По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.10.2016 N Ф10-3040/2016 по делу N А84-1295/2015
Требование: О признании недействительным договора купли-продажи государственного имущества, признании права собственности города на имущественный комплекс.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, цель приватизации комплекса в части достройки и ввода в эксплуатацию ответчиком не выполнена, земельный участок под комплексом используется с нарушением вида разрешенного использования. Встречное требование: О признании права собственности на имущественный комплекс.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку судом не дана оценка правомерности отчуждения спорного имущества, не установлены обстоятельства, связанные с утратой правопредшественником истца владения спорным имуществом при исполнении договора купли-продажи.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Севастополя
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2016 г. по делу в„– А84-1295/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2016 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего М.М.Нарусова
судей Е.В.Гладышевой, Л.В.Леоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи: Маркиной М.П.
При участии в заседании:
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Сарахман С.А., представитель по доверенности в„– 05 от 12.01.2016, сроком до 31.12.2016; Борзов С.А., представитель по доверенности в„– 460 от 28.09.2016, сроком до 31.12.16;
от Севастопольской региональной общественной организации "Футбольный клуб "Чайка" Гарибян Ю.С., представитель по доверенности в„– 2/16Ю от 07.10.16, сроком до 31.12.16; Луценко В.Г., представитель по доверенности в„– 1/15ю от 02.09.2015, сроком до 31.12.16;
от Общества с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" Тамаев Р.В., представитель по доверенности в„– 1/16Ю от 01.03.2016, сроком на 1 год; Аксенов Ю.А., представитель по доверенности в„– 2/16Ю от 03.08.2016, сроком на 1 год; представитель по доверенности в„– 1Ю от 01.04.2015, сроком до 31.12.16;
от Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе Представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Государство Украина в лице Фонда государственного имущества Украины Авдеев А.И., представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.01.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016 по делу в„– А84-1295/2015,
установил:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Общественному объединению "ФК "Чайка", Обществу с ограниченной ответственностью "ПФК "Севастополь" о признании недействительным договора купли-продажи государственного имущества в„– 202/40 от 10 декабря 2007 года, заключенного между Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе и Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка" засвидетельствованным 10 декабря 2007 года частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа Рыжковой Н.В., зарегистрированный в реестре за в„– 2574; признании недействительным договора купли-продажи имущества от 27 декабря 2007 года, заключенным между Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка" и Обществом с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь", согласованным Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым, засвидетельствованным 27 декабря 2007 года частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа Рыжковой Н.В., зарегистрированный в реестре за в„– 2674; признании за городом Севастополь права собственности на имущественный комплекс стадиона "Чайка", а именно: прожекторные мачты металлические - 4 шт.; подтрибунные помещения северной трибуны лит. А общей площадью 382,30 кв. м; подтрибунные помещения северной трибуны лит З общей площадью 44,30 кв. м; лит. М общей пл. 68,40 кв. м; лит. Н общ. пл. 157,60 кв. м; лит Э общ пл. 155,50 кв. м; лит. Ю общ пл. 369,70 кв. м - 4 шт.; трансформаторная подстанция с ограждением лит. Ю1-1 шт.; каменные гаражи лит. Я, лит. Я1 общ. пл. 129,50 кв. м; шесть билетных касс лит К1 общ. пл. 6,00 кв. м; лит. К2 общ. пл. 6,10 кв. м; лит. КЗ общ пл. 5,90 кв. м; лит Л общ пл. 6,20 кв. м; лит. В общ. пл. 6,20 кв. м; лит Б общ. пл. 6,10 кв. м; помещение радиорубки лит Ж общ. пл. 12,0 кв. м - 1 шт.; ограждения; прочие помещения; главный распределительный щит - 4 шт.; распределительный щит - 10 шт.; сеть электроснабжения (500 м) - 1 шт.; сеть водоснабжения (250 м) - 1 шт.; сеть ливневых и сточных вод (150 м) - 1 шт.; сеть канализационная (180 м) - 1 шт.; колодец сети водоснабжения - 3 шт.; колодец сети ливневых и сточных вод - 9 шт.; колодец сети канализации - 13 шт., 36 торгово-складских павильонов, 1824 секций, площадью 486,5 кв. м; истребовать имущественный комплекс стадиона "Чайка": прожекторные мачты металлические - 4 шт.; подтрибунные помещения северной трибуны лит. А общей площадью 382,30 кв. м; подтрибунные помещения северной трибуны лит З общей площадью 44,30 кв. м; лит. М общей пл. 68,40 кв. м; лит. Н общ. пл. 157,60 кв. м; лит Э общ пл. 155,50 кв. м; лит. Ю общ. пл. 369,70 кв. м - 4 шт.; трансформаторная подстанция с ограждением лит. Ю1-1 шт.; каменные гаражи лит. Я, лит. Я1 общ. пл. 129,50 кв. м; шесть билетных касс лит К1 общ. пл. 6,00 кв. м; лит. К2 общ. пл. 6,10 кв. м; лит. КЗ общ пл. 5,90 кв. м; лит Л общ пл. 6,20 кв. м; лит. В общ. пл. 6,20 кв. м; лит Б общ. пл. 6,10 кв. м; помещение радиорубки лит Ж общ. пл. 12,0 кв. м - 1 шт.; ограждения; прочие помещения; главный распределительный щит - 4 шт.; распределительный щит - 10 шт.; сеть электроснабжения (500 м) - 1 шт.; сеть водоснабжения (250 м) - 1 шт.; сеть ливневых и сточных вод (150 м) - 1 шт.; сеть канализационная (180 м) - 1 шт.; колодец сети водоснабжения - 3 шт.; колодец сети ливневых и сточных вод - 9 шт.; колодец сети канализации - 13 шт., 36 торгово-складских павильонов, 1824 секций, площадью 486,5 кв. м, из незаконного владения Общества с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" и передать его в собственность города Севастополя.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено РО ФГИУ в АРК и г. Севастополе, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - государство Украина в лице Фонда государственного имущества Украины.
Определением от 12.08.2015 произведена замена ответчика Общественного объединения "Футбольный клуб "Чайка" на правопреемника Севастопольскую региональную общественную организацию "Футбольный клуб "Чайка".
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 13.10.2015 принято встречное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "ПФК "Севастополь" к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Государству Украина в лице Фонда государственного имущества Украины о признании за ООО "ПФК "Севастополь" право собственности на имущественный комплекс стадиона "Чайка", в составе: прожекторные мачты металлические - 4 шт.; подтрибунные помещения северной трибуны лит. А общей площадью 382,30 кв. м; подтрибунные помещения северной трибуны лит. З общей площадью 44,30 кв. м, лит. М общей площадью 68,40 кв. м, лит. Н общей площадью 157,60 кв. м, лит. Э общей площадью 155,50 кв. м, лит. Ю общей площадью 369,70 кв. м; трансформаторная подстанция с ограждением лит. Ю1-1 шт.; каменные гаражи лит. Я, Я1 общей площадью 129,50 кв. м; шесть билетных касс лит. К1 общей площадью 6,00 кв. м, лит. К2 общей площадью 6,10 кв. м, лит. К3 общей площадью 5,90 кв. м, лит. Л общей площадью 6,20 кв. м, лит. В общей площадью 6,20 кв. м, лит. Б общей площадью 6,10 кв. м; помещения радиорубки, лит. Ж общей площадью 12,0 кв. м - 1 шт.; ограждения; иные сооружения; главный распределительный щит - 4 шт.; распределительный щит - 10 шт.; сеть электроснабжения (500 м) - 1 шт.; сеть водоснабжения (205 м) - 1 шт.; сеть сливных и сточных вод (150 м) - 1 шт.; сеть канализационная (180 м) - 1 шт.; колодец сети водоснабжения - 3 шт.; колодец сети сливных и сточных вод - 9 шт.; колодец сети канализации - 13 шт.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 26.01.2016 производство по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в части требований о признании недействительным договора купли-продажи государственного имущества в„– 202/40 от 10 декабря 2007 года, заключенного между Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополя и Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка" - прекращено.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 28.01.2016 г. (судья Ражкова Р.А.), оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016 г. (судьи Е.А.Остапова, Е.А.Баукина, А.П.Илюхина) по делу в„– А84-1295/2015, исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворены.
Ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, ответчик ООО "ПФК "Севастополь" обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Представители ООО "ПФК "Севастополь" в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы, по изложенным в ней мотивам.
Представители Севастопольской региональной общественной организации "Футбольный клуб "Чайка" полагали доводы кассационной жалобы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представители Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя возражали против доводов кассационной жалобы.
Третьи лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в суд округа не явились. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон, в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, заслушав пояснения сторон, кассационная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Севастополя, в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Департамент имущественных и земельных отношений города Севастополя зарегистрирован 02.06.2014 - согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.07.2015 (т. 3 л.д. 71 - 76), осуществляет деятельность на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.06.15 в„– 521-ПП (т. 1 л.д. 202 - 223, т. 2 л.д. 13 - 34).
Городская общественная организация "Футбольный Клуб "Чайка" (ФК "Чайка) создана 16.09.1993 (т. 1 л.д. 48 - 50, л.д. 93 - 94). Основная цель деятельности ФК "Чайка" согласно Уставу - постоянное повышение уровня здоровья, физического и духовного развития населения (т. 1. л.д. 51 - 61), регистрационный номер 20690716, детальная информация про юридическое лицо с официального сайта Министерства юстиции Украины (т. 1 л.д. 95 - 100), Учредительные документы приведены в соответствие с российским законодательством 30.03.2015 - согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 03.08.2015, от 01.04.2015 (т. 4 л.д. 36 - 47, т. 4 л.д. 169), наименование изменено на Севастопольская региональная общественная организация "Футбольный клуб "Чайка", утвержден Устав (т. 4 л.д. 166 - 182).
Общество с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" зарегистрировано при создании 28.05.2002, регистрационный номер 32057566. Учредительные документы приведены в соответствие с российским законодательством 23.12.2014. Общество с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" ОГРН 1149204066780, ИНН 9204507349, место нахождения: 299011, г. Севастополь, ул. Адм. Октябрьского, дом 20, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.07.15 (т. 3 л.д. 63 - 70, т. 4 л.д. 20 - 24, т. 5 л.д. 13).
Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе (РО ФГИУ в АРК и г. Севастополе), регистрационный номер 20677058, место нахождения: г. Севастополь, пл. Восставших, 6 (т. 4 л.д. 48 - 53). Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований Министерства юстиции Украины - прекращено (т. 9 л.д. 73 - 79). С учетом положений Распоряжения губернатора города Севастополя от 30 октября 2014 года в„– 718 "О ликвидации Фонда государственного имущества города Севастополя и о проведении ликвидационных мероприятий", Распоряжения Губернатора города Севастополя от 31 декабря 2014 года в„– 1004 "О передаче дел" - прекратило деятельность.
Представленное в материалы дела Распоряжение от 17.06.2015 в„– 615-р Кабинета Министров Украины (т. 4 л.д. 53) о согласовании реорганизации территориальных органов Фонда государственного имущества, согласно которого РО ФГИУ в АРК и г. Севастополе реорганизовано присоединением к Фонду государственного имущества по Херсонской области с переименованием в Региональное отделение Фонда государственного имущества в Херсонской области, Автономной Республике Крым и г. Севастополе - судом не учитывается. С учетом изменений, внесенных в п. 1 ст. 1202 ГК РФ, положений п. 1, 5 ст. 19 Закона в„– 52-ФЗ "О введении в действие Части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (в редакции закона от 31.12.2014 в„– 506-ФЗ) личным законом юридического РО ФГИУ в АРК и г. Севастополе, не выполнившего соответствующие регистрационные процедуры, - является право России.
В соответствии с пунктом 1.8 Положения "О Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя", Утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 в„– 521-ПП, Департамент является стороной правоотношений в сфере аренды, приватизации собственности города Севастополя, иных правоотношений имущественного характера, стороной в которых является город Севастополь, и корпоративных правоотношений, стороной в которых ранее являлись Фонд коммунального имущества Севастополя, Севастопольское региональное отделение Фонда государственного имущества Украины, в пределах законодательства города Севастополя.
Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя изначально заявлены исковые требования, в том числе о признании недействительным в силу ничтожности договора купли-продажи государственного имущества в„– 202/40 от 10 декабря 2007 года, заключенного между Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополя и Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка", засвидетельствованного 10 декабря 2007 года частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа Рыжковой Н.В., зарегистрированного в реестре за в„– 2574.Определением от 26.01.2016 суд первой инстанции прекратил производство по настоящему делу в части вышеуказанного требования по основаниям п. 5 ч. 1 ст. 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом, суд исходит из того, что правопреемника на стороне РО ФГИУ в АРК и г. Севастополе для целей рассмотрения иска о признании недействительной в силу ничтожности сделки - договора в„– 202/40 от 10 декабря 2007 года не установлено, в то время как выгодоприобретателем по сделке явилось государство Украина (получение выкупной стоимости), а правообладателем прав, вытекающих из ничтожности сделки является Город федерального значения Севастополь.
Недействительная сделка не порождает юридических последствий, кроме тех, которые связаны с ее недействительностью (п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса Украины).
Так, постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 в„– 521-ПП или иным актом не установлено полного правопреемства Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в правах и обязанностях Севастопольского регионального отделения Фонда государственного имущества Украины, в том числе в отношениях, вытекающих из недействительности (ничтожности) сделки.
В соответствии со статьей 3 Закона Севастополя от 24.04.2014 в„– 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя", город Севастополь не несет имущественную и иную ответственность по обязательствам предприятий, учреждений и иных организаций, указанных в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 в„– 7156 "О статусе города-героя Севастополя" (далее - Решение в„– 7156); органов государственной власти, указанных в пункте 3 Решения в„– 7156; находящихся на территории города Севастополя представительств, филиалов, иных обособленных и структурных подразделений государственных предприятий, учреждений, организаций, учрежденных Украиной или с ее участием, имущество которых является имуществом города Севастополя.
Согласно Государственного акта на право постоянного пользования землей серии КМ в„– 44 от 28.10.1993, выданного Севастопольским городским Советом народных депутатов за ФК "Чайка" на праве постоянного пользования закреплен земельный участок 2,0525 гектара для обслуживания стадиона "Чайка" (т. 1 л.д. 62 - 68).
