По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.03.2016 N Ф10-126/2016 по делу N А14-7373/2013
Требование: О признании незаконным предписания департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка об устранении нарушений лицензионных требований.
Обстоятельства: Проверкой установлено, что общество в связи с нахождением магазина в пределах территории, прилегающей к медицинской организации, где не допускается розничная торговля алкогольной продукции, не обратилось в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении лицензии.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт того, что магазин, в котором общество осуществляет розничную торговлю алкогольной продукции, расположен в пределах территории, на которой не допускается ведение указанной деятельности, установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Воронежской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2016 г. в„– Ф10-126/2016
Дело в„– А14-7373/2013
Резолютивная часть объявлена 26.02.2016
Полный текст постановления изготовлен 04.03.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Панченко С.Ю., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Маячок-24" (ОГРН 1063619008386, ИНН 3619009325, ул. Ленина, д. 10а, г. Острогожск, Воронежская область, 397855) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069, пл. Ленина, д. 12, г. Воронеж, 394000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Маячок-24" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.08.2015 (судья Ловчикова Н.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу в„– А14-7373/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Маячок-24" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным предписания Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области (далее - Департамент) об устранении нарушений лицензионных требований от 14.06.2013.
Определением суда от 15.06.2015 Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области в порядке статей 48, 159 АПК РФ заменен на правопреемника - Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Решением суда от 14.08.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, поскольку суды неправильно применили нормы материального права; обстоятельства, имеющие значение для дела, не в полном объеме исследованы судами.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как установлено судами, подтверждено материалами дела, Департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области обществу "Маячок-24" выдана лицензия (36 МЕ 002430, рег. номер РАП-5393) на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в магазине, расположенном по адресу Воронежская область, г. Острогожск, д. 10а, со сроком действия с 13.06.2011 по 12.06.2016.
06.05.2013 Администрацией городского поселения город Острогожск принято постановление в„– 174 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", которым утвержден перечень организаций и объектов, на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции, установлено минимальное значение расстояния от организаций и объектов, на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утверждены схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта. В частности в приложении в„– 47 определены границы прилегающей территории здания клиники "Медхэлп", в которую попадает принадлежащий обществу "Маячок-24" стационарный торговый объект.
Судебными актами по делу в„– А14-14260/2013 Арбитражного суда Воронежской области по заявлению общества "Маячок-24" о признании незаконным постановления Администрации городского поселения город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области от 06.05.2013 в„– 174 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" в части приложения в„– 47 о схеме границ территории клиники "Медхэлп", указанный ненормативный акт в оспоренной части признан законным и не нарушающим права и законные интересы ООО "Маячок-24".
С целью проверки поступившей 31.05.2013 информации, изложенной в заявлении Администрации Острогожского муниципального района Воронежской области от 24.05.2013 в„– 2131, Департаментом издан приказ от 03.06.2013 в„– 53-06-01/419 о проведении внеплановой документарной проверки ООО "Маячок-24" по соблюдению лицензионных требований при осуществлении продажи алкогольной продукции.
Проверкой установлено, что общество в связи с нахождением магазина в пределах территории, прилегающей к медицинской организации, где не допускается розничная торговля алкогольной продукции в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 в„– 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон в„– 171-ФЗ), не обратилось в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении лицензии.
По результатам проверки составлен акт от 14.06.2013 в„– 419 и Департаментом обществу выдано предписание от 14.06.2013 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, которым ООО "Маячок-24" предписано в срок до 13.07.2013 подать в Департамент заявление о переоформлении лицензии 36 МЕ 002430 рег. в„– РАП-5393 от 13.06.2011, в связи с изменением указанного в лицензии места нахождения обособленного подразделения, которое перестало соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции, указанным в пункте 2 статьи 16 Закона в„– 171-ФЗ (в связи с исключением территориально обособленного подразделения, указанного в лицензии - магазина, расположенного на территории, прилегающей к медицинской организации).
Не согласившись с предписанием Департамента, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона в„– 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах. Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.
Перечень организаций и объектов, на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции, условия размещения организаций розничной продажи алкогольной продукции на территории г. Острогожск, схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утверждены постановлением администрации городского поселения - город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области от 06.05.2013 в„– 174 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции".
Судами с учетом положений части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что магазин, в котором общество осуществляет розничную торговлю алкогольной продукции, расположен в пределах территории, на которой не допускается ведение указанной деятельности.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года в„– 17-П и от 23 мая 2013 года в„– 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как алкогольная продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Закона в„– 171-ФЗ.
Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов, одним из которых является запрет, установленный в пункте 3 статьи 16 Закона в„– 171-ФЗ.
При осуществлении указанных видов деятельности лицензиат обязан соблюдать предусмотренные действующим законодательством лицензионные требования и условия.
Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Несоблюдение лицензионных требований условий является основанием для применения мер государственного принуждения, в том числе, в виде административной ответственности, приостановления действия или аннулирования лицензии.
Согласно пункту 12 статьи 19 Закона в„– 171-ФЗ в случае изменения места нахождения организации или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений, изменения иных указанных в лицензии сведений переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии.
В соответствии с пунктом 13 статьи 19 Закона в„– 171-ФЗ заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.
В силу пункта 14 статьи 19 Закона в„– 171-ФЗ до переоформления лицензии лицензиат или его правопреемник может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии.
Учитывая названные нормы Закона в„– 171-ФЗ, обязательные для исполнения лицензиатом, в данном случае - ООО "Маячок-24", Департаментом обоснованно предъявлено заявителю предписание о необходимости подать соответствующее заявление о переоформлении имеющейся у общества лицензии.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, основаны на ином толковании норм материального права, которое из их содержания не следует.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых решения и постановления судов.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.08.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 по делу в„– А14-7373/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Маячок-24" излишне уплаченную по платежному поручению от 22.12.2015 в„– 173 государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
Судьи
С.Ю.ПАНЧЕНКО
С.И.СМОЛКО
------------------------------------------------------------------