Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.11.2016 N Ф10-3540/2015 по делу N А09-10216/2014
Требование: О признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невозврате предприятию излишне взысканного налога на прибыль, пени, штрафа, обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные суммы и проценты на сумму излишне взысканных налогов, пени, штраф.
Обстоятельства: Предприятие не согласно с решением налогового органа об осуществлении зачета переплаты по налогу на прибыль в счет погашения задолженности по НДС.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку судом не исследован факт списания налога на прибыль, пени, штрафа, в том числе с учетом вступивших в законную силу судебных актов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Брянской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2016 г. по делу в„– А09-10216/2014

Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Радюгиной Е.А.
Судей Егорова Е.И., Чаусовой Е.Н.
При участии в заседании:
от государственного унитарного предприятия "Брянсккоммунэнерго" (241007, г. Брянск, ул. Дуки, д. 78, ОГРН 1043244003582, ИНН 3250054100) Парфентьева Е.А. - представителя (дов. от 12.10.2016 б/н, пост.), Виноградова Д.А. - представителя (дов. от 12.10.2016 б/н, пост.)
от инспекции ФНС России по г. Брянску (241037, г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 53, ОГРН 1133256000008, ИНН 3257000008) Селюковой Е.А. - представителя (дов. от 06.04.2016 б/н, пост.), Кулишовой О.Н. - представителя (дов. от 05.10.2013 в„– 03-09/05243, пост.)
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу инспекции ФНС России по г. Брянску на решение Арбитражного суда Брянской области от 03.03.2016 (судья Мишакин В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 (судьи Заикина Н.В., Мордасов Е.В., Стаханова В.Н.) по делу в„– А09-10216/2014,

установил:

государственное унитарное предприятие "Брянсккоммунэнерго" (далее - ГУП "Брянсккоммунэнерго", предприятие, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции ФНС России по г. Брянску (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия инспекции, выразившееся в невозврате предприятию излишне взысканного налога на прибыль за 2009 год в размере 12 532 795 руб., пени по налогу на прибыль в размере 10 831 675 руб. и штрафов в размере 9 755 910 руб.; об обязании инспекции произвести возврат государственному унитарному предприятию "Брянсккоммунэнерго" излишне взысканных сумм налога на прибыль за 2009 год в размере 12 532 795 руб., пени по налогу на прибыль в размере 10 831 675 руб. и штрафов в размере 9 755 910 руб.; об обязании начислить и уплатить заявителю проценты на сумму излишне взысканных налогов, пеней и штрафов в размере 19 141 564 руб. (с учетом уточненных требований, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.03.2015 производство по делу по требованию предприятия об обязании инспекции произвести возврат предприятию излишне взысканных сумм налога на прибыль в размере 85 026 294 руб., в том числе: за 2009 год - 21 493 099 руб., за 2010 год - 63 533 195 руб., а также пени в размере 2 715 579 руб. и признании незаконным бездействия налогового органа в указанной части прекращено. В остальной части заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30.10.2015 решение и постановление в части удовлетворения заявленных предприятием требований отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 03.03.2016 производство по делу в части обязания инспекции начислить предприятию проценты на сумму излишне взысканных налогов, пеней и штрафов в размере 4 843 004 руб. прекращено. Бездействие инспекции, выразившееся в не возврате предприятию излишне взысканного налога на прибыль организаций за 2009 год в размере 12 532 795 руб., пени по налогу на прибыль организаций в размере 10 831 675 руб. и штрафов в размере 9 755 910 руб. признано незаконным. Суд обязал инспекцию возвратить предприятию проценты на сумму излишне взысканных налогов, пеней и штрафов в размере 14 298 560 руб.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит решение и постановление судов в части удовлетворения заявленных требований отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты подлежащими частичной отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы в„– 2 по Брянской области, правопреемником которой является инспекция, по итогам выездной налоговой проверки ГУП "Брянсккоммунэнерго" принято решение от 20.04.2012 в„– 41 о привлечении предприятия к ответственности за совершение налогового правонарушения, предлагающее уплатить, в том числе недоимку по налогу на прибыль за 2009 и 2010 годы в сумме 103 097 739 руб., пени по данному налогу в сумме 14 404 953 руб. и штрафы в размере 10 309 775 руб. На основании данного решения инспекцией выставлено требование об уплате налога от 10.07.2012 в„– 13044.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 20.03.2013 по делу в„– А09-8899/2012 вышеуказанные решение и требование налогового органа признаны недействительными в части доначисления налога на прибыль в сумме 5 538 650 руб., пени по налогу на прибыль в размере 857 698 руб., штрафа в размере 553 865 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