В материалы дела представлен технический отчет 5.48 по инвентаризации земельного участка Футбольный клуб "Чайка" Стадион "Чайка" 1993 года (т. 1 л.д. 78 - 92)
На основании заявки "Футбольный клуб "Чайка" Севастопольским городским управлением земельных ресурсов Государственного комитета Украины по земельным ресурсам составлена справка в„– 1-4/386 от 27.01.2000, согласно которой установлена денежная оценка земельного участка площадью 20525 кв. м на период коммерческого использования (оптовый овощной рынок) - четырнадцать миллионов триста шестьдесят девять тысяч триста двадцать девять гривен (т. 1 л.д. 76, обратная сторона), и справка в„– 1-4/397 от 27.01.2000, согласно которой установлена денежная оценка без указания о коммерческом использовании - два миллиона восемьсот семьдесят три тысячи восемьсот шестьдесят шесть гривен (т. 1 л.д. 77).
Из акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 18.05.1998, утвержденного Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 29.05.1998 в„– 889-р следует, что в эксплуатацию принят оконченный реконструкцией объект "Реконструкция северной трибуны стадиона "Чайка" под временный оптовый продовольственный рынок (т. 3 л.д. 77 - 83, т. 4 л.д. 33 - 35).
В соответствии с решением рабочей группы по решению проблемы восстановления стадиона "Чайка", созданной распоряжением Севастопольской городской государственной администрации в„– 459-р от 15.03.2001, согласованным 06.07.2001 Первым заместителем председателя городской государственной администрации и Председателем Севастопольского городского совета среди прочего решено: на период организации проведения и определения победителей конкурса рекомендовано передать в аренду имущественный комплекс стадион "Чайка" Общественному объединению "Футбольный клуб "Чайка" с обязательством содержания футбольного клуба; передать в городскую прокуратуру материал по фактам хищения земли с территории стадиона и незаконной реконструкции под рынок (т. 7 л.д. 75).
Согласно искового заявления Общественного объединения "Футбольный клуб "Чайка" исх. в„– 93 от 03.12.2001, адресованного в Хозяйственный суд города Севастополя (т. 1 л.д. 75), письма Общественного объединения "Футбольный клуб "Чайка" в„– 126 от 03.11.2001, адресованному в Управление земельных ресурсов (т. 1 л.д. 76) с марта/апреля 2001 года на земельном участке площадью 2,0252 гектара, предоставленном для обслуживания стадиона "Чайка", незаконную хозяйственную деятельность ведет Общество с ограниченной ответственностью "Фаворит".
Между Региональным отделением ФГИ Украины по г. Севастополю (арендодатель) и Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка" (арендатор) заключен договор аренды недвижимого имущества в„– 88 от 19.07.2001, по которому арендатору передан комплекс зданий, строений, сооружений, оборудования и инженерных сетей стадиона "Чайка", расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Адмирала Октябрьского, 20 (т. 2 л.д. 84 - 96; т. 7 л.д. 84 - 102).
Решением хозяйственного суда города Севастополя от 15.03.2002 по делу в„– 20-2/228-4/467 (т. 1 л.д. 26 - 29, т. 1 л.д. 70 - 73, т. 5 л.д. 161 - 167, т. 6 л.д. 112 - 115, л.д. 121-124, т. 7 л.д. 71 - 74), оставленным без изменения (за исключением пункта 2 резолютивной части решения, из которого исключены слова "за Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины по г. Севастополю") постановлением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 28.05.2002 по делу в„– 20-2/228-4/467 (т. 1 л.д. 21-25, т. 5 л.д. 152-160, т. 6 л.д. 106-111, л.д. 116-120, т. 7 л.д. 66-70) удовлетворены исковые требования Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины по г. Севастополю к Общественному объединению "Футбольный клуб "Чайка" о признании права собственности и истребовании имущества из чужого незаконного владения: признано право государственной собственности на имущество стадиона "Чайка": прожекторные мачты - 4 шт., футбольное поле, секторы для толкания ядра - 2 шт., реконструированные трибуны с подтрибунными помещениями, оградительная стена, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Адм. Октябрьского 20. Общество с ограниченной ответственностью "Фаворит" решением обязано передать указанное имущество Региональному отделению Фонда государственного имущества Украины по г. Севастополю. Постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 16.10.2002, отменяющее указанные решение и постановление (т. 1 л.д. 30 - 38, также т. 7 л.д. 63 - 64), отменено Постановлением Верховного Суда Украины от 24.12.2002 (т. 1 л.д. 39 - 47,).
Письмом от 21.07.2004 в„– 2667/06-4.1, адресованным Фонду государственного имущества Украины, Севастопольская городская государственная администрация сообщила о нецелесообразности приватизации стадиона "Чайка", поскольку на территории стадиона "Чайка" осуществляется торговая деятельность различными хозяйствующими субъектами (т. 1 л.д. 103).
Государственный комитет Украины по вопросам физической культуры и спорта письмом от 21.07.2004 в„– 9/4704, адресованным Фонду государственного имущества Украины, сообщил о нецелесообразности приватизации стадиона "Чайка" в связи с возможной потерей функционального назначения объекта как объекта физической культуры и спорта: спортивное сооружение в настоящее время передано в срочную аренду для организации временного мелкооптового рынка (т. 1 л.д. 104 - 105).
Согласно Акту приема-передачи государственного имущества от 15.02.2006, в связи с окончанием срока действия договора аренды в„– 88 от 19.07.2001 Общественное объединение "Футбольный клуб "Чайка" передало, а Фонд государственного имущества Украины по г. Севастополю принял объекты имущественного комплекса стадиона "Чайка" (т. 7 л.д. 83).
10.03.2006 между Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины по г. Севастополю и Обществом с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" заключен договор хранения в„– 20, по которому объекты, находящиеся по адресу: г. Севастополь, ул. Адм. Октябрьского, 20 (объекты, составляющие имущественный комплекс стадиона "Чайка") переданы на хранение ООО "ПФК "Севастополь" (т. 3 л.д. 56 - 62, также т. 7 л.д. 79 - 82).
Общественное объединение "Футбольный клуб "Чайка" обратилось с иском в„– 7/03 от 16.03.2006 к Региональному отделению фонда государственного имущества Украины по г. Севастополю о признании за Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка" права собственности на долю в размере 100% в общей долевой собственности на реконструированную северную трибуну, расположенную по адресу: г. Севастополь, ул. Адм. Октябрьского, 20, согласно схематического плана, составленного ГКП БТИ и ГРОНИ г. Севастополя (т. 3 л.д. 91 - 101). Решением Хозяйственного суда города Севастополя от 09.10.2007 по делу 20-5/326-4/343-7/09511/116-5/131 в удовлетворении указанного иска отказано (т. 3 л.д. 102-120).
Решением Хозяйственного суда города Севастополя от 15.05.2006 по делу в„– 20-5/075 за Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка" признано право собственности на долю 3/100 в общей долевой собственности на Имущественный комплекс стадиона "Чайка" (т. 1 л.д. 111 - 118, также т. 7 л.д. 54 - 58). Общественное объединение "Футбольный клуб "Чайка" письмом от 25.07.2006 исх. в„– 32/07 как лицо более 5 лет за счет собственных средств содержащее расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Адм. Октябрьского, 20 объект социально-культурного назначения - объект приватизации группы Ж (имущественный комплекс стадиона "Чайка"), а также как совладелец указанного объекта, имеющий в собственности 3/100 доли этого объекта, обратилось в РО ФГИУ по г. Севастополю с заявлением о включении Объекта в перечень объектов приватизации. Согласно заявления в„– 77/40 от 25.07.2006 объектом приватизации указан Имущественный комплекс стадиона "Чайка", находящийся по адресу: г. Севастополь, ул. Адм. Октябрьского, 20 (т. 1 л.д. 109 - 110).
