Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.06.2016 N Ф10-892/2016 по делу N А23-3754/2015
Требование: О взыскании задолженности по договору оказания услуг по передаче электроэнергии.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что отказанные услуги ответчиком не оплачены. Ответчик утверждает, что он правомерно оплатил услуги по тарифу, предусмотренному за услугу, оказанную на высоком напряжении.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку судом не установлено, какой уровень напряжения принимался во внимание при формировании тарифа на услуги по передаче электроэнергии, не решен вопрос о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица органа тарифного регулирования.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калужской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2016 г. в„– Ф10-892/2016

Дело в„– А23-3754/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 08.06.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Толкачевой И.Ю.
судей Егоровой С.Г., Сладкопевцевой Н.Г.
при участии в заседании:
от истца Коваль О.Л. (дов. от 28.12.2015);
от ответчика Лохмачева В.А. (дов. от 10.11.2015);
от третьих лиц представители не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу АО "Обнинскоргсинтез", Калужская область, на решение Арбитражного суда Калужской области от 28.09.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 по делу в„– А23-3754/2015,

установил:

открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания центра и Приволжья" (далее - истец), ОГРН 1075260020043, обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к закрытому акционерному обществу "Обнинскоргсинтез" (далее - ЗАО "Обнинскоргсинтез", ответчик), Калужская область, ОГРН 1074025007781, о взыскании задолженности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.02.2014 в„– 2014/0784кэ в сумме 646 165 руб. 34 коп. за апрель 2015 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Эвтек-Сервис", ОАО "КСК".
Решением Арбитражного суда Калужской области от 28.09.2015 (судья Шатская О.В.) исковые требования удовлетворены. Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 (судьи Заикина Н.В., Мордасов Е.В., Стаханова В.Н.) решение Арбитражного суда Калужской области от 28.09.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, ЗАО "Обнинскоргсинтез" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 23.03.2016 кассационная жалоба была принята к производству и дело назначено к рассмотрению на 13.04.2016.
В судебном заседании 13.04.2016 присутствовал представитель истца - Яковлева С.В., которая возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель АО "Обнинскоргсинтез" заявил ходатайство об отложении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы АО "Обнинскоргсинтез" на решение Арбитражного суда Калужской области от 28.09.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 по делу в„– А23-3754/2015 в связи с рассмотрением Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерацией аналогичного дела.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 13.04.2016 судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы АО "Обнинскоргсинтез" на решение Арбитражного суда Калужской области от 28.09.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 по делу в„– А23-3754/2015 было отложено на 05.05.2016.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 05.05.2016 судебное заседание отложено на 02.06.2016.
На основании определения заместителя председателя Арбитражного суда Центрального округа Сорокиной И.В. в связи с нахождением судьи Козелкина И.И. в отпуске и в соответствии с п. 37 Регламента арбитражных судов, утвержденного Постановлением Пленума ВАС РФ в„– 7 от 05.06.1996 (с последующими изменениями), вместо судьи Козелкина И.И. в рассмотрении настоящего дела 02.06.2016 приняла участие судья Сладкопевцева Н.Г., в связи с чем рассмотрение кассационной жалобы начато сначала.
В судебном заседании после отложения представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, пояснил также, что вопрос формирования тарифа на 2015 год предметом рассмотрения судов не являлся, сослался на то, что в соответствии с действующим законодательством предложения по формированию тарифа представляются регулируемыми организациями регулирующему органу до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, а изменения в пункт 15 (2) Правил в„– 861 вступили в силу с августа 2014 года и при формировании тарифа на 2015 они не могли быть учтены.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 01.02.2014 между ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (исполнитель) и ЗАО "Обнинскоргсинтез" (потребитель) был заключен договор в„– 2014/0784кэ оказания услуг по передаче электрической энергии, по условиям которого исполнитель обязался оказывать ответчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином законном основании, а потребитель обязался оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором.
Согласно пункту 6.5. договора расчет стоимости оказанных услуг определяется исходя из уровня напряжения, на котором подключены энергопринимающие устройства потребителя.
Ссылаясь на то, что во исполнение условий договора ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в апреле 2015 года оказало потребителю услуги по передаче электроэнергии на сумму 1 810 030 руб. 56 коп., однако оказанные услуги последним были оплачены частично, в результате чего образовалась задолженность в сумме 646 165 руб. 34 коп., ОАО "МРСК Центра и Приволжья" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском о ее взыскании.
Возражая на исковые требования, АО "Обнинскоргсинтез" утверждало, что оно правомерно оплатило услуги сетевой организации по тарифу, предусмотренному за услугу, оказанную на высоком напряжении.
Суды удовлетворили исковые требования ОАО "МРСК Центра и Приволжья", руководствуясь положениями абзаца 5 пункта 15 (2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 в„– 861 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 в„– 740 (далее - Правила в„– 861), исходя из того, что энергопринимающие устройства ответчика подключены к объекту электросетевого хозяйства сетевой компании опосредованно через объект электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуги по передаче электроэнергии, и, следовательно, в расчетах за услуги по передаче электроэнергии должен приниматься уровень напряжения, на котором подключен объект указанного лица к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, то есть средний второй уровень напряжения.
