По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.02.2016 N Ф10-87/2016 по делу N А83-1834/2015 Требования: О признании незаконными и отмене приказа уполномоченного органа о проведении внеплановой проверки, акта проверки и предписания.
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что уполномоченный орган не вправе был издавать приказ о проведении внеплановой проверки с целью выявления нарушений законодательства о недрах, имеет место нарушение процедуры проведения проверки.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку суд рассмотрел требование о признании акта проверки недействительным по существу, хотя акт проверки является ненормативным актом, требование о незаконности предписания обществом не обосновано, судом не дана оценка предписанию на предмет реальности его исполнения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2016 г. в„– Ф10-87/2016
Дело в„– А83-1834/2015
резолютивная часть постановления объявлена 17.02.2016
постановление изготовлено в полном объеме 25.02.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Стрегелевой Г.А., Степиной Л.В.
при участии в заседании:
от заявителя - ООО "Крымская буровая компания", г. Симферополь, ОГРН 1149102080544 Силич Л.Е. - дов. от 15.02.2016
от заинтересованного лица - Минприроды Республики Крым, г. Симферополь, ОГРН 1149102000860 не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крымская буровая компания" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.08.2015 (судья Титков С.Я.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2015 (судьи Карев А.Ю., Горошко Н.П., Градова О.Г.) по делу в„– А83-1834/2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Крымская буровая компания" (далее - ООО "Крымская буровая компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконными и отмене приказа от 17.04.2015 в„– 271 Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - Минприроды, Министерство) о проведении внеплановой выездной проверки, акта проверки от 27.04.2015 в„– 3 и предписания Минприроды от 27.04.2015 в„– 3.
В процессе судебного разбирательства общество уточнило свои требования, дополнив их требованием о признании незаконными действий Минприроды по проведению проверки и установлению нарушений в акте проверки (т. 2, л.д. 21-26).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.08.2015 в удовлетворении всех требований общества отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2015 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить, требования общества удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу Минприроды просит оставить принятые судебные решения без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Минприроды надлежаще извещено о времени и месте судебного разбирательства, но его представитель в суд округа не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя заинтересованного лица в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя общества, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, ООО "Крымская буровая компания" перерегистрировано на территории Российской Федерации 12.11.2014.
10 января 2008 г. между обществом и НАК "Недра Украины", на балансе которой находилась Ковыльненская скважина в„– 10, был заключен договор аренды Ковыльненской скважины в„– 10, расположенной в Раздольненском районе Крыма.
Приказом Минприроды от 17.04.2015 в„– 271 предписано провести в отношении общества внеплановую выездную проверку с целью выявления возможных нарушений требований законодательства о недрах в соответствии с письмом УФСБ по Республике Крым от 18.03.2015 в„– 171/6/3272.
Во исполнение данного приказа в период с 21 по 27 апреля 2015 г. сотрудниками Министерства проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества, по результатам которой составлен акт проверки.
В акте зафиксировано 3 нарушения, а именно: 1.10.01.2015 истек срок договора аренды скважины в„– 10 на Ковыльненской площади с НАК "Недра Украины". Имущество НАК "Недра Украины" на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.07.2014 в„– 2392-6/14 передано на баланс ГУП РК "Крымгеология". Общество не обращалось в ГУП РК "Крымгеология", являющееся балансодержателем скважины в„– 10, для перезаключения договора. Соответственно, в отсутствие договора аренды скважины в„– 10 не могут быть выполнены пункты 8, 9 Программы работ Соглашения от 28.03.2013 в„– 3221 к специальному разрешению на пользование недрами от 13.12.2007 в„– 3221 "Об условиях пользования недрами с целью геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых"; 2. Согласно п. 3 Программы работ с целью геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки Ковыльненской площади должен быть составлен геологический и технический проекты на бурение скважин - срок выполнения 1 квартал 2013, по состоянию на 21.04.2015 геологический и технический проекты для ООО "Крымская буровая компания" на бурение скважин не представлено. Представлен проект для ДП "Крымгеология" 2003 года не в полном объеме на строительство поисковой скважины в„– 10 Ковыльненской площади. Бурение скважины в„– 10 было выполнено без проектной документации; 3. Общество в нарушение пункта 6 Особых условий специального разрешения на пользование недрами от 13.12.2007 в„– 3221, Приказа Минприроды от 25.11.2014 в„– 340 "О предоставлении сведений за 2014 год по годовым формам статистической отчетности по формам 5-гр, 6-гр, 7-гр" не подавало ежегодную отчетность по форме 6-гр, в том числе за 2014 год (т. 1, л.д. 25).
На основании акта проверки 27.04.2015 Минприроды вынесло предписание в„– 3, которым общество обязывалось представить в срок до 29.05.2015 действующий договор аренды скважины в„– 10 Ковыльненской площади (п. 1), полный геологический и технический проекты на строительство поисковой скважины в„– 10 Ковыльненской площади (п. 2), подать и представить копию отчета по форме 6-гр за 2014 год (п. 3).