После принятия данного решения в связи с представлением предприятием уточненных налоговых деклараций, в том числе по налогу на прибыль организаций за период 2009 - 2012 годы, инспекцией проведена повторная выездная налоговая проверка ГУП "Брянсккоммунэнерго" с одновременной проверкой обособленных подразделений по вопросам правильности исчисления и своевременной уплаты (удержания, перечисления), в том числе налога на прибыль за период с 01.01.2009 по 31.12.2010, и 27.03.2013 принято решение в„– 66 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением ГУП "Брянсккоммунэнерго" доначислены суммы неуплаченных (излишне возмещенных) налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом, в том числе налог на прибыль организаций в сумме 617 136 руб., предприятию доначислены налоги, заявленные налогоплательщиком к уменьшению, в том числе налог на прибыль в сумме 62 780 045 руб., налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа, в том числе по налогу на прибыль в сумме 4 869 220 руб., начислены пени, в том числе по налогу на прибыль в сумме 12 782 549 руб., а также уменьшены убытки, исчисленные налогоплательщиком по налогу на прибыль в сумме 479 514 970 рублей, а также выставлено требование от 13.06.2013 в„– 2241 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, доначисленным по итогам выездной налоговой проверки.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Брянской области от 06.06.2013 решение инспекции от 27.03.2013 в„– 66 изменено, в связи с чем изложено в следующей редакции:
- доначислить суммы неуплаченных (излишне уплаченных) налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом: налог на добавленную стоимость - 320 548 рублей, налог на прибыль организаций - 617 136 рублей;
- признать необоснованным произведенные уменьшения по налогу на добавленную стоимость в сумме 198 659 246 рублей, по налогу на прибыль в сумме 62 780 045 рублей;
- привлечь ГУП Брянской области "Брянсккоммунэнерго" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату НДС - (37 154 049 рублей) 18 577 024 рублей, за неуплату налога на прибыль - (9 738 441 рублей) 4 869 220 рублей;
- начислить пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на 27.03.2013 по НДС - 44 763 470 рублей, по налогу на прибыль - 12 782 549 рублей;
- уменьшить убытки, исчисленные налогоплательщиком по налогу на прибыль в сумме 479 514 970 рублей;
- уменьшить сумму налога, излишне заявленного к возмещению по НДС в размере 115 135 833 рублей.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 19.12.2013 по делу в„– А09-5430/2013 (с учетом постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014) решение налогового органа от 27.03.2013 в„– 66 признано недействительным в части доначисления налога на прибыль в размере 617 136 руб., признания необоснованным произведенных уменьшений налога на прибыль в размере 62 780 045 руб., привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа по налогу на прибыль в размере 4 869 220 руб., начисления пени по налогу на прибыль в размере 12 782 549 руб., уменьшения убытков по налогу на прибыль за 2009 год в размере 107 465 493 руб., за 2010 год в размере 372 049 477 руб., предложения уплатить сумму налогов, пеней и штрафов, а также внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в части оспариваемых сумм налогов, пеней и штрафов, а также в указанных суммах признано недействительным требование налогового органа от 13.06.2013 в„– 2241 об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
19.05.2014 налогоплательщиком в налоговый орган подано заявление в„– 1/06-1373 о возврате излишне взысканного (уплаченного) налога, согласно которому предприятие просило налоговый орган, в связи с вступлением в законную силу вышеуказанных решений арбитражного суда, возвратить ему излишне уплаченный налог на прибыль в сумме 103 097 739 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 14 404 953 руб. и штраф по налогу на прибыль в сумме 10 309 775 руб.