Севастопольская городская государственная администрация письмом от 06.09.2006 в„– 7343/42/1-06 согласовала перечень объектов социальной группы "Ж", подлежащих приватизации по г. Севастополю: имущественный комплекс стадиона "Чайка" (т. 5 л.д. 150 - 151, также т. 6 л.д. 39 - 40).
Приказом Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины по г. Севастополю от 08.09.2006 в„– 220 включен в перечень объектов группы Ж, подлежащих приватизации, имущественный комплекс стадиона "Чайка" (в размере 97/100 долей), расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Адм. Октябрьского, 20, находящийся на балансе Общественного объединения "Футбольный клуб "Чайка"; принято решение о приватизации путем выкупа объекта государственной собственности группы Ж - 97/100 долей имущественного комплекса стадиона "Чайка" (т. 1 л.д. 126).
Письмами от 14.09.2006 в„– 1617/01-4, от 26.09.2006 в„– 1690/01-3, от 12.10.2006 в„– 1808/01-4, от 03.11.2006, от 08.06.2007 в„– 1565/01-4, от 21.08.2007 в„– 2324/01-4 Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины по г. Севастополю обратилось в Фонд государственного имущества Украины, в Департамент продажи целостных имущественных комплексов за согласованием включения в перечень объектов, подлежащих приватизации, объекта группы Ж (т. 1 л.д. 127 - 132, т. 6 л.д. 24, 26, 35, 37, 38), в адрес Севастопольской государственной администрации: письмом от 27.07.2006 в„– 1358/01-6 - о приватизации на условиях восстановления профиля объекта в качестве стадиона в течение 5 лет (т. 3 л.д. 53), письмом от 16.02.2007 в„– 470/01-6 - о приватизации способом продажи по некоммерческому конкурсу (т. 3 л.д. 33).
Согласно писем от 08.06.2007 в„– 1565/01-4, от 21.08.2007 в„– 2324/01-4 приватизация способом выкупа имущественного комплекса стадиона "Чайка" обусловлено необходимостью исполнения Постановления Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 22.05.2007 по делу 20-12/373, которым удовлетворено требование Общественного объединения "Футбольный клуб "Чайка" об обязании РО ФГИ по г. Севастополю включить имущественный комплекс стадиона "Чайка" в перечень объектов, которые подлежат приватизации путем выкупа.
Постановлением Хозяйственного суда города Севастополя от 03.05.2007 по делу в„– 20-9/104, оставленным без изменения определением от 30 июля 2007 года Севастопольского апелляционного хозяйственного суда, удовлетворены требования Общественного объединения "Футбольный клуб "Чайка", признаны противоправными действия Фонда государственного имущества Украины по отказу Региональному отделению Фонда государственного имущества по городу Севастополю в согласовании включения имущественного комплекса стадиона "Чайка" в перечень объектов группы Ж, подлежащих приватизации (т. 2 л.д. 35 - 71).
Постановлением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 22.05.2007 по делу в„– 20-12/373 (т. 1 л.д. 144 - 152, т. 6 л.д. 15 - 18) иск Общественного объединения "Футбольный клуб "Чайка" удовлетворен, РО ФГИ по г. Севастополю обязано включить 97/100 долей имущественного комплекса "Чайка", расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Адм. Октябрьского, 20, который состоит из: прожекторной мачты металлической - 4 шт., реконструируемой северной трибуны с подтрибунными помещениями (тридцать шесть торгово-складских помещений) с бетонированной площадкой вдоль северной трибуны - одна штука; реконструированной южной трибуны с подтрибунными помещением (административные и торгово-складские помещения) с дорожкой асфальтобетонной вдоль южной трибуны - 1 штука; трансформаторная подстанция с ограждением - 1 штука, ограждающая стена с четырьмя пристроенными гаражными боксами, шестью билетными кассами и шестью железными воротами - 1 штука; площадка для мусора с бордюрами - 1 штука; пристройка в помещение билетной кассы - 1 штука; главный распределяющий щит - 4 штуки; распределительный щит - 10 штук; сеть электроснабжения - 1 штука, сеть водопроводная - 1 штука; колодец сети водоснабжения - 3 штуки; колодец сети ливневых и сточных вод - 9 штук; колодец сети канализации - 13 штук; помещение радиорубки - 1 штука - в перечень объектов, которые подлежат приватизации путем выкупа Общественной организацией "Футбольный клуб "Чайка".
Постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 28.11.2007 вышеуказанное Постановление Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 22.05.2007 по делу в„– 20-12/373 отменено, дело направлено на рассмотрение суда первой инстанции (т. 1 л.д. 196 - 201)).
Письмами от 21.09.2006 в„– 10-20-13330, от 10.10.2006 в„– 20-1-494, от 26.10.2006 в„– 20-1-535, от 17.11.2006 в„– 10-20-16527, от 26.06.2007 в„– 10-20-10107 Фонд государственного имущества Украины, Департамент продажи целостных имущественных комплексов отказали в согласовании путем выкупа и в целях защиты имущественных интересов государства требовали от РО ФГИ в АРК Крым и г. Севастополе предпринять действенные меры, направленные на применение конкурентного способа продажи имущественного комплекса стадиона "Чайка" (т. 1 л.д. 133 - 143).
Письмом от 17.09.2007 в„– 10-20-14626 Фонд государственного имущества Украины, с учетом постановления Севастопольского хозяйственного суда от 22.05.2007 по делу в„– 20-12/373, которым Региональное отделение ФГИ в Автономной Республике Крым и г. Севастополе обязано включить 97/100 долей имущественного комплекса "Чайка" в перечень объектов, подлежащих приватизации путем выкупа Общественной организацией "Футбольный клуб "Чайка", не возражал против приватизации стадиона "Чайка" (т. 1 л.д. 101 - 102, 153 - 155, также т. 6 л.д. 151).
Во исполнение Постановления Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 22.05.2007 по делу в„– 20-12/373 в перечень объектов государственной собственности группы Ж, подлежащих приватизации, включен имущественный комплекс стадиона "Чайка", что подтверждается приказом РО ФГИУ в АРК и г. Севастополе от 19.09.2007 в„– 160 "О включении объекта в перечень объектов группы Ж, подлежащих приватизации" (т. 1 л.д. 165, т. 6 л.д. 150).
Письмом исх. в„– 39/9 от 28.09.2007 в адрес РО ФГИУ по АРК и г. Севастополю, Общественное объединение "Футбольный клуб "Чайка", в связи с наличием судебных дел относительно долевой собственности имущественного комплекса стадиона "Чайка", во избежание конфликтных ситуаций просит провести оценку всего имущественного комплекса стадиона "Чайка" без выделения 3/100 и обязалось впоследствии выкупить весь объект (т. 6 л.д. 147).
На основании приказа в„– 161 от 19.09.2007, 30.09.2007 проведена инвентаризация основных средств имущественного комплекса стадиона "Чайка" (т. 2. л.д. 123 - 127, также т. 5 л.д. 144 - 149, также т. 6 л.д. 99 - 104).
Фонд коммунального имущества Севастопольского городского Совета от 29.10.2007 издал приказ в„– 1029 об оформлении свидетельства о праве собственности за государством в лице органа, уполномоченного управлять государственным имуществом - РО ФГИУ в АРК и г. Севастополе на объект недвижимого имущества - нежилые здания и сооружения, расположенные по адресу г. Севастополь, ул. Адм. Октябрьского 20 (т. 1 л.д. 123 - 124, т. 3 л.д. 21 - 22, т. 6 л.д. 32 - 33).
