Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.06.2016 N Ф10-1722/2016 по делу N А83-1701/2015
Требование: О признании недействительными пунктов представления уполномоченного органа.
Обстоятельства: В результате проверки финансово-хозяйственной деятельности филиала государственного предприятия были выявлены нарушения в части исполнения обязательств по гражданско-правовым сделкам. Уполномоченный орган обязал предприятие устранить выявленные нарушения.
Решение: Требование частично удовлетворено, поскольку ряд пунктов оспариваемого предписания принят уполномоченным органом при отсутствии полномочий на их принятие.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2016 г. в„– Ф10-1722/2016

Дело в„– А83-1701/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2016
Полный текст постановления изготовлен 07.06.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Шелудяева В.Н.
Судей Николаевой Н.Н., Степиной Л.В.
при участии в заседании:
от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" (ул. Кирова, д. 28, г. Керчь, Республика Крым, 298312) в лице филиала ГУП Республики Крым "Крымские морские порты" - "Керченская паромная переправа" (ул. Целимберная, д. 16, г. Керчь, Республика Крым, 298307) - Бутыркина В.В. - представитель (доверенность в„– 10-КПП от 01.06.2016 в порядке передоверия полномочий по доверенности в„– 51 от 28.03.2016);
от Службы финансового надзора Республики Крым (бульвар Ленина, д. 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295006) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
при ведении протокола судебного заседания в суде кассационной инстанции помощником судьи Кузиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.07.2015 (судья Евдокимова Е.А.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 (судьи Карев А.Ю., Горошко Н.П., Градова О.Г.) по делу в„– А83-1701/2015,

установил:

государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала - "Керченская паромная переправа" (далее - ГУП РК "Крымские морские порты") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Службе финансового надзора Республики Крым (далее - Служба финансового надзора) о признании недействительными пунктов 2, 3, 6, 7, 8 представления от 13.03.2015 в„– 08-14/776 (уточненное заявление).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 27.07.2015 заявленные требования удовлетворены частично, пункт 3 представления Службы финансового надзора Республики Крым от 13.03.2015 в„– 08-14/776 признан недействительным. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 решение суда первой инстанции от 27.07.2015 отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными пунктов 2, 6, 7, 8 оспариваемого представления.
Требования ГУП РК "Крымские морские порты" в этой части судом апелляционной инстанции также удовлетворены.
В кассационной жалобе Служба финансового надзора, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление суда в полном объеме и принять новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении заявленных им требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя ГУП РК "Крымские морские порты", судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании поручения Главы Республики Крым и Председателя Совета министров Республики Крым от 18.12.2014 в„– 01-62/3586 специалистами Службы финансового надзора Республики Крым в период с 22.12.2014 по 30.01.2015 была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" - "Керченская паромная переправа" за период деятельности с 26.03.2014 по 30.11.2014. По результатам проведенной проверки был составлен акт от 05.02.2015 в„– 08-22/1, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
Для устранения выявленных нарушений Службой финансового надзора Республики Крым в адрес ГУП РК "Крымские морские порты" было направлено представление от 13.03.2015 в„– 08-14/776.
Не согласившись с указанным представлением, ГУП РК "Крымские морские порты" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования о признании недействительными пунктов 2, 3, 6, 7, 8 оспариваемого представления, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, предметом проверки, проводимой Службой финансового надзора Республики Крым, являлось исполнение обязательств по заключенным гражданско-правовым сделкам, в которых ГУП РК "Крымские морские порты" выступало в качестве стороны как в порядке правопреемства, так и на основании заключенных соглашений о замене стороны договора.
В частности, на основании договора от 01.03.2004 в„– 25-04 ООО "ТИС-Крым" арендовало государственное имущество, балансодержателем которого являлось ГУП РК "Крымские морские порты".
В связи с неперечислением ООО "ТИС-Крым" в бюджет Республики Крым арендной платы в сумме 35 424,47 рублей за пользование арендованным имуществом, пунктом 2 оспариваемого представления на ГУП РК "Крымские морские порты" возложена обязанность устранить данное нарушение.
На основании договора от 22.03.2005 в„– 63-05 осуществлялось паромное сообщение между портом Крым и портом Кавказ с целью перевозки пассажиров, автомашин и грузов через Керченский пролив.
В соответствии с указанным соглашением структурное подразделение ГУП РК "Крымские морские порты" - "Керченская паромная переправа" обязано было возмещать часть расходов (22% от суммы выручки) лицу, осуществляющему вышеуказанную услугу, - ЗАО "Анроскрым".
В связи с перечислением денежных средств для погашения указанных расходов, по мнению проверяющих, в завышенных размерах, пунктом 3 оспариваемого предписания на ГУП РК "Крымские морские порты" возложена обязанность устранить данное нарушение.
Как следует из пункта 6 представления от 13.03.2015 в„– 08-14/776, ГУП РК "Крымские морские порты" неправомерно произведено возмещение своим работникам командировочных расходов в сумме 18 200 рублей без документального подтверждения данных расходов.
Пунктом 7 оспариваемого представления на ГУП РК "Крымские морские порты" возложена обязанность соблюдать лимит остатка денежных средств в кассе предприятия, в связи с установлением проверяющими фактов его превышения.
Как следует из акта проверки и пункта 8 оспариваемого представления, акты инвентаризации основных средств, составленные ГУП РК "Крымские морские порты", содержат недостоверные сведения о государственном имуществе, переданном во владение и пользование указанному юридическому лицу.
Признавая вышеперечисленные пункты оспариваемого представления недействительными, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).
Согласно статье 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.
В спорный период на территории Республики Крым действовали Положение о Службе финансового надзора Республики Крым, утвержденное Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 в„– 170 (далее - Положение в„– 170) и Порядок осуществления Службой финансового надзора Республики Крым полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, утвержденный Постановлением Совета министров Республики Крым от 19.08.2014 в„– 285.
В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами Служба финансового надзора Республики Крым (Крымфиннадзор) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, органом внутреннего государственного финансового контроля Республики Крым; осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в сфере закупок товаров, работ и услуг, в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за использованием региональным оператором средств бюджета Республики Крым, а также по иному контролю согласно поручениям Главы Республики Крым.
Одной из основных задач Крымфиннадзора является обеспечение соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Крым и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (пункт 2.1 Положения в„– 170).
Как указано выше, оспариваемые пункты представления Службы финансового надзора Республики Крым от 13.03.2015 в„– 08-14/776 содержали требования по устранению нарушений, связанных с неисполнением сторонами обязательств по заключенным гражданско-правовым сделкам, нарушениям ГУП РК "Крымские морские порты" норм трудового законодательства, правил ведения бухгалтерского учета.
При этом, как установлено в ходе судебного разбирательства, в проверяемом периоде ГУП РК "Крымские морские порты" бюджетные средства не поступали и в вышеперечисленных правоотношениях с участием указанного юридического лица не использовались.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о том, что оспариваемые пункты представления от 13.03.2015 в„– 08-14/776 приняты Службой финансового надзора Республики Крым при отсутствии у данного органа власти полномочий на их принятие, а поэтому обязанность исполнения требований органа контроля в этой части у ГУП РК "Крымские морские порты" также отсутствует.
При таких обстоятельствах спора требования заявителя о признании пунктов 2, 3, 6, 7, 8 представления недействительными судом удовлетворены обоснованно.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.07.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 по делу в„– А83-1701/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
Л.В.СТЕПИНА


------------------------------------------------------------------