Письмом от 22.05.2014 в„– 08-51/11313 инспекция сообщила об отсутствии возможности произвести возврат излишне взысканного (уплаченного) налога, поскольку в карточке лицевого счета налогоплательщика переплата отсутствует, предложила произвести сверку расчетов, а также указала, что суммы переплаты по налогу на прибыль, в соответствии с заявлением от 07.05.2014 были зачтены в счет уплаты задолженности по налогу на добавленную стоимость.
В связи с неосуществлением налоговым органом возврата излишне взысканного налога, налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы России по Брянской области с жалобой от 10.07.2014 в„– 1/06-2298, в которой просил признать незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в невозврате излишне взысканного налога на прибыль за 2009 год и 2010 год, излишне взысканных сумм пеней и штрафов, а также просил обязать инспекцию произвести возврат данных излишне взысканных сумм налога на прибыль за 2009 год и 2010 год в размере 103 097 739 рублей, пени по данному налогу в размере 14 404 953 рублей и штрафов в размере 10 309 775 рублей на расчетный счет налогоплательщика, начислить и уплатить проценты на сумму излишнее взысканных налогов, пеней и штрафов.
Управлением Федеральной налоговой службы России по Брянской области по итогам рассмотрения данной жалобы было принято решение от 04.08.2014 в„– 2.15-07/09112, в котором вышестоящий налоговый орган в удовлетворении жалобы отказал, указав при этом, что по заявлению налогоплательщика от 07.05.2014 налоговым органом осуществлен зачет переплаты по налогу на прибыль в размере 76 408 400 руб. в счет погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость.
Не согласившись с бездействием налогового органа, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При первоначальном рассмотрении дела, удовлетворяя заявленное требование, суды обеих инстанций исходили из того, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 13.12.2013 по делу в„– А09-5430/2013 установлен факт отсутствия у налогоплательщика прибыли в 2009 - 2010 годах, при этом по результатам первой выездной налоговой проверки, с учетом решения суда от 20.03.2013 по делу в„– А09-8899/2012, сумма доначислений к уплате составила налог на прибыль в размере 97 559 089 руб., пени в размере 13 547 255 руб., штрафы в размере 9 755 910 руб., возврат которых налоговым органом не произведен.
Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции признал выводы судов не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, поскольку вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Брянской области от 20.03.2013 по делу в„– А09-8899/2012 и от 19.12.2013 по делу в„– А09-5430/2013 признано необоснованным доначисление налогоплательщику налога на прибыль за 2009 - 2010 г.г. в сумме 68 935 831 руб., пени по налогу - 13 640 247 руб., штрафа - 5 423 085 руб. Также указано на оставление судом без оценки произведенному налоговым органом по заявлению налогоплательщика от 07.05.2014 зачету переплаты по налогу на прибыль в размере 76 408 400 руб. в счет погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с частью 2.1 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Однако в нарушение норм процессуального права суд первой инстанции выводов относительно указаний суда кассационной инстанции по осуществлению налоговым органом по заявлению налогоплательщика от 07.05.2014 зачету переплаты по налогу на прибыль в размере 76 408 400 руб. в счет погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость не сделал.
При разрешении вопроса об удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате излишне взысканного налога, пени и штрафа, суд должен был установить факт их незаконного взыскания, в том числе с учетом вступивших в законную силу судебных актов.
