Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.12.2016 N Ф10-5115/2016 по делу N А64-2266/2016
Требование: О взыскании задолженности за оказанные медицинские услуги.
Обстоятельства: Медицинское учреждение ссылается на то, что военный комиссариат обязан возместить за счет средств федерального бюджета затраты, понесенные в результате проведения диагностических исследований граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет и призыву на воинскую службу.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку военным комиссариатом не доказано, что расходы по оказанию медицинских услуг должны быть возмещены за счет средств обязательного медицинского страхования.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тамбовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2016 г. по делу в„– А64-2266/2016

Резолютивная часть постановления изготовлена 14 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Козелкина И.И.
судей Сладкопевцевой Н.Г., Толкачевой И.Ю.
при участии в заседании:
от ТОГБУЗ "Городская клиническая больница им. Архиепископа Луки г. Тамбова": не явились, извещены надлежаще;
от ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области": не явились, извещены надлежаще;
от Территориального фонда ОМС Тамбовской области: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17 июня 2016 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2016 года по делу в„– А64-2266/2016,

установил:

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница им. Архиепископа Луки г. Тамбова" (далее - истец, ТОГБУЗ "ГКБ им. Архиепископа Луки г. Тамбова"), ИНН 6831004090, ОГРН 1026801156030, обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" (далее - ответчик, ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области"), ИНН 6831008352, ОГРН 1026801160099, о взыскании задолженности за оказанные медицинские услуги в сумме 404 622 руб.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 18.04.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 17 июня 2016 года (судья Истомин А.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2016 года (судьи Афонина Н.П., Алферова Е.Е., Яковлев А.С.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить.
При этом заявитель жалобы ссылается на то, что судом не приведено доказательств того, что Военный комиссариат Тамбовской области является заказчиком по проведению спорных лабораторных исследований, тогда как услуги медицинского характера комиссариату не оказываются. Заявитель жалобы указывает на отсутствие в законе использованной судом формулировки о том, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в том числе, с прохождением медицинского освидетельствования и медицинского обследования. По мнению заявителя жалобы, расходы по оказанию спорных услуг, должны быть возмещены за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 в„– 1382.
Представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, истцом в адрес ответчика 04.02.2015 был направлен для заключения договор на оказание платных медицинских услуг по проведению диагностических (лабораторных и инструментальных) исследований гражданам, подлежащим первоначальной постановке на воинский учет и призыву на военную службу, с целью определения их годности к военной службе на 2015 год.
Указанный договор ответчиком подписан не был и в адрес истца не возвращен.
ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" в 2015 году выдал 344 направления, согласно которым медицинские услуги, являющиеся предметом вышеуказанного договора, оказывались гражданам, подлежащим призыву на военную службу, в полном объеме.
Согласно предоставленным счетам от 02.10.2015 в„– 2117, от 09.12.2015 в„– 2174, а также актам выполненных работ с приложением списка граждан, по которым проводились диагностические (лабораторные и инструментальные) исследования, в период с января по декабрь 2015 года истцом было проведено лабораторных и инструментальных исследований на общую сумму 404 622 руб.
ФКУ "Военным комиссариатом Тамбовской области" указанные документы не подписаны, в адрес ТОГБУЗ "ГКБ им. Архиепископа Луки г. Тамбова" не возвращены.
Оплата ответчиком оказанных услуг по лабораторным и инструментальным исследованиям произведена не была, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
На основании статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Как указали суды, ФКУ "Военным комиссариатом Тамбовской области" факт оказания внедоговорных услуг по проведению диагностических исследований для перечисленной категории граждан, оспорен не был, возражений по расчету представлено не было, о некачественном оказании ТОГБУЗ "ГКБ им. Архиепископа Луки г. Тамбова" услуг не заявлено.
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона в„– 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"), компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством РФ и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ 28.11.2014 в„– 1273, в рамках территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение проведения обязательных диагностических исследований и оказания медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе.
Согласно Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 25.12.2014 в„– 1692, за счет средств ОМС не оплачиваются медицинские освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе, а также диагностические исследования в целях медицинского освидетельствования по направлению военных комиссариатов.
Как указано в п. 1 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ в„– 1441 от 31.12.1999 (далее - Положение в„– 1441), финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Обязательная подготовка граждан к военной службе включает медицинское освидетельствование и медицинское обследование, что установлено в подпункте "д" пункта 2 Положения в„– 1441.
Постановлением Правительства РФ в„– 704 от 01.12.2004 Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Правила в„– 704) определен порядок компенсации соответствующих расходов.
Согласно подпункту 5 пункта 2 Правил в„– 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в том числе, с проездом граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно, наймом (поднаймом) жилья (за исключением времени прохождения военных сборов), выплатой командировочных (суточных), в том числе при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора), органа федеральной службы безопасности к месту проведения военных сборов и обратно, а для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, - с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения), в случае подготовки по основам военной службы в учебных пунктах организаций и по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы.
С учетом изложенного не может быть принят во внимание довод заявителя жалобы на отсутствие в законе, которым руководствовался суд, ссылки на компенсацию расходов организаций и граждан, связанных с прохождением медицинского освидетельствования и медицинского обследования.
Пунктом 2 Правил в„– 704 предусмотрено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные в том числе, с прохождением медицинского освидетельствования и медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу.
Компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации (п. 3 Правил).
В соответствии с пунктом 3 Правил в„– 704, компенсация расходов, указанных в п. 2 Правил в„– 704, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ и Федеральной службе безопасности РФ.
Согласно пункту 4 Правил в„– 704 выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 2 Правил в„– 704, путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.
Статьей 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что военными комиссариатами осуществляются: проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны РФ договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы.
При системном толковании указанных норм судами сделан правильный вывод о том, что оплата стоимости диагностических исследований, проведенных гражданам, подлежащим призыву на военную службу, должна осуществляться военными комиссариатами за счет средств федерального бюджета.
Как установили суды, оказанные истцом во внедоговорном периоде услуги были направлены на обеспечение соответствующих призывов граждан на военную службу. ТОГБУЗ "ГКБ им. Архиепископа Луки г. Тамбова" на регулярной основе продолжал выполнение спорных работ, не терпящих отлагательства до момента заключения государственного контракта в установленном порядке. Деятельность ТОГБУЗ "ГКБ им. Архиепископа Луки г. Тамбова" в виде оказания лабораторных и инструментальных исследований в отношении граждан при призыве граждан на военную службу в спорном периоде в отсутствие государственного контракта, была направлена на защиту охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу части 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что у ТОГБУЗ "ГКБ им. Архиепископа Луки г. Тамбова" имеется субъективное материальное право требовать от ответчика оплаты внедоговорных услуг медицинского характера оказанных в 2015 году на общую сумму 404 622 руб. 00 коп.
С учетом изложенного не могут быть приняты доводы заявителя жалобы о том, что расходы по оказанию спорных услуг, должны быть возмещены за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 в„– 1382.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки арбитражного суда, правомерно отклонены по мотивам, изложенным в принятом решении и постановлении, и по существу направлены на переоценку доказательств, положенных в основу оспариваемого решения и постановления, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого решения и постановления не установлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17 июня 2016 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2016 года по делу в„– А64-2266/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.

Председательствующий
И.И.КОЗЕЛКИН

Судьи
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА


------------------------------------------------------------------