Полагая, что Минприроды не вправе было издавать приказ о проведении проверки, так как письмо ФСБ не содержало информацию, которая могла бы стать основанием для проведения внеплановой проверки; нарушена процедура проведения проверки - Министерство не сообщило обществу не менее чем за двадцать четыре часа о проведении выездной внеплановой проверки; в акте проверки неверно указано о представлении не в полном объеме рабочего проекта на строительство скважины в„– 10, о непредставлении договора аренды скважины; требование представить отчет по форме 6-гр за 2014 год необоснованно, так как утверждение запасов полезных ископаемых в соответствии с Программой работ необходимо произвести в 3 квартале 2016 года, запасы полезных ископаемых на Ковыльненской площади не подсчитаны и не прошли государственную экспертизу, общество обратилось с указанными требованиями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления общества в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Минприроды имелись основания для проведения внеплановой проверки в отношении общества в связи с поступившим письмом из ФСБ, действия Минприроды при проведении проверки не противоречат закону, изложенные в акте нарушения нашли свое подтверждение в суде, а поэтому предписание выдано обоснованно.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться в полном объеме с принятыми судебными актами, так как они постановлены при неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, с нарушением норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из указанной нормы права следует, что лицо может оспорить в суде ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
Суду следовало уточнить требования общества, выяснить какие действия Министерства или его руководителя оспаривает общество, или в обоснование требования о незаконности предписания общество ссылается на нарушение процедуры проведения проверки (уведомление или неуведомление о проведении проверки является элементом процедуры проведения проверки).
Суд первой инстанции отметил в решении, что акт проверки не является ненормативным актом, однако рассмотрел требование о признании акта проверки недействительным по существу и отказал в удовлетворении этого требования вместо прекращения производства по делу в этой части.
В решении суд сослался на ряд документов: Программу работ Соглашения от 28.03.2013 в„– 3221 к специальному разрешению на пользование недрами от 13.12.2007 в„– 3221, договор аренды от 10.01.2008, однако в материалах дела эти документы отсутствуют и проверить выводы судов на предмет соответствия установленных судами обстоятельств указанным документам не представляется возможным.
Поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предписание должно быть исполнимо. То есть, у проверяемого лица должна быть реальная возможность на устранение выявленного нарушения в указанный в предписании срок.
В акте проверки от 27.04.2015 Минприроды указывает, что договор аренды от 10.01.2008 прекратил свое действие 10.01.2015, общество не обращалось в ГУП РК "Крымгеология" для перезаключения договора аренды и действует в отсутствие договора аренды.
В предписании Минприроды обязывает общество представить в срок до 29.05.2015 действующий договор аренды.
Однако, как отмечено выше, договор аренды с ГУП РК "Крымгеология" не заключался, то есть, такого договора нет. Реальная возможность представления договора аренды возникнет после его заключения с ГУП РК "Крымгеология".
Суду следовало дать оценку пункту 1 предписания на предмет реальности его исполнения в срок до 29.05.2015, так как заключение договора аренды зависит не только от общества, но и от ГУП РК "Крымгеология".
В пункте 2 акта проверки отмечено, что согласно п. 3 Программы работ с целью геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки Ковыльненской площади, должен быть составлен геологический и технический проекты на бурение скважин - срок выполнения 1 квартал 2013, по состоянию на 21.04.2015 геологический и технический проекты для ООО "Крымская буровая компания" на бурение скважин не представлено. Представлен проект для ДП "Крымгеология" 2003 года не в полном объеме на строительство поисковой скважины в„– 10 Ковыльненской площади. Бурение скважины в„– 10 было выполнено без проектной документации.
В пункте 2 предписания обществу предписано представить в срок до 29.05.2015 полный геологический и технический проекты на строительство скважины в„– 10 Ковыльненской площади.
Из акта приема-передачи копий документов от 21.04.2015 следует, что общество передало Министерству скан копию проекта на строительство поисковой скважины в„– 10 Ковыльненской площади Т.1 от 2003 и технический проект на производство прострелочно-взрывных работ в скважинах от 1998 г. (3 файла) - 1 экз. на 258 стр. (т. 1, л.д. 89).
В кассационной жалобе и в судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества настаивал на том, что проект на строительство поисковой скважины был представлен в полном объеме.
Суду следовало уточнить, какая часть проекта на строительство скважины в„– 10 не представлена обществом, или же речь идет о геологическом и техническом проекте на бурение скважины. Пункт 2 предписания не вполне соответствует нарушению, изложенному в пункте 2 акта проверки.
В связи с изложенным, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости решение от 28.08.2015 и постановление от 11.11.2015 отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела учесть отмеченные недостатки.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.08.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2015 по делу в„– А83-1834/2015 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья
С.И.СМОЛКО
Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
Л.В.СТЕПИНА
------------------------------------------------------------------