11.10.2007 ООО НПКП "Югрыбпроект" на основании заказа в„– 168/07 Общественного объединения "Футбольный клуб "Чайка", письма РО ФГИУ в АРК и г. Севастополе от 03.10.2007 в„– 2591/01-6 (т. 6 л.д. 145) составляет отчет об обследовании и оценке технического состояния павильонов торговой площади "Чайка" (т. 6 л.д. 128 - 144).
Частным предприятием "Консалтинговая фирма "Эдвайс" проведена оценка объекта: индивидуально-определенного имущества - комплекса зданий, строений, оборудования и инженерных сетей стадиона "Чайка", составлен отчет от 12.11.2007 (т. 5 л.д. 27 - 142), согласно которого - стоимость объекта оценки на 30.09.2007 составила 3 195 000 гривен, с учетом НДС - 5 034 000 рублей (т. 5 л.д. 140). При этом земельный участок площадью 2,0525 га, на котором расположен имущественный комплекс стадиона "Чайка", в перечень необоротных активов, подлежащих независимой оценке не вошел (т. 5 л.д. 34 - 35). В отчете качественные и количественные характеристики земельного участка не отражены. Стоимость земельной компоненты без раскрытия содержания оценены в 1 989 375 гривен (т. 5 л.д. 138).
На основании письма-запроса на проведение рецензирования от 12.11.2007 в„– б\н ЧП "Консалтинговая фирма "Эдвайс" рецензент Сазонов А.В. и стажер Ермаков Р.В. дали положительную рецензию на отчет об оценке объекта оценки: имущественный комплекс стадиона "Чайка" (т. 6 л.д. 39 - 40, 41 - 87).
Согласно справки-характеристики Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества от 08.12.2007 в„– 2888, выданной Региональному отделению ФГИУ в АР Крым и г. Севастополе, свидетельства о праве собственности на нежилые здания и сооружения от 03.11.2007, выданного на основании решения сессии Севастопольского городского Совета в„– 339 от 12.11.2002, приказа Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета в„– 1029 от 29.10.2007 (т. 1 л.д. 119 - 120, также т. 6 л.д. 30 - 31) объект в целом, расположенный в г. Севастополе на улице Адмирала Октябрьского, 20 принадлежит Государству Украина в лице органа, уполномоченного управлять государственным имуществом - Регионального отделения фонда Государственного имущества в Автономной республике Крым и г. Севастополе. Объект состоит из нежилых зданий и сооружений: подтрибунные помещения северной трибуны лит. А общей площадью 382,30 кв. м; подтрибунные помещения южной трибуны лит. З общей площадью 44,30 кв. м; подтрибунные помещения южной трибуны лит. М общей пл. 68,40 кв. м; подтрибунные помещения южной трибуны лит. Н общ. пл. 157,60 кв. м; подтрибунные помещения южной трибуны лит. Э общ пл. 155,50 кв. м; подтрибунные помещения южной трибуны лит. Ю общ пл. 369,70 кв. м; билетная касса лит. Б общ. пл. 6,10 кв. м; билетная касса лит. В общ. пл. 6,20 кв. м; билетная касса лит. Л общ пл. 6,20 кв. м; билетная касса лит. К1 общ. пл. 6,00 кв. м; билетная касса лит. К2 общ. пл. 6,10 кв. м; билетная касса лит. К3 общ пл. 5,90 кв. м; каменные гаражи лит. Я, лит. Я1 общ. пл. 129,50 кв. м; помещение радиорубки лит. Ж общ. пл. 12,0 кв. м; трансформаторная подстанция лит. Ю1-1 шт.; прожекторные мачты металлические - 4 шт.; ограждения; прочие сооружения.
Согласно заключению Частного предприятия "Консалтинговая фирма "Эдвайс" от 30.11.2007 о стоимости отдельного индивидуально определенного имущества: комплекса зданий, строений, оборудования и инженерных сетей стадиона "Чайка" составляет 4 195 000 гривен без НДС (т. 6 л.д. 37 - 38).
Согласно заявления в„– 3232/01-6 от 06.12.2007 Региональное отделение фонда государственного имущества Украины в Автономной республике Крым и в г. Севастополе обратилось в БТИ и ГРОНИ в целях обеспечения выполнения Постановления Высшего хозяйственного суда Украины по делу в„– 20-5/075 о регистрации права собственности РО ФГИ Украины в АРК и г. Севастополе на 100% объектов стадиона "Чайка", расположенного по адресу г. Севастополь, ул. Адм. Октябрьского, 20 (т. 1 л.д. 125, т. 6 л.д. 29).
Из справки-характеристики Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества от 08.12.2007 в„– 2888 следует, что указанные строения и сооружения по состоянию на 22.09.2007 по заявлению владельца отчуждаются в целом, стоимость 4 195 000 гривен (т. 1. л.д. 121).
10.12.2007 между РО ФГИУ в АРК и г. Севастополе (продавец) и Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка" (покупатель) заключен договор купли-продажи государственного имущества в„– 202/40, засвидетельствованный 10 декабря 2007 года частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа Рыжковой Н.В., зарегистрированный в реестре за в„– 2574 (далее - договор в„– 202/40 от 10.12.2007) /т. 1 л.д. 156 - 164, т. 6 л.д. 20 - 27/.
В соответствии с пунктом 1.1. предметом договора в„– 202/40 от 10.12.2007 является имущественный комплекс стадиона "Чайка", расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Адм. Октябрьского, д. 20, состоящий из следующего имущества: прожекторные мачты металлические - 4 шт.; подтрибунные помещения северной трибуны лит. А общей площадью 382,30 кв. м; подтрибунные помещения южной трибуны лит З общей площадью 44,30 кв. м; лит. М общей пл. 68,40 кв. м; лит. Н общ. пл. 157,60 кв. м; лит Э общ пл. 155,50 кв. м; лит. Ю общ пл. 369,70 кв. м - 4 шт.; трансформаторная подстанция с ограждением лит. Ю1-1 шт.; каменные гаражи лит. Я, лит. Я1 общ. пл. 129,50 кв. м; шесть билетных касс лит К1 общ. пл. 6,00 кв. м; лит. К2 общ. пл. 6,10 кв. м; лит. КЗ общ пл. 5,90 кв. м; лит Л общ пл. 6,20 кв. м; лит. В общ. пл. 6,20 кв. м; лит Б общ. пл. 6,10 кв. м; помещение радиорубки лит Ж общ. пл. 12,0 кв. м - 1 шт.; ограждения; другие сооружения; главный распределительный щит - 4 шт.; распределительный щит - 10 шт.; сеть электроснабжения (500 м) - 1 шт.; сеть водоснабжения (250 м) - 1 шт.; сеть ливневых и сточных вод (150 м) - 1 шт.; сеть канализационная (180 м) - 1 шт.; колодец сети водоснабжения - 3 шт.; колодец сети ливневых и сточных вод - 9 шт.; колодец сети канализации - 13 шт.
Согласно пунктов 1.3 - 1.5 договора в„– 202/40 от 10.12.2007 стоимость объекта составила 4 195 000 гривен, без учета НДС; 5 034 000 гривен, НДС (20%) 839 000 гривен.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2. договора в„– 202/40 от 10.12.2007 передача Объекта приватизации осуществляется Продавцом Покупателю в течение трех дней с момента оплаты полной стоимости объекта приватизации.