По мнению судов, спорная сумма налога на прибыль организаций в размере 12 532 795 руб. образовалась в результате несогласия предприятия и инспекции по эпизоду "Списанная дебиторская задолженность" (внереализационные расходы), поскольку инспекция не учитывает указанные расходы при расчете налоговой базы предприятия по налогу на прибыль организаций.
Как указано судами, налоговый орган вычитает из действительного финансового результата предприятия, установленного вступившими в законную силу судебными актами (убыток в размере 107 465 493 руб. за 2009 год и 372 049 477 руб. за 2010 год) сумму указанных внереализационных расходов. В результате в 2009 году у предприятия, по мнению инспекции, образуется налоговая база в размере 62 663 977 руб. (сумма налога к уплате - 12 532 795 руб.), а в 2010 году сохраняется отрицательный результат (убыток) в размере 57 459 880 руб. Вместе с тем инспекция не принимает во внимание принятое ею решение в„– 66, в котором соглашается с данными предприятия, указывая, что по данным налогового органа внереализационные расходы предприятия составляют 282 134 446 руб. за 2009 год и 327 336 840 руб. за 2010 год, при этом каких-либо отклонений не выявлено.
Данные выводы нельзя признать обоснованными, поскольку приведенные судами цифровые показатели наличия у налогоплательщика в определенные налоговые периоды убытков не свидетельствуют о том, что спорная сумма налога на прибыль организаций в размере 12 532 795 руб., а также пени и штраф по эпизоду "Списанная дебиторская задолженность" (внереализационные расходы), без указания конкретных хозяйственных операций и периодов их совершения, были доначислены налоговым органом в рамках решений в„– в„– 41 и 66, оспоренных налогоплательщиком в рамках дел в„– в„– А09-8899/2012 и А09-5430/2013.
Из доводов налогоплательщика, в том числе изложенных в отзывах на апелляционную и кассационную жалобы, следует, что спорная сумма налога связана со сделкой по реализации имущественного комплекса ООО "СтройЭксперт".
Между тем из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Брянской области по делу в„– А09-8899/2012 следует, что предприятие самостоятельно исчислило и уплатило налог на прибыль по указанной сделке, учтя при этом понесенные расходы, нарушений при осуществлении указанной операции налоговым органом не установлено.
Поскольку доначисление налога, пени и штрафа налоговым органом по данному эпизоду не производилось, суд отказал налогоплательщику в удовлетворении требований в данной части.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Одновременно, обязательность судебных актов не лишает возможности лиц, участвующих в деле, права на обжалование данных судебных актов, которое, вместе с тем, может быть реализовано не иначе, как в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. В том числе, согласно статье 309 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт, вступивший в законную силу, может быть пересмотрен судом, его принявшим, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Решение суда по делу в„– А09-8899/2012 налогоплательщиком обжаловано не было.
Решением Арбитражного суда Брянской области по делу в„– А09-5430/2013 по эпизоду реализации имущественного комплекса ООО "СтройЭксперт" решение налогового органа в„– 66 по повторной проверке признано недействительным в части доначисления предприятию налога на прибыль в сумме 48 603 187 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 7 942 874 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 3 389 820 руб., а также уменьшения убытков, исчисленных налогоплательщиком за 2009 год на сумму 107 465 493 руб., за 2010 год на сумму 372 049 477 руб., указанные суммы налогов пени и штрафа, как указывает налоговый орган, налогоплательщику возвращены.
Однако указанным обстоятельствам судами оценки не дано.
При таких обстоятельствах, решение и постановление судов в части удовлетворения заявления налогоплательщика, как принятые по неисследованным, имеющим существенное значение для разрешения спора обстоятельствам, без учета указаний суда кассационной инстанции при направлении дела на новое рассмотрение, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином судебном составе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 03.03.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 по делу в„– А09-10216/2014 в части удовлетворения заявленных государственным унитарным предприятием "Брянсккоммунэнерго" требований отменить.
Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области в ином судебном составе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА

Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
Е.Н.ЧАУСОВА


------------------------------------------------------------------