Однако судебная коллегия не может признать выводы, содержащиеся в судебных актах, соответствующими обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а также нормам материального права.
Как установлено судами, энергопринимающие устройства ЗАО "Обнинскоргсинтез" присоединены к ячейкам центральной распределительной подстанции, принадлежащей ООО "Эвтек-сервис", на уровне напряжения 6 киловольт. ООО "Эвтек-сервис" не оказывает услуг по передаче электроэнергии.
Энергопринимающие устройства общества ООО "Эвтек-сервис" (в том числе указанная подстанция) присоединены на уровне напряжения 6 киловольт к ячейкам подстанции "Цветково", принадлежащей сетевой организации. На подстанции "Цветково" происходит понижение напряжения с 220 и 110 киловольт до 10 и 6 киловольт.
В силу статей 1, 2, 21, 23, 26 Федерального закона от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон об электроэнергетике) основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в этой сфере и потребителей электроэнергии установлены указанным Федеральным законом и принятыми на его основе нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Утверждаемые Правительством Российской Федерации нормативные документы, регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков, обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу (статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 в„– 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный Закон в„– 36-ФЗ).
Объем взаимных обязательств субъектов розничных рынков по договору оказания услуг по передаче электроэнергии определяется в точке поставки на розничном рынке, которая по общему правилу располагается на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя и объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и фиксируется в акте разграничения балансовой принадлежности (до его составления - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики) (пункт 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 в„– 442, пункт 2 Правил в„– 861).
Место физического соединения энергопринимающего устройства потребителя услуг по передаче электроэнергии с электрической сетью сетевой организации определяется законодательством как точка присоединения к электрической сети (пункт 2 Правил в„– 861).
Для потребителя, энергопринимающее устройство которого присоединено к электрическим сетям сетевой организации опосредованно, точкой поставки является точка присоединения этого устройства к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электроэнергии. Указанные потребители оплачивают услуги в соответствии с утвержденными методическими указаниями (пункты 5, 6 Правил в„– 861).
Стоимость услуг территориальных сетевых организаций по передаче электроэнергии рассчитывается исходя из тарифа и объема оказанных услуг (пункт 15 (1) Правил в„– 861).
Объем услуг определяется в отношении каждого уровня напряжения либо исходя из фактического объема потребления электрической энергии и величины фактически потребленной мощности, либо только из фактического объема потребления электроэнергии.
В силу естественно-монопольного характера деятельности электросетевых организаций цена услуг по передаче электроэнергии подлежит государственному ценовому регулированию. Тарифы устанавливаются в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, к которым, помимо прочего, отнесено обеспечение стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, определение экономической обоснованности планируемых себестоимости и прибыли, обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на передачу электроэнергии, обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электроэнергии (пункт 1 статьи 424 ГК РФ, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 в„– 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона об электроэнергетике, пункты 6, 46, 48 Правил в„– 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178 (далее - Основы ценообразования)).
При установлении тарифов учитываются нормативные акты, устанавливающие правила функционирования рынков электроэнергии (статья 23 Федерального закона об электроэнергетике, пункт 4 Основ ценообразования, раздел V Правил в„– 861).
По общему правилу тарифы для территориальных сетевых организаций устанавливаются регулирующими органами субъектов Российской Федерации посредством оценки представленных регулируемыми организациями до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, предложений и обосновывающих их материалов. Расчет тарифов и форма представления предложений должна соответствовать нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов. Тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев (пункт 3 статьи 24 Федерального закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования, пункты 7, 8, 12, 17, подпункт 7 пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178 (далее - Правила в„– 1178)).
При использовании метода экономически обоснованных расходов тарифы рассчитываются исходя из соотношения размера необходимой валовой выручки (НВВ) регулируемой организации, полученной от реализации каждого вида услуг, и расчетного объема производства соответствующего вида услуг за расчетный период регулирования (пункт 15 Основ ценообразования).
Законодательством предусмотрена дифференциация ставки тарифа на услуги по передаче электроэнергии в зависимости от уровня напряжения (высокого - 110 кВ и выше; среднего первого - 35 кВ; среднего второго - 20-1 кВ; низкого - 0,4 кВ и ниже) в точке подключения потребителя к электросети сетевой организации. При этом НВВ сетевой организации рассчитывается для каждого уровня напряжения (пункты 44, 48 Методических указаний).