Разделом 5 договора в„– 202/40 от 10.12.2007 установлены обязанности Покупателя. В соответствии с пунктом 5.1.4 договора в„– 202/40 от 10.12.2007 Покупатель обязан восстановить в течение пяти лет с момента перехода права собственности на объект приватизации профиль использования Объекта приватизации как стадиона. Пунктом 5.3. договора в„– 202/40 от 10.12.2007 Покупатель обязан представить Продавцу необходимые материалы, сведения, документы и прочее об исполнении условий этого Договора.
Дальнейшее отчуждение и передача в ипотеку Покупателем Объекта приватизации в период действия условий этого Договор осуществляется при согласии Продавца с обеспечением перехода к новому владельцу всех обязанностей, в том числе не выполненных Покупателем на момент такого отчуждения, ответственности за их невыполнение, определенных законодательством и настоящим Договором прав и обязанностей Покупателя согласно законодательству Украины.
Пунктом 10 Договора предусмотрено освобождение от ответственности за невыполнение условий настоящего Договора при возникновении форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы). Сторона, которая не может выполнить условия этого Договора в результате возникновения форс-мажорных обстоятельств должна уведомить об этом вторую сторону.
В соответствии с пунктом 12.2 договора в„– 202/40 от 10.12.2007 при невыполнении одной из сторон условий настоящего Договора Договор может быть изменен или расторгнут по требованию одной из сторон по решению суда или хозяйственного суда, а объект приватизации возвращен в государственную собственность.
Актом приема-передачи государственного имущества от 17.12.2007 имущественный комплекс стадиона "Чайка" передан покупателю - Общественному объединению "Футбольный клуб "Чайка".
Согласно выписке из Государственного реестра сделок в„– ГН 410961 за Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка" зарегистрировано право на нежилую недвижимость, нежилые постройки и сооружения по адресу: г. Севастополь, ул. Адмирала Октябрьского,20 (т. 5 л.д. 18). Согласно Регистрационной надписи на правоустанавливающем документе, выданной КП Севастопольского городского Совета "Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества" имущественный комплекс стадиона "Чайка" зарегистрирован КП "Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества" Севгорсовета на праве собственности за Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка" (т. 5.л.д. 19).
Справкой Государственной налоговой инспекции в Ленинском районе г. Севастополя Государственной налоговой администрации Украины от 19.05.2008 в„– 241/23-1/30690716 подтверждается, что платежным поручением в„– 1 от 12.12.2007 оплачена сумма 5 034 000 гривен за приобретенное у РО ФГИУ в АРК и г. Севастополе по договору в„– 202/40 от 10.12.2007 имущество (т. 9. л.д. 66 - 67).
Украинское товарищество оценщиков письмом исх. в„– 86-ЕР от 21.12.2007 на письмо в„– 3204/01-6 от 05.12.2007 дало положительную рецензию на отчет о независимой оценке инвестиционной стоимости индивидуально определенного имущества - комплекса зданий, строений, оборудования и инженерных сетей стадиона "Чайка". Рецензия подписана председателем Экспертного совета, заслуженным экспертом-оценщиком Я.Маркусом, членами Экспертного Совета УТО, Оценщиками, заслуженными экспертами-оценщиками Ю.В.Крумелис, А.Б.Огаджанян, В.М.Пазирук, Л.М.Сиомонова, Г.Б.Смирницкий, Ю.Д.Сулименко, В.П.Филиппов, А.М, Чиркин, С.В.Шуляк (т. 6 л.д. 14 - 17,18).
Согласно справке Государственной налоговой инспекции в Ленинском районе г. Севастополя от 19.05.2008 в„– 241/23-1/30690716 ГО "ФК "Чайка" (ОО "ФК "Чайка" является посредником в реализации товара: реализовано ООО "ПФК "Севастополь", приобретено у РО ФГИУ в АРК и г. Севастополе - Имущественный комплекс стадиона "Чайка".
27.12.2007 между Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка" (продавец) и Обществом с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь", ЕГРПОУ 32057566 (покупатель) заключен договор купли-продажи имущества, согласованный РО ФГИУ в АРК и г. Севастополе, засвидетельствованный 27 декабря 2007 года, зарегистрированный частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа Рыжковой Н.В. в реестре за в„– 2674.
Пунктами 1 указанного Договора определен предмет купли-продажи: Имущественный комплекс стадиона "Чайка", расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Адм. Октябрьского, 20, состоящий из следующего имущества: прожекторные мачты металлические - 4 шт.; подтрибунные помещения северной трибуны лит. А общей площадью 382,30 кв. м; подтрибунные помещения южной трибуны лит З общей площадью 44,30 кв. м; лит. М общей пл. 68,40 кв. м; лит. Н общ. пл. 157,60 кв. м; лит Э общ пл. 155,50 кв. м; лит. Ю общ пл. 369,70 кв. м - 4 шт.; трансформаторная подстанция с ограждением лит. Ю1-1 шт.; каменные гаражи лит. Я, лит. Я1 общ. пл. 129,50 кв. м; шесть билетных касс лит К1 общ. пл. 6,00 кв. м; лит. К2 общ. пл. 6,10 кв. м; лит. КЗ общ пл. 5,90 кв. м; лит Л общ пл. 6,20 кв. м; лит. В общ. пл. 6,20 кв. м; лит Б общ. пл. 6,10 кв. м; помещение радиорубки лит Ж общ. пл. 12,0 кв. м - 1 шт.; ограждения; другие сооружения; главный распределительный щит - 4 шт.; распределительный щит - 10 шт.; сеть электроснабжения (500 м) - 1 шт.; сеть водоснабжения (250 м) - 1 шт.; сеть ливневых и сточных вод (150 м) - 1 шт.; сеть канализационная (180 м) - 1 шт.; колодец сети водоснабжения - 3 шт.; колодец сети ливневых и сточных вод - 9 шт.; колодец сети канализации - 13 шт. В соответствии с пунктом 1.3., 1.4. договора стоимость объекта продажи составляет 5 034 000 гривен.
Пунктом 3.1., 3.2. Договора предусмотрено, что право собственности переходит с момента передачи объекта, которая проводится в течение трех дней с даты подписания договора. В соответствии с подпунктом 4.1.3. Договора покупатель обязан в срок до 17.12.2012 восстановить профиль использования объекта продажи как стадион. Пунктом 4.2 Договора предусмотрено, что Дальнейшее отчуждение и передача в ипотеку Покупателем Объекта продажи в период действия условий этого Договор осуществляется по согласованию с Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины по Автономной Республике Крым и г. Севастополю с обеспечением перехода к новому владельцу всех обязанностей, в том числе не выполненных Покупателем на момент такого отчуждения, ответственности за их невыполнение, определенных законодательством и настоящим Договором прав и обязанностей Покупателя согласно законодательству Украины.
В соответствии с пунктом 9.2 Договора при невыполнении Покупателем п. 4.1.3 настоящего Договора, Договор может быть расторгнут по решению суда или хозяйственного суда, а объект продажи будет подлежать возвращению в государственную собственность.
Актом приема-передачи от 02.01.2008 имущественный комплекс стадиона "Чайка" передан Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка" Обществу с ограниченной ответственностью "ПФК "Севастополь" (т. 5 л.д. 24, т. 8 л.д. 162).
