Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.10.2016 N Ф10-3711/2016 по делу N А64-6512/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, пени, штраф в связи с неправомерным применением кадастровой стоимости земельных участков, указанной в государственном кадастре, поскольку при расчете земельного налога должна применяться кадастровая стоимость, определенная постановлением органа местного самоуправления.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку налогоплательщик обоснованно применил величину кадастровой стоимости, установленной в государственном кадастре недвижимости с учетом вида разрешенного использования земельного участка.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тамбовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2016 г. по делу в„– А64-6512/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18.10.2016 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Чаусовой Е.Н.
Судей Егорова Е.И., Ермакова М.Н.
При участии в заседании:
от ОАО "Тамбовское карьероуправление" (ОГРН 1026800885539, Тамбовская обл., Тамбовский р-н, с. Покрово-Пригородное, ул. Советская) Щемерова И.А. - представителя (доверен. от 30.08.2014 г.)
от Межрайонной инспекции ФНС России в„– 4 по Тамбовской области (г. Тамбов, ул. З.Космодемьянской, д. 12) Качкиной Е.А. - представителя (доверен. от 20.02.2016 г. в„– 02-06), Курмаевой Е.С. - представителя (доверен. от 03.10.2016 г. в„– 02-10)
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области, кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России в„– 4 по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.04.2016 г. (судья Малина Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2016 г. (судьи Скрынников В.А., Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А.) по делу в„– А64-6512/2015,

установил:

открытое акционерное общество "Тамбовское карьероуправление" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России в„– 4 по Тамбовской области от 09.07.2015 г. в„– 3639.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.04.2016 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2016 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС России в„– 4 по Тамбовской области просит решение и постановление судов отменить, как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России в„– 4 Тамбовской области по результатам камеральной проверки представленной 02.03.2015 г. ОАО "Тамбовское карьероуправление" уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 г. принято решение от 09.07.2015 г. в„– 3639 о доначислении земельного налога в сумме 375543 руб., пени в сумме 12364 руб., применении штрафа в размере 144249 руб.
Решением Управления ФНС России по Тамбовской области от 03.09.2015 г. в„– 05-11/101 решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, ОАО "Тамбовское карьероуправление" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По мнению налогового органа, обществом при расчете налога за 2011 г. неправомерно применялась кадастровая стоимость принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2011 г.
Налоговый орган считает, что при расчете земельного налога за 2011 г. налогоплательщиками должна применяться кадастровая стоимость земельных участков, определенная Постановлением администрации Тамбовской области от 29.11.2010 г. в„– 1394 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения".
В соответствии с п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статьей 393 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.
В силу п. 1 и п. 3 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
На территории г. Тамбова земельный налог введен решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 г. в„– 74.
Судами установлено и не оспаривается инспекцией, что налогоплательщиком налоговая база по земельному налогу за 2011 год была определена исходя из сведений по состоянию на 1 января 2011 года о кадастровой стоимости спорных земельных участков, указанных в кадастровых справках филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области.
Результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденные Постановлением администрации Тамбовской области от 29.11.2010 г. в„– 1394, которые, как посчитала инспекция подлежали применению в рассматриваемом случае, внесены в государственный кадастр недвижимости только 13.01.2011 г.
Учитывая фактические обстоятельства и руководствуясь вышеприведенными положениями, а также п. 2 ст. 5 НК РФ, суды сделали правомерный вывод, что результаты кадастровой оценки, утвержденные Постановлением администрации Тамбовской области от 29.11.2010 г. в„– 1394, не могут быть использованы при исчислении земельного налога за 2011 год, а налогоплательщик обоснованно использовал сведения о кадастровой стоимости земельных участков, указанные в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2011 г.
Кроме того, суды пришли к правомерному выводу, что налогоплательщик при исчислении земельного налога за 2011 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 68:20:5522001:0001 обоснованно применил величины кадастровой стоимости в размере 1171800 руб., соответствующей виду разрешенного использования земельного участка: для добычи полезных ископаемых, с учетом исправления ошибочно установленного вида разрешенного использования как для производственных целей.
Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. в„– 316, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 68:20:5522001:1 расположен в границах горного отвода, предоставленного АООТ "Тамбовское карьероуправление" в пользование для промышленной разработки формовочных песков с 1995 года.
При приобретении обществом данного земельного участка в собственность администрацией Тамбовского района Тамбовской области в правоустанавливающих документах вид разрешенного использования земельного участка был ошибочно указан "для производственных целей", хотя фактически предоставлялся для добычи полезных ископаемых.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 30.04.2013 г. по делу в„– А64-8133/2012 отказ администрации Тамбовского района Тамбовской области об исправлении ошибочно указанного вида разрешенного использования спорного земельного участка был признан незаконным. Суд обязал администрацию принять постановление об исправлении допущенной ошибки.
Во исполнение решения суда администрацией было вынесено постановление от 24.02.2014 г. в„– 718 "Об исправлении ошибочно установленного вида разрешенного использования земельного участка".
Поскольку факт использования обществом спорного земельного участка исключительно для добычи формовочного песка с момента образования данного земельного участка и факт ошибочно указанного вида разрешенного использования - для производственных целей, подтверждены материалами дела, суды сделали обоснованный вывод об отсутствии у инспекции оснований для доначисления земельного налога в отношении этого земельного участка исходя из кадастровой стоимости, рассчитанной в соответствии с ошибочно установленным видом разрешенного использования - "для производственных целей".
При этом судами обоснованно отклонена ссылка налогового органа на то обстоятельство, что соответствующие сведения не были своевременно внесены в государственный кадастр недвижимости, поскольку этот факт не свидетельствует о наличии у общества обязанности уплачивать земельный налог исходя из ошибочно установленного вида разрешенного использования спорного земельного участка.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы налогового органа, заявленные в судах первой и апелляционной инстанций, которым судами дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.04.2016 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2016 г. по делу в„– А64-6512/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 291.1, ст. 291.2 АПК РФ.

Председательствующий
Е.Н.ЧАУСОВА

Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
М.Н.ЕРМАКОВ


------------------------------------------------------------------