По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12.04.2016 N Ф10-581/2016 по делу N А09-8045/2015
Требование: О признании незаконными действий по внесению в государственный кадастр сведений об изменении назначения объекта недвижимости, обязании внести изменения в сведения.
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что сведения о наименовании и назначении объекта недвижимости "жилой дом" были незаконно изменены на "многоквартирный дом".
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Брянской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2016 г. в„– Ф10-581/2016
Дело в„– А09-8045/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 6 апреля 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Бессоновой Е.В., Шелудяева В.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алешиной М.А.
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365, 3 Июля ул., д. 27, г. Брянск): Ланцевой Ю.В. - представителя, действующей по доверенности от 11.01.2016 в„– 2.13-48/8;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, Орликов пер., д. 10, стр. 1, г. Москва, 107078): Черепивской Т.И. - представителя, действующей по доверенности от 02.02.2016 в„– 6;
от третьих лиц:
Агапова Дмитрия Геннадьевича (г. Брянск): Бабкина П.А. - представителя, действующего по доверенности от 04.04.2016 серии 32 АБ в„– 1083595, в реестре в„– 1Д-260;
Управления по строительству и развитию территорий г. Брянска (Ленина пр-т, д. 28, г. Брянск, 241050): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 09.09.2015 (судья Черняков А.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015 (судьи Стаханова В.Н., Заикина Н.В., Мордасов Е.В.) по делу в„– А09-8045/2015,
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее по тексту - заявитель, Управление, Управление Росреестра по Брянской области) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - АПК РФ), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее также - ФГБУ "ФКП Росреестра", Кадастровая палата) о признании незаконными действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении назначения объекта недвижимости с кадастровым номером 32:28:0033414:41, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Нагорная, д. 15, с правильного назначения "жилой дом" на неправильное назначение "многоквартирный дом", обязании внести в сведения государственного кадастра недвижимости изменения назначения данного объекта путем изменения его назначения на "жилой дом", исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о 10 объектах недвижимости (квартир) с кадастровыми номерами: 32:28:0033414:47; 32:28:0033414:45; 32:28:0033414:51; 32:28:0033414:44; 32:28:0033414:43; 32:28:0033414:52; 32:28:0033414:46; 32:28:0033414:50; 32:28:0033414:48.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по строительству и развитию территорий г. Брянска и Агапов Д.Г.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 09.09.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение от 09.09.2015 и постановление от 15.12.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
В отзывах на кассационную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" указывает на законность и обоснованность доводов, изложенных Управлением в жалобе, Агапов Д.Г., напротив, просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, считая судебные акты законными и обоснованными.
Кассационная жалоба в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ рассмотрена в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Брянской области.
В судебном заседании представители заявителя и Кадастровой палаты поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Агапова Д.Г. возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Управление по строительству и развитию территорий г. Брянска о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, указанные в кассационной жалобе и отзывах на нее, выслушав объяснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Из установленных судами фактических обстоятельств дела усматривается, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Агаповым Д.Г. зарегистрировано право собственности в отношении объекта недвижимого имущества - жилого дома, общей площадью 1191,6 кв. метров, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Нагорная, д. 15, с кадастровым номером: 32:28:0033414:41.
Агапов Д.Г. заявил о государственной регистрации прекращения права на жилой дом, в связи с ликвидацией указанного выше объекта недвижимости, в результате чего возникло право собственности на объекты недвижимости - 10 жилых квартир, с кадастровыми номерами: 32:28:0033414:47; 32:28:0033414:45; 32:28:0033414:51; 32:28:0033414:44; 32:28:0033414:43; 32:28:0033414:52; 32:28:0033414:46; 32:28:0033414:50; 32:28:0033414:48, расположенных по адресу: г. Брянск, ул. Нагорная, д. 15.
Из ответа ФГБУ "ФКП Росреестра" на запрос Управления о наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о заявленном к регистрации объекте следует, что на момент государственной регистрации в государственном кадастре недвижимости имелись сведения в отношении объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома, общей площадью 1191,6 кв. метров, по адресу: г. Брянск, ул. Нагорная, д. 15, с кадастровым номером 32:28:0033414:41.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости в указанном здании расположены помещения с кадастровыми номерами: 32:28:0033414:47; 32:28:0033414:45; 32:28:0033414:51; 32:28:0033414:44; 32:28:0033414:43; 32:28:0033414:52; 32:28:0033414:46; 32:28:0033414:50; 32:28:0033414:48.
В то же время заявителем 17.02.2015 в адрес Управления по строительству и развитию территории города Брянска направлен запрос о предоставлении информации о том, выдавались ли разрешения на ввод в эксплуатацию спорных жилых квартир. Последнее сообщило, что разрешения на ввод в эксплуатацию указанных квартир не выдавалось.
Считая, что сведения о наименовании и назначении объекта недвижимого имущества - "многоквартирный дом" в государственный кадастр недвижимости внесены незаконно, Управление Росреестра по Брянской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции и апелляционный суд не усмотрели оснований для удовлетворения требований, заявленных Управлением.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Частями 1 и 2 статьи 16 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено указанным Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица (пункт 2 статьи 20 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Как правильно отметили суды, закон предусматривает исчерпывающий перечень оснований для снятия объекта недвижимости с кадастрового учета и расширительному толкованию не подлежит.
Довод заявителя жалобы о невозможности самостоятельного исправления допущенной ошибки вследствие отсутствия норм, позволяющих совершить указанное действие, заявлялся суду апелляционной инстанции и был обоснованно им отклонен, поскольку процедура исправления кадастровой ошибки установлена в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 в„– 42.
При этом суд первой инстанции и апелляционный суд также обоснованно указали, что случаи наличия в государственном кадастре недвижимости ошибочных сведений об объектах и порядок внесения исправлений в такие сведения регламентирован статьей 28 Закона о государственном кадастре недвижимости, в то время как в настоящем деле заявителем избран иной, не установленный упомянутой нормой, способ восстановления существовавшего положения, касающегося спорного объекта недвижимости.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявления, отметили, что заявителем не представлено надлежащих доказательств того, каким образом действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении назначения объекта недвижимости с кадастровым номером 32:28:0033414:41, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Нагорная, д. 15, с назначением "жилой дом" на назначение "многоквартирный дом" нарушило права и законные интересы Управления Росреестра по Брянской области.
Кроме того, суды указали на нарушение Управлением срока обжалования оспариваемых действий Кадастровой палаты, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Возражения Управления Росреестра по Брянской области, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судебных инстанций. Несогласие стороны с этими выводами и иное толкование ею норм законодательства не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 09.09.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015 по делу в„– А09-8045/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА
Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
------------------------------------------------------------------