Согласно выписке из Государственного реестра сделок в„– ГХ 991083-27.12.2007 за ООО "ПФК "Севастополь" зарегистрировано право на имущественный комплекс стадиона "Чайка" по адресу: г Севастополь, ул. А.Октябрьского, 20 (т. 5 л.д. 22). Согласно Регистрационной надписи на правоустанавливающем документе имущественный комплекс стадиона "Чайка" зарегистрирован КП "Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества" Севгорсовета на праве собственности за ООО "ПФК "Севастополь" (т. 5 л.д. 23, также т. 8. л.д. 163).
ООО "ПФК "Севастополь" перечислило "Футбольный клуб "Чайка" оплату за имущественный комплекс стадиона "Чайка": согласно выписки по счету в„– 26000945206021 за 28.12.2007 - на сумму 1 140 180 гривен, от 27.12.2007 - на сумму 350 540 гривен, согласно выписки по счету в„– 26000945206021 за 22.01.2008 - на сумму 1500 000 гривен и 2 034 000 гривен (т. 8 л.д. 164 - 166).
Решением хозяйственного суда города Севастополя от 21.03.2008 по делу 502012/108, оставленным без изменений Постановлением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 25.04.2008, отказано прокурору г. Севастополя в удовлетворении исковых требований об отмене приказа РО Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и Севастополе в„– 160 от 19.09.2007 признании недействительными договоров в„– 202/40 от 10.12.2007, от 21.12.2007 (т. 3 л.д. 121 - 129, 130 - 139). Территориальная проектная организация по региону г. Севастополь "КрымНИОпроект" письмом исх. в„– 194/ДП от 30.12.2008 на исх. в„– 75 от 27.11.2008, адресованным ПФК "Севастополь" сообщило о том, что в соответствии с утвержденным генеральным планом г. Севастополя, территория стадиона "Чайка" относится по зонированию к общественной застройке общегородского значения. Также сообщено о невозможности использования существующего стадиона "Чайка" как футбольного, в связи с противоречием ДБН в п. 2.2 - 13 - 2003 "Спортивно-оздоровительные сооружения", прежде всего как не соответствующего его ориентации в направлении север - юг. Реконструкция стадиона при условии изменения его ориентации и при наличии существующего участка исключена. Не изменяя существующего зонирования генерального плана города, возможно размещение многофункционального, универсального комплекса, сочетающего в себе помещения спортивного, торгового, административного, общественного и прочих назначений (т. 8 л.д. 27).
Решением хозяйственного суда города Севастополя от 25.03.2009 по делу в„– 5020-9/428-13/095-7/191-13/240-3/038-9/003 за ООО "ПФК "Севастополь" (код 32057566) признано право пользования земельным участком площадью 2,0525 га по адресу: г. Севастополь, ул. Адм. Октябрьского, 20 (т. 2 л.д. 111 - 119, т. 2 л.д. 155 - 156, т. 3 л.д. 34 - 52, л.д. 140 - 154).
Между Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка" и ООО "ПФК "Севастополь" 19.08.2009 заключено дополнительное соглашение к договору от 27.12.2007 согласованное с РО ФГИУ в АРК и г. Севастополе, по условиям которого подпункт 4.1.3 пункта 4.1. раздела 4 "Обязанности сторон" договора купли-продажи на основании письма РО ФГИУ в АРК и г. Севастополе от 14.08.2009 исх. в„– 11-002-02951 изложен в следующей редакции: в срок до 17.12.2012 достроить в ввести в эксплуатацию многофункциональный универсальный комплекс, который объединит в себе помещения спортивного, торгового, административного, общественного и других назначений. При этом площадь спортивных помещений должна составлять не менее 30% от общей площади объекта (т. 1 л.д. 174 - 178, т. 2 л.д. 106 - 108, т. 5 л.д. 25, т. 6 л.д. 12 - 13).
Письмом от 10.09.2009, регистрационный номер 51 ООО "ПФК "Севастополь" обратилось в Севастопольский городской Совет с ходатайством о выборе места расположения земельного участка для строительства и обслуживания многофункционального универсального комплекса (т. 8 л.д. 28)
17.03.2011 принят Закон Украины в„– 3159 "О моратории на изменение целевого назначения отдельных земельных участков рекреационного назначения в городах и других населенных пунктах", согласно которому на пять лет введен мораторий на изменение целевого назначения земельных участков объектов физической культуры и спорта, и запрещена ликвидация и разрушение объектов стационарной рекреации.
Письмом от 08.06.2011 в„– 2-1/2224 на в„– 49 от 18.04.2011 Управление градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации сообщило ООО "ПФК "Севастополь" о невозможности выдачи градостроительных условий и ограничений застройки участка согласно заявленным намерениям (строительство многофункционального универсального комплекса) без переоформления правоустанавливающих документов на землю на ООО "ПФК "Севастополь" (т. 8 л.д. 30). Письмом от 25.06.2011 в„– 2-1/3279 на в„– 58 от 09.06.2011 Управление градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации сообщило ООО "ПФК "Севастополь" о том, что согласно условным обозначениям основного чертежа Генерального развития города Севастополя до 2025 года, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 в„– 4114, на территории, включающей участок по ул. Адм. Октябрьского, 20, предусмотрен объект, отнесенный к группе "торговля, торгово-развлекательные центры, офисно-торговые комплексы, гипермаркеты" (т. 8 л.д. 31). Севастопольская городская государственная администрация письмом от 30.09.2011 в„– 3417/39/1-11/7185 на 15 от 31.03.2011, адресованным ООО "ПФК "Севастополь" сообщило о невозможности дачи согласия на изменение целевого назначения земельного участка и разработку проекта отвода до разработки и утверждения проекта зонирования или детального плана данной территории в связи с тем, что согласно государственному акту от 22.10.1993 в„– 44 земельный участок площадью 2,0525 га по ул. Адм. Октябрьского, 20 предоставлен в постоянное пользование Футбольному клубу "Чайка" для обслуживания стадиона "Чайка", по Генплану находится в зоне общественной застройки общегородского значения (предлагаемое изменение требует разработки соответствующей градостроительной документации для определения градостроительных условий и ограничений) (т. 8 л.д. 32). Севастопольская городская государственная администрация письмом от 02.02.2012 в„– 832/39/1-12/769 запросила у ООО "ПФК "Севастополь" проектную документацию и информацию о перечне проведенных с 19.08.2009 мероприятий, подтверждающих добросовестное намерение ООО "ПФК "Севастополь" в срок до 17.12.2012 достроить и ввести в эксплуатацию многофункциональный универсальный комплекс на земельном участке, не используемом для обслуживания объектов спортивной инфраструктуры г. Севастополя в настоящее время (т. 8 л.д. 33). Письмом исх. в„– 139 от 29.02.2012 на запрос от 02.02.2012 в„– 832/39/1-12/769 в адрес Севастопольской городской государственной администрации, ООО "ПФК "Севастополь" сообщило об административных препятствиях, не позволяющих исполнить договор в„– 202/40 от 10.12.2007 в срок, предложило продлить срок исполнения обязательства по строительству и вводу в эксплуатацию многофункционального универсального комплекса. Решением Хозяйственного суда города Киева от 16.04.2013 по делу в„– 910/4944/13, оставленным без изменений постановлением Киевского апелляционного хозяйственного суда от 14.08.2013 по делу в„– 910/4944/13 удовлетворены требования ООО "ПФК "Севастополь" к Севастопольской городской государственной администрации, Региональному отделению Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, Общественному объединению "Футбольный клуб "Чайка" о внесении изменений в договор (т. 2 л.д. 148 - 154), пункт 4.1.3. договора от 27.12.2007 изложен в следующей редакции: "4.1.3. В течение пяти лет после истечения моратория на изменение целевого назначения земельных участков объектов физической культуры и спорта, введенного Законом Украины "О моратории на изменение целевого назначения отдельных земельных участков рекреационного назначения в городах и других населенных пунктах" достроить и ввести в эксплуатацию многофункциональный универсальный комплекс, который объединит в себе помещения спортивного, торгового, административного, общественного и других назначений. При этом площадь спортивных помещений должна составлять не менее 30% от общей площади объекта" (т. 1 л.д. 179 - 195, также т. 2 л.д. 143 - 147). Департаментом имущественных и земельных отношений на основании письма Межрегиональной общественной организации "Объединение патриотов Севастополя" исх. 007-15м от 03.06.2015 (т. 1 л.д. 18, также т. 4 л.д. 32) проведена проверка обстоятельств заключения договоров в„– 202/40 от 10.12.2007 и от 27.12.2007.
