Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.04.2016 N Ф10-951/2016 по делу N А09-8962/2015
Требование: О взыскании денежных средств в счет оплаты выполненных работ по договорам о погребении и изготовлении надгробных памятников.
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что работы по захоронению военнослужащего, изготовлению и установке надгробного памятника военным комиссариатом не оплачены.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт оказания обществом ритуальных услуг установлен. В силу закона военный комиссариат обязан возместить за счет средств федерального бюджета понесенные обществом расходы.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Брянской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2016 г. в„– Ф10-951/2016

Дело в„– А09-8962/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13.04.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 19.04.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Егоровой С.Г.
судей Аникиной Е.А., Шильненковой М.В.
при участии в заседании:
от истца ООО "Ритком": не явились, извещены надлежаще;
от ответчика Военный комиссариат Брянской области: не явились, извещены надлежаще;
от третьих лиц: не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.10.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016 по делу в„– А09-8962/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ритком", ОГРН 1093254002962, ИНН 323350217, (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Военному комиссариату Брянской области, ОГРН 1033265001835, ИНН 323401970, (далее - ответчик) о взыскании 1 145 391 руб. в счет оплаты выполненных работ по договорам о погребении и изготовлении надгробных памятников.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 24.08.2015 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство обороны Российской Федерации и контрагенты истца по договорам на оказание услуг по погребению.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.10.2015 (судья Земченкова Г.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016 (судьи Стаханова В.Н., Заикина Н.В., Мордасов Е.В.) решение Арбитражного суда Брянской области от 23.10.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Военный комиссариат Брянской области обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Брянской области от 23.10.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016 отменить, отказав в удовлетворении исковых требований.
В обоснование занимаемой правовой позиции кассатор приводит следующие доводы.
По мнению заявителя жалобы, арбитражными судами не принято во внимание, что военный комиссариат Брянской области является федеральным казенным учреждением и в соответствии с п. 3 раздела 1 Положения о военных комиссариатах военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов, актами федеральных органов исполнительной власти и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах полномочий, а также настоящим Положением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 в„– 460 определен исчерпывающий перечень граждан, в случае смерти которых стоимость услуг на погребение, изготовление и установку надгробных памятников возмещается за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу и установлены нормы расходов, причем в данном перечне категория - бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, отсутствует, то есть возмещение данных расходов является расходным обязательством Российской Федерации и финансируется соответственно за счет средств федерального бюджета в пределах объемов, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационных жалоб, суд кассационной инстанции не находит оснований для их удовлетворения, ввиду следующего.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ООО "Ритком" в рамках гражданско-правовых обязательств, возникших из договоров на оказание услуг по погребению погибшего (умершего) военнослужащего, или приравненного к ним лица и выполнение работ по увековечению его памяти, заключенных с третьими лицами, были выполнены работы и оказаны услуги по захоронению, изготовлению и установке надгробных памятников умерших граждан Абрамешина Василия Кузьмича, Агеева Ивана Ивановича, Анодиной Софии Сергеевны, Ахрамееву Илье Семеновичу, Ахтаниной Вере Миновне, Безруковой Евдокии Афанасьевны, Бобриковой Марии Павловне, Бондаренко Майи Ивановне, Борисенок Вере Ивановне, Видалко Татьяне Николаевне, Воеводовой Елизавете Леонтьевне, Воеводову Николаю Константиновичу, Голдобовой Татьяне Антоновне, Голдобову Михаилу Константиновичу, Головневу Владимиру Васильевичу, Гришечко Марии Никифоровне, Громову Николаю Михайловичу, Гуторову Анатолию Егоровичу, Елизаренкову Владимиру Леонидовичу, Журиковой Полине Ивановне, Ипатовой Марии Ивановне, Ишуткиной Анне Петровне, Калининой Галине Дмитриевне, Карповой Анастасии Федоровне, Киселевой Лидии Михайловне, Клюевой Анисьи Ивановне, Копыловой Анне Николаевне, Косенковой Анне Дмитриевне, Кукатовой Антонине Александровне, Курашко Петру Евтиховичу, Ломако Евдокии Кирилловне, Лысенко Елизавете Ильиничне, Лысенко Надежде Адамовне, Минченковой Анне Ильиничне, Миронову Виктору Николаевичу, Нероевой Людмиле Аврамовне, Нехаеву Николаю Николаевичу, Онохиной Клавдии Петровне, Передельской Валентине Николаевне, Пехтереву Федору Павловичу, Поповой Валентине Павловне, Протасовой Александре Андреевне, Прудниковой Серафиме Сергеевне, Самусовой Евдокии Никифоровне, Скробовой Валентине Григорьевне, Соловьевой Валентине Семеновне, Степиной Галине Егоровне, Стрельцовой Вере Филипповне, Федорову Владимиру Николаевичу, Фоминой Анастасии Григорьевны, Чепиковой Анне Петровне, имевшим при жизни статус бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
