Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.06.2016 N Ф10-1880/2016 по делу N А35-3915/2015
Требование: О признании отсутствующим зарегистрированного права собственности за муниципальным образованием на земельные участки.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что объект федеральной собственности пользования.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказательства возникновения права собственности муниципального образования на спорные объекты недвижимости отсутствуют.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Курской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2016 г. в„– Ф10-1880/2016

Дело в„– А35-3915/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 31.05.2016
Полный текст постановления изготовлен 07.06.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего М.М.Нарусова
судей Т.Ф.Ахромкиной, Л.В.Солодовой
при ведении протокола помощником судьи А.Н. Малиновской
при участии в заседании:
от истца:
Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Харьков Федерального дорожного агентства" Абалихиной О.Н. (доверенность в„– 14 от 01.03.2016, сроком 1 год);
от ответчиков:
Администрации города Курска не явился, извещен надлежаще;
Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска не явился, извещен надлежаще;
Земельного комитета города не явился, извещен надлежаще;
от третьих лиц:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области не явился, извещен надлежаще;
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области не явился, извещен надлежаще;
федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области не явился, извещен надлежаще;
открытого акционерного общества "Дорожное эксплуатационное предприятие в„– 100" не явился, извещен надлежаще;
Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска не явился, извещен надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Курской области кассационную жалобу Земельного комитета города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 07.12.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 по делу в„– А35-3915/2015

установил:

Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва - Харьков Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Харьков Федерального дорожного агентства", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к Администрации города Курска о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности за муниципальным образованием "город Курск" на земельные участки с кадастровыми номерами 46:29:103197:123, 46:29:103218:43, 46:29:103189:12, 46:29:103219:820, 46:29:103188:60, 46:29:103188:61, а также взыскать с ответчика расходы по госпошлине.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска и земельный комитет города Курска.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области, открытое акционерное общество "Дорожное эксплуатационное предприятие в„– 100", Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска.
Решением Арбитражного суда Курской области от 07.12.2015 (судья Хмелевской С.И.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 (судьи Сухова И.Б., Щербатых Е.Ю, Ушакова И.В.) исковые требования удовлетворены, в удовлетворении исковых требований к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Курска отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, Земельный комитет города Курска обратился в суд округа с жалобой, в которой просит оспариваемые судебные решения отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, проведенном посредством видеоконференцсвязи, представитель ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Харьков Федерального дорожного агентства" против доводов жалобы возражал, считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, просил оставить их без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Судебная коллегия считает возможным провести судебное заседание в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как установлено судами, разрешившими спор, Приказом Министерства транспорта РФ в„– 1 от 10.01.1995 была создана Федеральная дирекция автомобильной дороги Москва - Харьков. Приказом Российского дорожного агентства в„– 158 от 22.10.1999 было произведено переименование Федеральной дирекции автомобильной дороги Москва - Харьков в государственное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва - Харьков". Приказом Федерального дорожного агентства в„– ВБ-30 от 24.08.2004 были внесены изменения в учредительные документы ГУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Харьков" и приведены в соответствие с действующим законодательством. А также Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2004 в„– 1731-р был утвержден перечень Федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства, в том числе и ГУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Харьков Федерального дорожного агентства" (г. Орел).
Согласно приказу Федерального дорожного агентства в„– 131 от 14.09.2006 в целях приведения устава Государственного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Харьков Федерального дорожного агентства" в соответствие с законодательством была утверждена новая редакция устава Федерального государственного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Харьков Федерального дорожного агентства".
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 в„– 317-р было создано Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва - Харьков Федерального дорожного агентства" (г. Орел). В связи с этим, Приказом Федерального дорожного агентства в„– 93 от 01.06.2011 был утвержден устав Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Харьков Федерального дорожного агентства". Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва - Харьков Федерального дорожного агентства" (ФКУ Упрдор Москва - Харьков) функционирует с указанным наименованием до настоящего времени.
