тимохин Е.Ю. не обращался в сетевую организацию с подобными заявками.
Наличие технической возможности технологического присоединения указанного объекта АО "ЛГЭК" не отрицается.
При таких обстоятельствах сетевая организация обязана была выполнить в отношении обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
АО "ЛГЭК", являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, связанном с передачей электрической энергии, обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства.
Для лиц, занимающих доминирующее положение, установлен запрет на отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (ст. 10 Закона о защите конкуренции).
Учитывая изложенное, решение комиссии УФАС России по Липецкой области о признании действий АО "ЛГЭК", связанных с отказом гр. Тимохину Е.Ю. в технологическом присоединении энергопринимающих устройств к электрическим сетям, несоответствующими требованиям пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является законным и обоснованным.
В соответствии с действующим законодательством устранение подобных нарушений допускается путем направления антимонопольным органом в адрес нарушителя соответствующего предписания.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд обоснованно отказал АО "ЛГЭК" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Липецкой области от 10.03.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2016 по делу в„– А36-9661/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Л.В.СТЕПИНА


------------------------------------------------------------------