Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16.09.2016 N Ф10-3268/2016 по делу N А48-2910/2015
Требование: О взыскании денежных средств.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что расходы, связанные с внеочередным предоставлением инвалиду жилого помещения, подлежат возмещению за счет средств бюджета субъекта РФ.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 года, подлежат финансированию за счет средств субъекта РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Орловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2016 г. в„– Ф10-3268/2016

Дело в„– А48-2910/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 16.09.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Толкачевой И.Ю.
судей Аникиной Е.А., Егоровой С.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жаркиной М.А.
при участии в заседании:
от Муниципального образования "Город Орел" в лице Администрации города Орла Карасевой Е.В. (дов. в„– 51-д от 09.02.2016);
от Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ представитель не явился, извещен надлежаще;
от субъекта Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области Пензевой М.И. (дов. в„– 10 от 03.08.2016);
от Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Пензевой М.И. (дов. в„– 6 от 05.02.2016);
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Орловской области, кассационную жалобу субъекта Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 09.03.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 по делу в„– А48-2910/2015,

установил:

Муниципальное образование "Город Орел" в лице Администрации города Орла (далее - истец), ОГРН 1025700831640, обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик), ОГРН 1037739085636, о взыскании 1 935 000 руб.
К участию в деле в качестве второго ответчика привлечен субъект РФ - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 09.03.2016 (судья Волкова Е.Н.) исковые требования к субъекту Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области за счет казны Субъекта Российской Федерации - Орловская область удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 (судьи Алферова Е.Е., Яковлев А.С., Афонина Н.П.) решение Арбитражного суда Орловской области от 09.03.2016 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, субъект Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований к субъекту Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании представитель субъект Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области и третьего лица поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся представителей, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, Пивоваров И.А., страдающий заболеванием тяжелой хронической формы, включенным в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации в„– 378 от 16.06.2006, и его опекун Пивоварова Н.И. постановлением Администрации г. Орла в„– 84 от 06.02.2007 приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Орла от 29.01.2013 установлено, что Пивоваров И.А. относится к категории инвалидов, страдающих заболеванием, включенным в перечень заболеваний, дающих право на внеочередное предоставление жилья. На Администрацию г. Орла возложена обязанность предоставить Пивоварову И.А., Пивоваровой Н.И. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте г. Орла площадь не менее 54 кв. м с учетом права на дополнительную жилую.
Во исполнение указанного решения 16.04.2014 между Администрацией г. Орла и Пивоваровым И.А., Пивоваровой Н.И. был заключен договор социального найма жилого помещения в„– 121, находящегося в муниципальной собственности, а именно двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Орел, ул. Машкарина, д. 14, кв. 19, общей площадью 53,7 кв. м
25.09.2014 указанное жилое помещение, рыночная стоимость которого составила 1 935 000 руб., передано Администрацией г. Орла в собственность Пивоварову И.А., Пивоваровой Н.И.
Ссылаясь на то, что вышеуказанные расходы являются убытками и подлежат возмещению за счет бюджета субъекта Российской Федерации, муниципальное образование "Город Орел" в лице Администрации города Орла обратилось в Арбитражный суд Орловской области с настоящим иском.
Вынося судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договорам социального найма, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственники жилых помещений, члены семьи собственника жилого помещения, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Принятие таких граждан на учет осуществляется органами местного самоуправления.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Согласно п.п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В данном случае семья Пивоварова И.А., являющегося инвалидом по заболеванию, включенному в перечень заболеваний, дающих право на внеочередное предоставление жилья, была признана нуждающейся в предоставлении жилья и поставлена на соответствующий учет после 01.01.2005.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона в„– 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Конституционным Судом Российской Федерации также разъяснено, что ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
На основании ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления.
Из анализа вышеприведенных норм права, судами сделан обоснованный вывод о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств субъекта Российской Федерации, в связи с чем правомерно удовлетворены исковые требования к субъекту Российской Федерации - Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области о взыскании в пользу истца убытков в сумме 1 935 000 руб. за счет средств казны Орловской области.
Правильность содержащихся в оспариваемых судебных актах выводов подтверждается правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации в„– 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права или материального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, кассационной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и доводы сторон, в том числе приведенные в кассационной жалобе субъекта Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 09.03.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 по делу в„– А48-2910/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА

Судьи
Е.А.АНИКИНА
С.Г.ЕГОРОВА


------------------------------------------------------------------