Согласно п. 3.2 Устава предметом деятельности ФКУ Упрдор Москва - Харьков является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Управлением на праве оперативного управления.
Для достижения целей и реализации предмета деятельности ФКУ Упрдор Москва - Харьков выполняет ряд функций, в том числе: осуществление в установленном порядке проведения комплекса мероприятий по государственной регистрации права оперативного управления и права собственности Российской Федерации на автомобильные дороги общего пользования федерального значения, а также права постоянного (бессрочного) пользования на занимаемые ими земельные участки (п. 3.2.14 Устава).
Кроме того, ФКУ Упрдор Москва - Харьков имеет право в установленном законодательством порядке использовать имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления в соответствии с целями своей деятельности (п. п. 1 п. 4.2 Устава).
Согласно Постановлению в„– 275 от 19.08.1998 главы администрации Курского района Курской области за Федеральной дирекцией автомобильной дороги Москва - Харьков на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплены земельные участки, согласно приложению, в том числе под автодорогу Москва - Харьков, площадью 291,48 га, и выдано свидетельство в„– 3642 от 26.08.1998 на право постоянного (бессрочного) пользования 333 га земли для размещения автодороги (копии Постановления в„– 275 и свидетельства в„– 3642 прилагаются).
Согласно заданию, утвержденному главным инженером директором ФДАД Москва - Харьков 14.07.1992, ОАО "Гипродор НИИ" была произведена инвентаризация полосы отвода автодороги Москва - Харьков в пределах Курской области с подъездами и изготовлены схемы полосы отвода, в частности, в отношении подъезда к г. Курску.
27.06.2014 за Российской Федерацией было зарегистрировано право собственности на объект недвижимости - сооружение автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-2 "Крым" Москва-Тула-Орел-Курск-Белгород - граница с Украиной, протяженностью 1180 метров, площадью 95,4681 га, год ввода в эксплуатацию 1950, Курская область, г. Курск.
Согласно справке о балансовой стоимости имущества и инвентарной карточке указанный объект недвижимости учитывался на балансе ФКУ Упрдор Москва - Харьков. Кроме того, согласно приказу в„– 5 от 16.01.2003 Управления государственного имущества администрации Орловской области "О закреплении автомобильных дорог общего пользования на праве оперативного управления за управлением автомобильной магистрали Москва - Харьков Минтранса России" право оперативного управления на автомобильную дорогу закреплено за истцом, данный объект (сооружение) имеется в реестре федерального имущества, согласно выписке из которого, на данное сооружение закреплено право оперативного управления за ФКУ Упрдор Москва Харьков.
На основании государственного контракта в„– 09/13-15 от 24.06.2014, заключенного по результатам запроса котировок, индивидуальным предпринимателем Исаевым С.И. осуществлялось проведение работ для ФКУ Упрдор Москва - Харьков в целях государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, занимаемые полосой отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-2 "Крым" Москва-Тула-Орел-Курск-Белгород- граница с Украиной, подъезд к г. Курску км 23+550-км 31+050.
По окончании выполнения комплекса кадастровых работ в целях государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, занимаемые полосой отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-2 "Крым" Москва-Тула-Орел-Курск-Белгород-граница с Украиной (подъезд к г. Курску км 23+550 - км 31+050) было установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 46:29:103197:123, 46:29:103218:43, 46:29:103189:12, 46:29:103219:820, 46:29:103188:60, 46:29:103188:61, занимаемые полосой отвода федеральной автомобильной дороги М-2 "Крым" подъезд к г. Курску на участке км 23+550 - км 24+685, с 30 мая 2014 г. находятся в собственности муниципального образования "город Курск", что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно предоставленным ФКУ Упрдор Москва - Харьков в материалы дела копии выписок из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним и кадастровых паспортов, спорные земельные участки КН 46:29:103197:123, КН 46:29:103218:43, КН 46:29:103189:12, КН 46:29:103219:820, КН 46:29:103188:60, КН 46:29:103188:61 имеют категорию земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства и значатся расположенными по адресу: Курская область, г. Курск, ул. Магистральная.