Согласно акта внеплановой проверки выполнения условий договора купли-продажи имущественного комплекса стадиона "Чайка" от 10.12.2007 в„– 202/40, правопреемником которого при дальнейшей продаже объекта приватизации является ООО "ПФК "Севастополь" (договор купли-продажи от 27.12.2007 г. б/н) от 22.07.2015 по состоянию на 22.06.2015 условия договора купли-продажи имущественного комплекса стадиона "Чайка" в части достройки и ввода объекта приватизации в эксплуатацию - не выполнено, цель приватизации имущественного комплекса стадиона "Чайка", расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Адм. Октябрьского, 20, - его восстановление и использование как стадион - не достигнута как заведомо неисполнимая. Обладая правом пользования земельным участком, расположенным по адресу: г. Севастополь, ул. Адм. Октябрьского, 20, предоставленного для обслуживания стадиона "Чайка", ООО "ПФК "Севастополь" нарушает земельное законодательство: земельный участок не используется для обслуживания стадиона "Чайка", фактически на территории объекта приватизации функционирует рынок, что не предусмотрено видом разрешенного использования земельного участка (т. 2 л.д. 128 - 185).
ООО "ПФК "Севастополь" направило в ГКУС "Фонд государственного имущества" возражения на акт внеплановой проверки от 22.06.2015, исх. в„– 50 от 02.07.2015 (т. 4 л.д. 30 - 31).
Департамент имущественных и земельных отношений по результатам внеплановой проверки пришел к выводу о недействительности (ничтожности) договоров в„– 202/40 от 10 декабря 2007 года и от 27 декабря 2007 года, в связи с чем обратился с данным иском в Арбитражный суд города Севастополя.
По мнению кассационной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор о признании права собственности верно руководствовались п. 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ в„– 10, Пленума ВАС РФ в„– 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которому лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Согласно Постановлению Пленума в„– 10/22 с учетом статьи 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП, при отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
В соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
С учетом изложенного, вывод судов о том, что признание права собственности на имущественный комплекс стадиона "Чайка" за Городом федерального значения Севастополем - является условием удовлетворения требования о виндикации спорного имущества основан на неверном толковании ст. 301 ГК РФ и позиции, изложенной в п. 36, п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ в„– 10, Пленума ВАС РФ в„– 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Таким образом, истцом одновременно заявлены взаимоисключающие требования, противоречащие изложенным позициям Верховного суда РФ.
Также верным является вывод судов, что право на виндикационный иск переходит от бывшего не владеющего собственника к новому не владеющему собственнику в порядке правопреемства.
Как следует из ст. 302 ГК РФ ответчик вправе возразить против истребования имущества из его владения путем представления доказательств возмездного приобретения им имущества у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем он не знал и не должен был знать (добросовестный приобретатель).
Давая оценку добросовестности приобретателя, суду необходимо учесть правовую позицию, изложенную в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ в„– 10, Пленума ВАС РФ в„– 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которой для целей применения пунктов 1 и 2 статьи 302 ГК РФ приобретатель не считается получившим имущество возмездно, если отчуждатель не получил в полном объеме плату или иное встречное предоставление за передачу спорного имущества к тому моменту, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неправомерности отчуждения.
Ввиду изложенного, при новом рассмотрении дела, судам необходимо исследовать, каким образом при совершении сделки ответчик знал или должен был знать о неправомерности отчуждения имущества продавцом, обстоятельства на момент совершения спорной сделки - наличия записи о праве собственности продавца в реестре, признания украинскими судами юридических последствий сделки приватизации, участия правопредшественника истца в договоре купли-продажи от 27.12.2007, а также принятие всех разумных мер для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества.
Кроме того, судами нижестоящих инстанций указано, что правопредшественник истца утратил владение помимо его воли, основан на квалификации договора купли-продажи от 10.12.2007 как ничтожной сделки.
Вместе с тем, ничтожность сделки не может свидетельствовать о том, что спорное имущество выбыло из владения собственника без его воли, при этом судами верно указано, что спорное имущество было передано самим правопредшественником истца по договору купли-продажи от 10.12.2007, а также согласован договор купли-продажи между Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка" и Обществом с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" от 27.12.2007.
Суды нижестоящих инстанций указали, что начало течения срока исковой давности следует исчислять с даты вынесения постановления Киевского апелляционного хозяйственного суда от 14.08.2013 о внесении изменений в пункт 4.1.3. договора от 27.12.2007.
Между тем, право на иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения переходит к новому собственнику от прежнего с теми возражениями, в том числе по исковой давности, которые имеются у фактического владельца имущества. При смене титульного собственника, не владеющего имуществом, исковая давность на истребование этого имущества не начинает течь заново.
Таким образом, при новом рассмотрении судам необходимо исследовать, обстоятельства связанные с утратой правопредшественником - истца владения спорным имуществом при исполнении договора купли-продажи от 10.12.2007.
Также судами указано, что поскольку ранее сделка приватизации не оспаривалась по основанию ее противоречия добрым нравам, то она может быть признана судом недействительной в новом споре без учета следующего.
В силу ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно п. 75. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 в„– 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
Таким образом, вывод судов о ничтожности договора купли-продажи от 10.12.2007 противоречит установленными обстоятельствами признания украинскими судами на основании вступивших в силу судебных решений юридической силы сделки по приватизации государственного имущества.
Судам необходимо учесть, что в ранее рассмотренных спорах украинские суды обязали совершить, а впоследствии изменить условия совершения сделки, с учетом права судов признать сделку, недействительной по собственной инициативе по причине антисоциальности вне зависимости от основания исков.
На основании вышеизложенного, при новом рассмотрении дела, суду следует учесть вышеуказанное, дать надлежащую правовую оценку доводам сторон и представленным в материалы дела доказательствам, и с учетом установленных обстоятельств разрешить спор правильно, применив нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 - 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.01.2016 г. и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016 г. по делу в„– А84-1295/2015 г. - отменить, направив дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Севастополя.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.М.НАРУСОВ
Судьи
Е.В.ГЛАДЫШЕВА
Л.В.ЛЕОНОВА
------------------------------------------------------------------