Общая стоимость выполненных истцом работ по захоронению умерших граждан, изготовлению и установке надгробных памятников составила 1 145 391 рублей.
Ссылаясь на то, что выполненные работы не оплачены ответчиком, ООО "Ритком" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
При вынесении оспариваемых судебных актов арбитражные суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 в„– 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" (далее - Указ в„– 1235) предоставление проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп; остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма - аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Этим же указом установлено, что определение порядка выдачи удостоверений о праве на эти льготы и подготовка разъяснений по применению Указа возложены на Министерство социальной защиты населения Российской Федерации совместно с заинтересованными центральными органами исполнительной власти.
Положениями п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны; остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Из указанных положений Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ суды сделали вывод о том, что на бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, в полной мере распространены меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
В силу статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 в„– 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон в„– 5-ФЗ) (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ) погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей); для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба; погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 в„– 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Федеральным законом от 30.05.2001 в„– 64-ФЗ "О внесении дополнения в статью 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" положения статьи Закона в„– 8-ФЗ дополнены пунктом 5, устанавливающим что погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников; расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Статья 24 Закона в„– 5-ФЗ находится в главе "Социальная защита ветеранов", в связи с чем суды обоснованно исходили из того, что предусмотренное данной нормой возмещение расходов является одной из мер социальной поддержки, которая положением пункта 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ распространена на бывших несовершеннолетних узников.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 в„– 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно п. 38 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 в„– 1609 (далее - положение в„– 1609), одной из задач военных комиссариатов является организация погребения военнослужащих и иных категорий граждан в местностях, где нет военных гарнизонов, а также возмещения расходов на их погребение, изготовление и установку надгробных памятников в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о наличии у комиссариата обязанности возмещать за счет средств федерального бюджета расходы, понесенные на захоронение лиц, имеющих статус несовершеннолетних узников фашизма.
Факт оказания истцом ритуальных услуг, а также их стоимость установлены судом и подтверждаются материалами дела.
В свою очередь, доказательств уплаты установленной суммы задолженности в полном объеме ответчиком не представлено, в связи с чем исковое требование в заявленном размере правомерно удовлетворено арбитражными судами.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.05.2014 и определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2014 по делу в„– А09-8076/2013, постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 03.04.2015 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2015 по делу в„– А09-5048/2014, постановлениях Арбитражного Суда Центрального округа от 15.10.2015 по делу в„– А09-9321/2014, от 25.01.2016 по делу в„– А09-2317/2015, от 25.01.2016 по делу в„– А09-6932/2014.
С учетом изложенного кассационный суд приходит к выводу о том, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами двух инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования всех имеющихся в деле доказательств, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
В силу положения части 1 статьи 288 АПК Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку доводы кассационной жалобы не содержат оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судом кассационной инстанции обжалуемого решения и постановления, а направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 23.10.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016 по делу в„– А09-8962/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.Г.ЕГОРОВА

Судьи
Е.А.АНИКИНА
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА


------------------------------------------------------------------