Ссылаясь на то, что объект федеральной собственности автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-2 "Крым" Москва-Тула-Орел-Курск-Белгород-граница с Украиной (подъезд к г. Курску км23+550-24+685), кадастровый номер 46:29:000000:3210, закрепленный за истцом на праве оперативного управления размещен на земельных участках с кадастровыми номерами 46:29:103197:123, 46:29:103218:43, 46:29:103189:12, 46:29:103219:820, 46:29:103188:60, 46:29:103188:61, ранее находившихся у истца на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления в„– 275 от 19 августа 1998 г. Главы администрации Курского района Курской области и свидетельства в„– 3642 от 26 августа 1998 г., ныне необоснованно находятся в собственности муниципального образования "город Курск", истец обратился в Арбитражный суд Курской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.
В силу п. 3 ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (п.т 2 ст. 264 ГК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 269 ГК РФ, лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.
На основании Распоряжения Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 6 февраля 1995 г. в„– 148-р и в соответствии с реестром федерального имущества, Управлением государственного имущества Администрации Орловской области переданы в оперативное управление, а ГУ Управление автомобильной магистрали Москва - Харьков приняты объекты государственного имущества, в том числе: Автомагистраль "Крым" Москва-Тула-Орел-Курск-Белгород-гр. с Украиной, подъезды к городу Курску км 0-3+700, км 23+550-31+050, что подтверждается актом о передаче государственного имущества в оперативное управление от 2 сентября 2002 г. и распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации в„– 3161-р от 10 сентября 2002 г.
В соответствии с п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации в„– 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее-Постановление в„– 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 5 раздела 4 Приложения в„– 1 к Постановлению в„– 3020-1 к таким объектам относятся федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации.
Как следует из материалов дела, объект недвижимости - автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-2 "Крым" Москва-Тула-Орел-Курск-Белгород- граница с Украиной - подъезд к г. Курску КН 46:29:000000:3210, был введен в эксплуатацию в 1950 году.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на вышеуказанный объект недвижимости, зарегистрированное 27.06.2014, является ранее возникшим на основании указанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации в„– 3020-1 от 27.12.1991.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 3020-1 предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении в„– 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу абз. третьего п. 1 приложения в„– 3 к Постановлению в„– 3020-1 объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, а именно: объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, относятся к муниципальной собственности.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в информационном письме от 11.06.1997 в„– 15 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении в„– 3 к Постановлению в„– 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 в„– 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением в„– 3 к Постановлению в„– 3020-1.
Объект недвижимости - дорожное полотно, КН 46:29:000000:3187 введен в эксплуатацию в 1966 году.
Согласно Решению Девятой сессии Совета двадцать первого созыва Курского областного Совета народных депутатов от 21.01.1992 и Постановления Главы администрации Курской области от 26.12.1991 в„– 19 в муниципальную собственность было передано городское дорожно-эксплуатационное управление, на балансе которого находилось сооружение - дорожное полотно.
Согласно представленному в дело кадастровому паспорту от 28.10.2013 и техническому паспорту от 14.07.2013, наименование дорожного полотна - автомобильная дорога по ул. Магистральная Сеймского района г. Курска площадью 39 917 кв. м.
Право собственности муниципального образования "город Курск" на сооружение - дорожное полотно, общей площадью 39 917 кв. м зарегистрировано в установленном порядке 12.12.2013, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 46АП в„– 034048.
Соответствующие права сторон на указанные объекты недвижимого имущества никем не оспорены и до настоящего момента являются действующими.
Спорные земельные участки с кадастровыми номерами 46:29:103197:123, 46:29:103218:43, 46:29:103189:12, 46:29:103219:820, 46:29:103188:60, 46:29:103188:61 поставлены на государственный кадастровый учет и зарегистрированы на праве собственности за муниципальным образованием "город Курск".