Для потребителей, электросети которых подключены к центрам питания (подстанциям), правила определения и, как следствие, применения тарифа (пункт 35 Правил в„– 1178) установлены пунктом 45 Методических указаний: за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения центра питания (подстанции) независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя (при указанных в этом пункте вариантах определения границы балансовой принадлежности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 в„– 740 пункт 15 (2) Правил в„– 861 изложен в новой редакции и в нем установлен порядок определения уровня напряжения в отношении каждой точки поставки для расчета и применения тарифов при различных вариантах присоединения (подключения) энергопринимающих устройств потребителей к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций.
Из абзаца 3 пункта 15 (2) Правил в„– 861 следует, что, если граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств потребителя электроэнергии установлена на трансформаторной подстанции, то принимается уровень напряжения, соответствующий значению питающего (высшего) напряжения указанной трансформаторной подстанции.
В абзаце 5 того же пункта установлено правило определения уровня напряжения в отношении опосредованно присоединенных потребителей. В этом случае принимается уровень напряжения, на котором подключены объекты несетевых организаций (лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства) к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.
По смыслу пункта 15 (2) Правил в„– 861 не исключено применение одновременно абзацев 3 и 5 данного пункта Правил в„– 861 в случае одновременного наличия нескольких факторов, влияющих на определение уровня напряжения в отношении каждой точки поставки (решение Верховного Суда РФ от 10.02.2016 в„– АКПИ15-1377).
Указанные особенности независимо от условий заключенных договоров являются обязательными для лиц, производящих расчеты за услуги по передаче электрической энергии в случаях, предусмотренных этим пунктом. Данный вывод следует из пункта 4 статьи 421, статьи 422, пунктов 2 и 4 статьи 426 ГК РФ, пункта 3 статьи 26 Федерального закона об электроэнергетике, статьи 6 Федерального закона в„– 36-ФЗ.
Уровень напряжения для определения подлежащего применению тарифа не может определяться соглашением сторон и объективно зависит от условий технологического присоединения энергопринимающих устройства потребителя к сетям сетевой организации и императивных предписаний законодательства. Судебная практика по данному вопросу сформирована Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (пункты 2, 3 раздела II споров, разрешенных Судебной коллегией по экономическим спорам, Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации в„– 3 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015).
Таким образом, порядок расчета и применения тарифов на услуги по передаче электроэнергии, установленный законодательством, допускает одновременное применение абзацев 3 и 5 пункта 15 (2) Правил в„– 861, то есть, если энергопринимающее устройство потребителя подключено к объекту несетевой организации, который в свою очередь подключен к трансформаторной подстанции сетевой организации, то потребитель вправе оплачивать услуги сетевой организации по уровню напряжения, соответствующему значению питающего (высшего) напряжения указанной трансформаторной подстанции. При таком подходе сетевая организация получает плату за оказание тех услуг, которые она действительно оказывала по своим сетям. Кроме того, опосредованно присоединенные потребители ставятся в равное положение с непосредственными, чем достигается реализация принципов недискриминационного доступа к услугам сетевых организаций (пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 20, пункт 9 статьи 25 Федерального закона об электроэнергетике).
Следует учесть также следующее. Деятельность сетевых организаций по оказанию услуг по передаче электроэнергии подчинена государственному регулированию, в основе которого определение экономически обоснованной цены этих услуг (тарифа), устанавливаемой по определенным правилам на период регулирования - не менее чем на год. По этим же правилам должны осуществляться и расчеты за услуги в периоде регулирования. Иное искусственным образом вносит дисбаланс в тарифное решение, что не способствует устойчивому существованию и развитию электросетевого хозяйства и входит в противоречие с общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики (статья 6 Федерального закона об электроэнергетике).
Порядок определения уровня напряжения в отношении опосредованно присоединенных потребителей установлен в июле и вступил в силу в августе 2014 года. Таким образом, указанный порядок подлежит применению в тарифообразовании со дня его вступления в силу, а в расчетах за услуги - со следующего периода регулирования, то есть с 01.01.2015. Сетевая организация как профессиональный участник рынка электроэнергетики при формировании тарифа на 2015 год с учетом изменившегося законодательства получает возможность представить в регулирующий орган достоверную и исчерпывающую информацию по уровням напряжения, учитываемым в расчетах с потребителями, и защитить свои интересы по получению НВВ, а потребитель - оплачивать те услуги, которые ему оказаны. Тем самым соблюдаются основные принципы государственного регулирования в электроэнергетике.
Суду первой инстанции при новом рассмотрении дела следует выяснить, какой уровень напряжения принимался во внимание при формировании тарифа на услуги по передаче электроэнергии на 2015 год, поскольку спорным является период - апрель 2015 года, и в этой связи рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица органа тарифного регулирования для представления достоверных сведений, касающихся предмета спора.
В связи с изложенным судебная коллегия полагает, что решение Арбитражного суда Калужской области от 28.09.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 по делу в„– А23-3754/2015 подлежат отмене, дело следует направить в Арбитражный суд Калужской области на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 28.09.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 по делу в„– А23-3754/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА

Судьи
С.Г.ЕГОРОВА
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА


------------------------------------------------------------------