Основанием для регистрации права муниципальной собственности на данные земельные участки является п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" в„– 137-ФЗ от 25.10.2001, согласно которому в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципальных образований.
В соответствии с п. 15 ст. 3 Закона в„– 257-ФЗ полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Согласно заключению кадастрового инженера ООО "Бюро кадастра города Курска" Башковой Л.Г. сооружение с кадастровым номером 46:29:000000:3210 (автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-2) пересекает сооружение с кадастровым номером 46:29:000000:3187 (дорожное полотно, находящееся в муниципальной собственности).
Факт наложения объекта недвижимого имущества - дорожное полотно общей площадью 39 917 кв. м с кадастровым номером 46:29:000000:3187, находящегося в муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-2 с кадастровым номером 46:29:000000:3210, находящегося в федеральной собственности, подтверждается представленной в материалы дела фрагментом кадастровой карты на 5 л. и не оспаривается сторонами.
В соответствии с проектом дислокации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги М2 "Крым" подход к г. Курску, начало участка дороги имеет место на км 23+550, окончание - км 31+050.
Согласно информации о прохождении автомобильной дороги по населенным пунктам, автомобильная дорога подход к городу Курску (южный) проходит по населенному пункту г. Курск с км 23+550 по км 23+700.
Земельный участок под автодорогу Москва - Харьков площадью 291,48 га на праве постоянного (бессрочного) пользования был предоставлен правопредшественнику истца согласно Постановлению в„– 275 от 19.08.1998 главы администрации Курского района Курской области.
Однако, на дату вынесения постановления в„– 275, земельные участки под автомобильной дорогой общего пользования федерального значения М-2 "Крым" Москва-Тула-Орел-Курск-Белгород- граница с Украиной - подъезд к г. Курску находились на территории Курского района, а не на территории г. Курска.
Согласно п. 1. ст. 60 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 в„– 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", действовавшем на момент вынесения постановления главы Администрации Курского района Курской области в„– 275 от 19.08.1998, к полномочиям районной администрации относилось предоставление в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) и временное пользование, передача в собственность и сдача в аренду, изымание земельных участков из всех земель в границах района.
Границы муниципального образования "город Курск" Курской области утверждены Законом Курской области от 1 декабря 2004 г. в„– 60-ЗКО "О границах муниципального образования Курской области" (Приложение в„– 503).
В настоящее время (после 2004 г.) граница муниципального образования "город Курск" проходит по отметке км 24+685, что подтверждается схемой расположения земельных участков.
Ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, границы территорий муниципальных образований устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Документов, подтверждающих предоставление земельных участков для содержания объекта недвижимости - дорожное полотно - автомобильная дорога по ул. Магистральная Сеймского района г. Курска, а также документов, подтверждающих передачу земельных участков от муниципального образования "Курский район" муниципальному образованию "город Курск", либо обосновывающих перевод земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность, ответчиками в материалы дела не представлено.
Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Следовательно, на дату принятия Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признавались права на всю землю, которая была передана в установленном порядке иным субъектам права, в том числе, и истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования на спорный участок.
В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может быть также прекращено в связи с его переоформлением на право аренды или приобретением земельного участка в собственность.
Факт непереоформления ответчиком права постоянного (бессрочного) пользования до 01.07.2012, как предусмотрено п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не означает прекращения указанного права, поскольку Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" такого правила не содержат.
В соответствии со ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Однако, истцом заявлений об отказе от своего права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости федеральной собственности автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-2 "Крым" Москва-Тула-Орел-Курск-Белгород - граница с Украиной - подъезд к г. Курску (км 23+550-24+685), не подавалось, решения о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования не принималось.
Таким образом, как правильно установили суды нижестоящих инстанций, ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Харьков Федерального дорожного агентства" не утратило своего права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и осуществляет фактическое постоянное и непрерывное использование в своей деятельности спорные земельные участки и находящийся на них объект автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-2 "Крым" Москва - Тула - Орел - Курск - Белгород - граница с Украиной - подъезд к г. Курску.
Поскольку ответчиком было зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 46:29:103197:123, 46:29:103218:43, 46:29:103189:12, 46:29:103219:820, 46:29:103188:60, 46:29:103188:61, на которых размещен объект недвижимости федеральной собственности автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-2 "Крым" Москва-Тула-Орел-Курск-Белгород- граница с Украиной (подъезд к г. Курску (км 23+550-24+685), у истца отсутствует возможность осуществления государственной регистрации как права постоянного (бессрочного) пользования, так и права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, в порядке установленном ч. 1 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Учитывая, что данные земельные участки, были выделены в постоянное (бессрочное) пользование истцу, то в настоящее время истец лишен права распоряжения данными участками, из-за регистрации прав на земельные участки за другим правообладателем.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установив, что спорные объекты в силу закона являются федеральной собственностью, и с учетом того, что ответчиками не доказаны основания возникновения права собственности муниципального образования "город Курск" на спорные объекты недвижимого имущества, суды правомерно удовлетворили исковые требования.
Довод заявителя, что дорожное полотно площадью 39 917 кв. м с кадастровым номером 46:29:000000:3187, находящееся в муниципальной собственности пересекает автомобильную дорогу общего пользования федерального значения М-2 с кадастровым номером 46:29:000000:3210, находящуюся в федеральной собственности, однако до настоящего времени право муниципальной собственности на объект с кадастровым номером 46:29:000000:3187 действует и никем не оспорено, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, верно указавшим, что данные обстоятельства не исключают друг друга.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что фактические обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Разрешая ходатайство ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Харьков Федерального дорожного агентства" об отмене обеспечительных мер в соответствии с частью 1 статьи 97 АПК РФ и с разъяснениями, данными в абзаце втором пункта 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 в„– 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер", суд кассационной инстанции установил следующие обстоятельства.
Определением суда первой инстанции от 13.10.2015 по настоящему делу были приняты меры по обеспечению иска в виде запрета Администрации города Курска, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Курска, земельному комитету города Курска распоряжаться, в том числе заключать сделки по отчуждению и иные сделки, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 46:29:103197:123, 46:29:103218:43, 46:29:103189:12, 46:29:103219:820, 46:29:103188:60, 46:29:103188:61 и запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области совершать регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 46:29:103197:123, 46:29:103218:43, 46:29:103189:12, 46:29:103219:820, 46:29:103188:60, 46:29:103188:61.
Ходатайствуя об отмене обеспечительных мер, ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Харьков Федерального дорожного агентства" указало на обстоятельства, позволяющие признать основания обеспечения иска отпавшими.
Поскольку суд кассационной инстанции пришел к выводу о законности вступивших в законную силу обжалуемых судебных актов, то основания для сохранения обеспечительных мер, принятых указанным определением суда первой инстанции, отпали.
При таком положении суд кассационной инстанции считает обеспечительные меры подлежащими отмене.
руководствуясь ст. 97, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 07.12.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 по делу в„– А35-3915/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Курской области от 13.10.2016 в виде запрета Администрации города Курска, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Курска, земельному комитету города Курска распоряжаться, в том числе заключать сделки по отчуждению и иные сделки, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 46:29:103197:123, 46:29:103218:43, 46:29:103189:12, 46:29:103219:820, 46:29:103188:60, 46:29:103188:61 и запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области совершать регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 46:29:103197:123, 46:29:103218:43, 46:29:103189:12, 46:29:103219:820, 46:29:103188:60, 46:29:103188:61, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.М.НАРУСОВ

Судьи
Т.Ф.АХРОМКИНА
Л.В.СОЛОДОВА


------------------------------------------------------------------